a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей «В школу – с радостью»

Опубликовано: 2016-12-22 17:37:54

Документы для скачивания

Консультация для воспитателей «В школу – с радостью» Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошел в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность. «У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Говоря о психологической готовности ребенка к обучению в школе, психологи имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой и эмоциональной. Дети должны иметь навык вхождения в контакт со сверстниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое- то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости- качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе. Необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Родители должны уделить особое внимание взаимоотношениям ребенка со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу, а также выработке адекватной самооценки. Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что- то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. На готовности ребенка идти в школу отражается и то, как вы с ним общаетесь. Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях. Придя в первый класс, он уже не может занять то же положение среди сверстников, которое имел до школы в привычном детском коллективе. Говоря об интеллектуальной готовности, важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе, как думают многие родители. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Достигает он этой способности только тогда, когда с ним систематично занимаются. Причем, не специально обучая, а в ходе общении. Ходить в школу и учиться- большая разница. Как пишет детский психолог Л. А. Венгер, «Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться». Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Необходимы для школы и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого нужно читать с дошкольником книжки, а потом пересказывать содержание прочитанного. Это приучает ребенка анализировать смысл книги и делает его речь связной, закрепляя в словаре новые слова. Кроме этого, обязательны для будущего первоклассника такие качества как: любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное задание. Все эти навыки можно нарабатывать ежедневно  ( игры, лепка, чтение, общение) . В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа- готовность следовать всем этим требованиям характеризует волевую готовность. К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. А укрепить волевое знание о себе может помочь игра. Через игру процесс подготовки к школе станет занимательным и полезным. Для ребенка школа- это определенного рода стресс, так как он становится взрослым, а значит, не может только играть и отдыхать, теперь он должен носить ранец и писать что- то в тетради, а после возвращения домой еще выполнять домашнее задание, а не только смотреть мультфильмы. Он- первоклассник, и родители должны осознать всю ответственность этого момента и подготовить к нему ребенка. И только эмоциональная свобода, вернее независимость ребенка поможет ему выдержать и устоять. А степень эмоциональной независимости малыша зависит, главным образом, от родителей, от их стиля воспитания, взглядов. Подготовка ребенка к школе- дело сложное и ответственное, и эффективность его будет определяться, прежде всего, системным и комплексным развитием всех психических сфер ребенка. И еще хочется добавить, что подготовка ребенка к школе начинается с подготовки родителей, которые ответственны за этот нелёгкий шаг. Если родители не учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка и неправильно организуют работу по подготовке к школе, то рискуют отбить у ребенка охоту учиться и подвергнуть опасности как свою, так и его нервную систему. Личностная готовность- это потребность общаться со сверстниками и умение общаться, способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что- то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. На готовности ребенка идти в школу отражается и то, как вы с ним общаетесь. Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях. Однако ребёнок 6- 7 лет ещё дошкольник, и главное чем он живёт- игра. Она самая привлекательная деятельность для дошкольника и является ведущей. В последние годы игра вытесняется из детского сада учебной деятельностью. Но, как это не парадоксально, именно благодаря игре ребёнка можно подготовить к школе. Через игру ребенок познает окружающий мир, в игре удовлетворяются его основные потребности: стремление к самостоятельности, к участию в жизни взрослых, в активных движениях, в общении. Что мне дал конкурс? Можно ответить этой цитатой, а можно и добавить- возможность посмотреть на себя со стороны, приоткрыть то, что не было замечено самой и, самое главное, это победа над собой. Неважно, какое место ты займешь, ты уже победитель в своей номинации. Это возможность расширить свой профессиональный взгляд, круг общения, познакомится с интересными людьми. Это ещё один шаг вперед. И спасибо всем, кто находится рядом со мной. Необходим ли детский сад ребенку? Тема