Конспект образовательной деятельности по речевому развитию. Тема «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Вторая младшая группа.
Документы для скачивания
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию Тема «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» Вторая младшая группа О бразовательная область: Речевое развитие. Раздел: Воспитание любви и интереса к художественному слову. Знакомство детей с художественной литературой. Программные задачи: Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года. Различать по признакам времена года. Упражнять в выразительном чтении стихотворения. Закрепить умение внимательно слушать стихотворение. Формировать умение понимать содержание, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию стихотворения. Развивать диалогическую речь детей, память, слуховое и зрительное внимание. Расширить представление детей о признаках весны, рассказать о взаимодействиях различных явлений. Обогащать словарный запас, развивать связную речь. Материалы: звуковая запись( рычание медвеженка) , музыка( капель, щебетание птиц) , к артинки с изображениями времен года, мягкая игрушка медвежонка, мольберт, иллюстрация к стихотворению А. Плещеева «Весна». Предварительная работа: Наблюдения на улице за изменениями природы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», чтение стихотворений и рассказов о временах года и их признаках, разгадывание загадок, Ход образовательной деятельности. Мотивационно- ориентировочный этап. Коммуникативная ситуация «Здравствуйте! » Дети с воспитателем заходят в группу и становятся в кружок. Раз – два – три – четыре – пять – В лес отправимся гулять. ( Обычная ходьба) По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. ( Ходьба «змейкой”) Может быть, и под листочком Сладку ягоду найдем. ( Присели) На носочки дети встали, по дорожкам побежали. ( Бег на носках) И на каблучках пойдем, Через лужи перейдем. ( Ходьба на пятках) Отдохнули, вот и славно. Поговорим теперь о главном. Описание ситуации. Игровая ситуация: В берлоге зарычал маленький медвеженок. Звучит звукозапись рычание медвеженка. Педагог: - Ребята, кто это у нас рычит? ( дети с воспитателем оборачиваются на звук и находят игрушку медвеженка) . Педагог: - Ребята, а как вы думаете, почему медвеженок рычит? Что у него случилось? ( выслушивает предположение детей) . А давайте его спросим …( побуждает детей самих сформулировать вопрос для медвеженка) . Мишка: - ( звучит ответ медвеженка, записанный на диктофон) . Он здоровается с детьми и рассказывает о том, что он проснулся после долгой зимней спячки и не знает, какое время года сейчас. Педагог: - Ребята, поможем мишке? Как мы можем помочь? Проблема. Дети хотят помочь, предлагают, как это сделать. Поисковый этап. Воспитатель обсуждает с детьми, как можно помочь медвеженку, подводит их к идее, что: Сначала надо вспомнить какие времена года бывают. ( н а мольберт ставятся картинки времен года) . Рассказать медвеже нку, о признаках времен года, вс помнить приметы весны. Педагог: - Ребята давайте поиграем, в игру которая называется «Когда это бывает? » Я вам буду называть примету, а вы будете догадываться, о каком времени года идет речь. Дети вместе с педагогом подходят к мольберту, на котором закреплены изображения четырех времен года, их характерные признаки. Дети отвечают на вопросы педагога и находят их на картинках. - Травка зеленеет, солнышко блестит…- Стало холоднее, высохли цветы…- Стаи птиц улетают в теплые края…- Птицы поют, гнездышки вьют…- Стали лужи замерзать…- Распустились на ветках листочки…- Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? За крепляем знания о временах года, рассматриваем изображения лета, осени, зимы, весны, закрепленные на мольберте. Воспитатель читает стихотворение «Весна» А. Плещеева, уточняет, понравилось ли оно детям. Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей. . . Прощебечь с дороги Нам привет скорей! Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собой. . . Педагог: - Ребята, а как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении? Дети вместе с воспитателем выясняют, что речь идет о весне. Наводящими вопросами, педагог помогает детям найти признаки весны, о к оторых говорится в произведении, обращая внимание на ключевые слова. Практический этап. Проводится игра. Цель: Расширить представления детей о признаках времен года, о признаках весны. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь. Описание игры: На столе у детей лежат картинки времен года, детям необходимо выбрать только те, на которых изображена весна и описать картинку. Занятие проходит под звуки природы, весенней капели, щебетание птиц. Дети выбирают картинки, показывают воспитателю, называют признаки весны, вместе с воспитателем выясняют, что по всем признакам, сейчас время года – весна. Дети рассказывают стихи о весне: К нам весна шагает быстрыми шагами И сугробы тают под её ногами. Черные проталины на полях видны. Верно, очень теплые ноги у весны. Она приходит с ласкою И со своею сказкою Волшебной палочкой взмахнёт – В лесу подснежник расцветет. Физ. Минутка! Пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла». Мы ладони протянули и на солнышко взглянули. ( Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх- вниз. ) Дай нам, солнышко, тепла, что бы силушка была. ( Делают движение пальцами, словно маня к себе) Наши пальчики – малютки не хот ят ждать ни минутки, ( Ритмично сгибают и разгибают пальцы. ) Тук- тук, молоточками, ( Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям. ) Хлоп- хлоп, лапоточками, ( Ритмично хлопают по коленям. ) Прыг- прыг, словно зайки, Скачут на лужайке. ( Стучат полусогнутыми пальцами по коленям) Воспитатель предлагает детям перенести на мольберт выбранные рисунки с изображениями признаков весны. Педагог помогает детям по изображениям, наводя щими вопросами сформулировать вывод о различных природных проявлениях весны. IV. Рефлексивно – оценочный этап. Педагог: - Ребята, как вы думаете, мы помогли медвеженку понять какое сейчас время года? Сможет ли теперь медвеженок отличить весну от другого времени года? Как мы ему помогли? ( обращается к мольберту) . Ответы: Рассказали о всех временах года. Помогли определить, что сейчас на улице весна. Назвали признаки весны. - с егодня мы узнали…- мне было интересно…- я поняла, что…- я научился…- у меня получилось…- я смог…- мне захотелось… Педагог: - Ну, а мы давайте поиграем с медвеженком в игру «У медведя во бору». Занятие плавно переходит в игру. Цель: Развивать ориентировку в пространстве, внимание, бег в разных направлениях. У медведя во бору( дети повторяют) Грибы, ягоды беру( дети повторяют) А в берлоге медведь сидит, И на детей, рычит, рычит. ( Мишка рычит и дети разбегаются) .