детского сада сложна. Ошибочна и глубоко неверная позиция «отдать» ребёнка потому, что так надо или отсутствие такой позиции вообще. Частая ошибка это чересчур раннее отлучение ребенка от матери и семьи при отсутствии сформированности психологической готовности обеих сторон. Необходим ли детский сад- определить это можно только в сравнении с домашним воспитанием. Положительная сторона современного дошкольного образования это ориентировка на формирование полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития. Это опыт общения в коллективе и психологическая подготовка к школе. Своеобразная «тренировка», которая просто необходима при подготовке к школьной жизни. Насыщенная событиями и безопасная жизнедеятельность, тесное взаимодействие взрослых и детей в образовательном процессе- всё это способствует благоприятной социализации детей в процессе усвоения ими опыта общественной жизни и отношений. Хотя детский сад не является панацеей от стеснительности, замкнутости, тревожности и т. п. Успех психологической адаптации ребёнка к саду зависит от индивидуальных особенностей и от многих других факторов, таких как учёт «подходящего» возраста для поступления в д/ с, выбор садика, подготовка к поступлению, последовательность и правильность действий родителей, преодоление «барьера расставания» родителей. Тема садика не исчерпывается только актуальностью вопроса адаптации. Существуют и такие вопросы как взаимодействие родителей и персонала, конфликтные ситуации, реакции родителей и самих детей на изменения в саду и многое другое. Ситуации во многом типовые, но выход из них для каждого индивидуален. И консультации педагога- психолога образовательного учреждения будет лучшим способом решения определенной проблемной ситуации. Педагог- психолог в детском саду Педагог- психолог в детском саду- это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность. Педагог- психолог, работая в детском саду, имеет дело с детьми самого разного возраста. При этом он видит возраст детей не в статистике, а в динамике- на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу- одна из задач психолога. Поэтому в центре внимания психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог- к самоопределению. Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада. Задачи психолога в детском саду можно условно подразделить на две группы. Во- первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом. Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей: передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т. п. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться общими сведениями по детской психологии: оно должно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного детского сада и его коллектива, учитывать национальные традиции и местные условия, квалификацию персонала и индивидуальный стиль работы воспитателей, своеобразие детей и их родителей. Вторая группа задач значительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально- психологических особенностей в воспитательном процессе. С помощью наблюдения и соответствующих диагностических методик психолог должен в процессе длительного изучения каждой группы детского сада определить особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, а также оценить индивидуально- психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития. Результатом такой работы должны стать рекомендации для воспитателей и родителей, в том числе, и по дифференциации обучения и воспитания, а в отдельных случаях- разработки приемов коррекционной работы с детьми. К этой- второй- группе задач относится также такая важная функция психолога, как определение готовности ребенка к школе и проведение соответствующей коррекционной работы. Вместе с тем, хотя формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе традиционно рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного воспитания, психологу необходимо иметь в виду, что эта задача не является ни единственной, ни даже самой главной в его деятельности. При всех обстоятельствах важнее всего обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие ребенка. Вступая во взаимодействие с ребёнком, больше всего необходимо обращать внимание на естественные механизмы развития ребенка, стараться не разрушить их, а строить свою работу на основе наблюдений за ребенком, его интересами и потребностями. Никогда педагог- психолог не должен становится в позицию всё знающего, диктующего, распоряжающего руководителя, он должен быть своеобразным соучастником, исследователем, наблюдателем детских игр. Возможность вместе с ребенком понять что- то новое, испытать радость творчества, озадачиться неожиданными проблемами, почувствовать детскую радость и благодарность, бескорыстие и доверие- важнейшая составляющая часть работы психолога в ДОУ. Если этого нет- любые современные методики и упражнения становятся пустыми и ненужными. Работая в ДОУ и изучая новейшую литературу, важно суметь работать так, чтобы все эти знания не сужали наше восприятие ситуаций, не делали его ригидным, зафиксированным на тех вещах, которые бы нам «хотелось увидеть».

Оставить комментарий: