a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей на тему "Математические игры для детей старшего дошкольного возраста" Подготовила: Григорьева Л.М.

Опубликовано: 2016-12-23 05:08:04

Документы для скачивания

Математические игры для детей   старшего дошкольного возраста Воспитатель МАДОУ «ЦР Р- д/ с№2» Григорьева Л. М.   Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.   «Математика приводит в порядок ум», то есть наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качества ума. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но включение игр создаёт условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. В 5 – 7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приёмами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. Сравнение  – это приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Анализ  – выделение свойств объекта или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определённому признаку. Классификация  – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками. Обобщение  – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам. Систематизация  – приведение в систему, расположение объектов в определённом порядке, установление между ними определённой последовательности. Сериация  – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Умозаключения  – мыслительный приём, состоящий в выведении из нескольких суждений одного – вывода, заключения. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей.   В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью наглядных пособий: кубиков, кирпичиков, блоков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т. д. Сущность развивающих игр Задачи даются ребенку в различной форме( в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п. ) и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимость и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результат своих действий. Игры, направленные на развитие восприятия С помощью группы игр, направленных на развитие восприятия, дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ребята знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», являющиеся основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.   Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Игры подобного типа настолько заинтересовывают детей, что они начинают придумывать их сами. Примеры игр Все игры на классификацию по определенным признакам, «Расставь фигуры, как я скажу», «Магазин ковров», «Нарисуй недостающую фигуру», «Дорисуй фигуру», «Зверята строятся», «Матрешки и корзиночки», «Я знаю …», «Собери бусы», «Найди карточки с одинаковым расположением геометрических фигур», «К своим флажкам»,   «Парные картинки»( один- много) и т. д. Игры, направленные на развитие внимания Важное условие эффективности обучения математике – это внимание детей. Внимательно слушая объяснение, ребенок легче воспринимает, понимает, запоминает содержание материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Основные свойства внимания:   устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость  внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем- либо. Переключение  внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О  распределении  внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится взаимодействовать сразу с двумя или несколькими предметами. Внимание бывает  непроизвольным  и  произвольным.   Непроизвольное  внимание характеризуется тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное  внимание предполагает умение сосредоточиваться  на задании, даже если оно не очень интересно. Поэтому большое значение уделяется воспитанию произвольного внимания у дошкольников. Для этого в занятия постоянно включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания, развития активности, самостоятельности, творческого отношения к делу. Примеры игр «Что изменилось? », «Найди отличия», «Найди одинаковые», «Найди ошибки», «Зеркало»( ребенок внимательно следит за движениями взрослого и подражает им) , «Повтори рисунок»( копирование точек, букв по образцу) , «Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении», «Цифры по порядку»( прямой или обратный счет цифр, вразнобой нарисованных в таблице) , «Зачеркни на листе только цифру 5»,   «Подбери узор»( матрицы Равена) , «Найди такой же предмет, как на образце», «Найди только те предметы, которые нарисованы на картинке», «Поставь в фигурках определенные значки» и т. д. Игры, направленные на развитие памяти Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. Благодаря памяти он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что- либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно. Произвольная память начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте( 4- 5 лет) , однако целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически и зависят от вида деятельности, которую выполняет ребенок. Было установлено, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются игровая деятельность и выполнение поручений взрослого. При этом эффективность непроизвольного запоминания увеличивается, если задание ребенку предполагает не пассивное восприятие, а эффективную ориентировку в материале и выполнение мыслительных операций. Примеры игр «Запомни узор»( запомнить и нарисовать по памяти простой узор) , «Запомни,   как были расположены цифры на доске и выложи их также на столе( запиши в тетрадке) », «Запомни и построй такую же постройку»( деревянный конструктор, конструктор ЛЕГО) , «Опиши по памяти», «Запомни картинку, переверни страницу и расскажи, что изменилось», «К своей цифре беги», «Запомни свое место», «Реши задачу», «Кто самый- самый»- эта игра позволяет научить ребенка мысленно упорядочивать словесно представляемые объекты, совершенствовать оперативную память. Материалом служат задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами по одному признаку. В конце каждой задачи ставятся один- два вопроса. Поскольку задание задается в словесной форме и у ребенка нет возможности воспользоваться какой- либо внешней подсказкой, упорядочивание объектов он должен производить полностью в уме. Например: «Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая? ». Игры, направленные на развитие логического мышления Назначение логических упражнений – активизация умственной деятельности, оживление процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. В старших группах логические упражнения используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи обучения. В работе с детьми 5- 7 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти  задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы и т. д. Практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительным и доказательным. Виды логических игр и упражнений:                    сравнение объектов по признаку сходства и различия;                    поиск недостающих в ряду фигур;                    поиск признака отличия одной группы фигур от другой;                    классификация объектов по одному или нескольким признакам; Примеры игр «Чем отличается одна картинка от другой», «Какая фигура лишняя», «Продолжи ряд», «Дорисуй в пустом квадрате недостающую фигуру», «Дорисуй четвертую картинку в ряду, используя соответствующую закономерность», «Закрась лишний предмет», «Обручи» и т. д. Игры на воссоздание из геометрических фигур   образных и сюжетных изображений  « Танграм », «Волшебный круг», « Колумбово яйцо», «Листик», и т. д. Они занимают особое место среди математических игр. Игры способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах, их свойствах, развитию зрительного восприятия, операций анализа и синтеза, пространственных представлений. Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга, овала. Игры осваиваются в несколько этапов. Первый этап  – ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2 – 3 имеющихся новой. Второй этап  – составление фигур- силуэтов по расчлененным образцам. Фигура- силуэт – это предметное плоское изображение, составленное из частей игры. На этом этапе происходит усвоение детьми плана анализа предъявляемого образца, начиная с основных частей. ( Если у детей возникают трудности, можно начать с накладывания фигур на их контуры) . Третий этап  – воссоздание фигур по образцам контурного характера( нерасчлененным) . Четвертый этап  – составление изображений по собственному замыслу.   Задания математической головоломки «Пифагор» используются уже в курсе предшкольной подготовки для детей 6- 7 лет. Их целью является развитие мыслительной деятельности, пространственного представления, сообразительности и воображения. Эту игру очень просто сделать самим детям. Квадрат размером 7 х 7см разрезается на 7 геометрических фигур: 2 квадрата разного размера, 1 четырехугольник( параллелограмм, но дети еще не знают этого слова) , 2 маленьких треугольника и 2 больших треугольника. Важно, чтобы материал, из которого изготавливается игра, был одинакового цвета с обеих сторон. Мы вырезаем детали из сложенной вдвое и склеенной плотной цветной бумаги. Цель игры состоит в составлении из ее деталей различных изображений, силуэтов животных, предметов, строений. Набор представлен геометрическими фигурами, хорошо известными детям дошкольного возраста. Поэтому ее можно использовать для закрепления представлений об этих фигурах, о способах изменения их путем составления новых геометрических фигур из имеющихся деталей. Начинаем игру обычно с названия. Рассказываем кратко о древнегреческом математике Пифагоре и значении его открытий для современной математики. Затем рассматриваем все детали головоломки и называем геометрические фигуры, группируем их по форме или по размеру. Составление новых фигур начинаем с того, что из двух равных треугольников составляем квадраты и сравниваем их по размеру. Отмечаем, что из двух больших треугольников получился квадрат, равный по размеру готовому большому квадрату. А два маленьких треугольника составили квадрат, равный маленькому квадрату. Можно из двух маленьких треугольников и маленького квадрата составить прямоугольник. Такой же прямоугольник можно составить из параллелограмма и двух маленьких треугольников. Вариантов составления новых геометрических фигур можно придумать много. Когда ребенок сможет самостоятельно составлять новые геометрические фигуры, можно перейти к более сложным заданиям. Предложите ребенку расчерченные образцы фигур, которые можно составить из деталей игры. А когда он справится и с этим заданием, расчерченные образцы можно заменить на контурные, в которых ребенок сам старается определить расположение фигур. Составление фигур по контурным образцам — задание повышенной сложности. Подобные задания рассчитаны на детей 3- 4х классов. Если с ним справится ваш семилетний ребенок, можете считать, что он — вундеркинд. ИГРЫ- ГОЛОВОЛОМКИ Последовательность этапов освоения игр: Первый этап  – ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2- 3 имеющихся новой. Второй этап  – составление фигур- силуэтов по расчлененным образцам. Третий этап –  составление фигур- силуэтов по образцам без указания составных частей. Четвертый этап –  составление фигур- силуэтов по собственному замыслу. Пятый этап –   из 2- 3 одинаковых наборов фигур к игре составить фигуру- силуэт, сюжетную картинку. Шестой этап  – из наборов 2- 3 игр составить фигуру- силуэт, сюжетную картинку. Правила игры: Заинтересуйте Ребенка игрой, не навязывая ни себя, ни игру. Играйте с Ребенком на равных.  Обойдитесь без" не" ( не получится, неумеха, не старайся, все равно ничего не выйдет) . Поощряйте Ребенка добрым словом, похвалой. Не сравнивайте Ребенка с другими детьми. Не обращайте внимания на временные неудачи. У него все получится. Старайтесь выслушать Ребенка до конца. Не перебивайте его. Постарайтесь понять: каждый ответ Ребенка правильный, даже если он расходится с Вашим представлением о чем- либо. Учитывайте настроение Ребенка.  Старайтесь не критиковать Ребенка.  Пусть Ваши занятия с Ребенком будут искренними, доступными и доброжелательными.   Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно- двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей. ТАНГРАМ Это древняя китайская игра. Если разделить квадрат на семь геометрических фигур, как это показано на рисунке, то из них можно составить огромное количество( несколько сотен) самых разнообразных силуэтов: человека, предметов домашнего обихода, игрушек, различных видов транспорта, цифр, букв и т. д. Игра очень проста. к вадрат( величина его может быть практически любой) разрезается так, чтобы получилось пять прямоугольных треугольника разных размеров( два больших, один средний, два маленьких) ; один квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам; параллелограмм, по площади равный квадрату. При составлении силуэтов взрослый постоянно напоминает детям, что необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг к другу. Взрослый может применять некоторые приёмы, которые помогут дошкольнику достичь наилучших результатов: предложить анализ образца в целом или наиболее сложной его части, указать на расположение одной- двух фигур в составляемом силуэте, начать выкладывание, а затем предложить ребёнку закончить силуэт или, наоборот, завершить то, что начато ребёнком. Следует постоянно подтверждать правильность хода мысли и действий ребёнка, побуждать его планировать ход своей работы, обсуждать способы выкладывания и результаты, поощрять стремление доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности в достижении поставленной цели, выполнении задуманного. Помощь ребёнку должна быть тактичной, побуждающей к самостоятельности, активности, настойчивости, инициативным действиям, ведущим к достижению результата. Прямых указаний, что и как делать, лучше избегать. Уместны такие советы детям: «Посмотри( рассмотри) картинку внимательно. Из каких фигур она составлена? », «Попробуй сделать ещё раз, но по- другому», «Вспомни, как ты выкладывал в прошлый раз, и начни так же», «Вначале хорошо подумай, а потом делай». Игра «ТАНГРАМ» вызывает у детей огромный интерес, способствует развитию аналитико- синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развитие творческого, продуктивного мышления, а также нравственно- волевых качеств личности. ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ Детали игры получаются в результате деления круга на десять частей, как это показано на рисунке. В наборе образуется несколько пар одинаковых по форме и симметрии частей, поскольку деление круга происходит по принципу «каждый раз пополам». Величина круга существенного значения не имеет большие наборы можно использовать для игр на полу, фланелеграфе, меньшие – на столе. В составлении силуэтов должны быть использованы все части набора. Однако на первых порах можно не требовать строгого выполнения этого правила. По мере овладения игрой ребёнок использует все детали одного- двух наборов. Игра «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ» даёт возможность создавать силуэты человека, домашних и диких животных, рыб, птиц, предметов обихода и т. д. Округлость форм придаёт им особую выразительность. По желанию дети раскрашивают силуэты, дорисовывают их, наклеивают в виде аппликации на лист бумаги, включают силуэтные изображения в сюжетно- ролевые игры. Интерес к игре возрастает при внесении элементов соревнования: «Кто лучше составит», «У  кого быстрее получится», «Составь лучше, чем я» и т. д. Взрослый может одновременно с детьми составлять силуэты, а затем сравнивать их между собой. По- иному разделив круг на части, ребята могут создавать свои варианты игры и, сопоставив их изобразительные возможности, выбрать лучшую. Детям, играющим «в школу», можно предложить обучать составлению силуэтов своих товарищей. ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА Эта игра во многом напоминает «ТАНГРАМ»: квадрат делится на семь частей( см. рисунок) . Однако детали игры получаются иные. Эту общность и различия в играх можно показать детям. В набор «ГОЛОВОЛОМКИ ПИФАГОРА» входят два квадрата( большой и маленький) , четыре треугольника( два больших и два маленьких) и один параллелограмм. Изобразительные возможности игры достаточно велики и позволяют создавать силуэты разнообразных предметов и геометрических фигур сложной конфигурации, которые отдалённо напоминают объекты реальной действительности. Самый простой вариант игры – это создание силуэтного изображения путём последовательного укладывания деталей на расчленённый образец, выполненный в том же масштабе, что и набор для игры. Такой способ действия практически исключает поиски, пробы, ошибки. Тем же способом можно получать силуэтные изображения, пользуясь нерасчленённым образцом, хотя это более сложная для ребёнка задача. Если образцы берутся большего или меньшего размера, чем создаваемое силуэтное изображение, то ребёнок постоянно прибегает к зрительному контролю своих действий. Когда в качестве образца используется рисунок предмета или силуэт составляется по замыслу, то для достижения цели дети вынуждены прибегать к мысленным или практическим пробам. На этом пути возможны ошибки, неудачи. Но это полезный опыт, который многому научит дошкольника. Не стоит искусственно оберегать его от неудач, подсказывая каждый раз решение. Вместе с тем необходимо предотвратить постоянные разочарования, действия, не ведущие к положительному результату. Предлагая образцы разной степени сложности, можно поддерживать интерес к игре, достижению результата, учить преодолевать трудности. Полезно составление силуэтов на одну тему: человек, выполняющий разнообразные движения, разные породы собак, различные виды кораблей, зданий и т. д. Составленные детьми силуэты могут стать подарками друзьям, мамам к 8 Марта, папам к 23 Февраля, а также родным и близким в дни рождения. КОЛУМБОВО ЯЙЦО Известно несколько разрезов фигуры овальной формы с целью получения игры «КОЛУМБОВО ЯЙЦО». Мы представляем один из наиболее распространённых вариантов разреза: из десяти фигур четыре представляют собой треугольники, остальные имеют округлую форму. Округлость большинства фигур располагает к составлению из них силуэтов птиц, человека, животных. Особенно выразительными получаются силуэты пеликана, лебедя, клоуна.  Игра вызывает у детей большой интерес, поэтому сразу после её элементов можно предложить составить силуэт птицы, выбирая для этого необходимые детали. Учитывая индивидуальные возможности ребёнка, можно использовать все элементы набора или некоторые из них. В дальнейшем составленные детьми силуэты будут разнообразиться и усложняться по структуре, выразительности, степени сходства с реальными предметами. Если взрослые направляют деятельность ребёнка, то у него развиваются геометрическое воображение, пространственные представления, наблюдательность, умственные способности, необходимые для успешной учёбы в школе. СФИНКС В наборе игры семь простых геометрических фигур: четыре треугольника и три четырёхугольника с разным соотношением сторон. Эти элементы получаются в результате разрезания прямоугольника( оптимальные размеры 6 на 10 см) . Внимание детей привлекают прежде всего образцы ракеты, самолёта, парусника, птиц. Опора на образец поможет справиться с задачей. В дальнейшем ребёнку следует предлагать более сложные образцы разных размеров без указания составных частей или с обозначением места расположения одной из семи частей цифрой, точкой и т. п. Разнообразие образцов побуждает детей к творчеству, поиску и использованию различных приёмов. Дети овладевают умением самостоятельно реализовывать задуманное, свободно осуществляя практические действия, отыскивая нужное расположение элементов игры. Относительно небольшое количество элементов игры даёт возможность составлять из двух одинаковых наборов силуэты человека, животных, видов транспорта. ЛИСТИК Набор игры включает девять элементов, получаемых в результате разрезания геометрической фигуры сложной конфигурации, напоминающей схематическое изображение сердца или форму листа растения. Округлые и угловые детали набора позволяют составлять всевозможные силуэты, передавать многообразие окружающего предметного мира. Полученные силуэтные изображения своей выразительностью, схематичностью и условностью напоминают детские рисунки. Способы создания силуэтов остаются прежними, основанными на принципе: от простого к более сложному. Но поскольку у детей уже есть немалый опыт создания силуэтов из угловых( «ТАНГРАМ», «ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА») и округлых деталей( «КОЛУМБОВО ЯЙЦО», «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ») , то возможен иной путь: от замысла к воображению. Дошкольник может создавать силуэты, которых нет в образцах. Творческие поиски ребёнка надо всячески стимулировать и поощрять. Если при реализации замысла у него вначале остаются «лишние» детали, то затем их ему постоянно не хватает. Надо стремиться к полному использованию вначале одного, а потом и нескольких наборов. Так, изображение вертолёта составлено из двух комплектов. Полезны попытки изменить, усовершенствовать, перестроить уже готовое силуэтное изображение, добиваясь наибольшей выразительности, полного сходства его с реальным предметом. Упражнения детей в составлении силуэтов благотворно сказываются на результатах изобразительной деятельности, в частности предметного рисования. Силуэты вполне пригодны и для аппликации. Периодически в детском саду можно устраивать выставки предметных рисунков и аппликаций на одну и ту же тему. ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА Элементы игры можно получить разрезав круг( лучше всего диаметром 8 см) на части. При разрезании необходимо строго следовать образцу( как показано на рисунке) . В результате разрезания круга получается семь замысловатых элементов. Отдельные из них одинаковые по размерам. Все элементы игры имеют обтекаемые контуры, что побуждает ребёнка к составлению из них силуэтов животных( корова, лошадь, кошка, ворона, курица, цыплёнок, бабочка, стрекоза, рыба) Вначале лучше освоить составление силуэтов из неполного набора элементов, затем – составление по образцам с указанием составляющих силуэт частей, и только после этого можно приступить к работе по контурному образцу, рисунку и собственному замыслу. Все действия ребёнка целесообразно облечь в игровую форму, стимулировать проявление смекалки, сообразительности, находчивости как в выдвижении замысла( «Составлю рыбку») , так и в самостоятельном поиске способа осуществления задуманного. Желание достичь результата стимулирует активные действия, повышает интерес к процессу составления. А удачно найденное самостоятельное решение вызывает радость, положительный настрой на требующую умственного напряжения деятельность. Увлекает детей наряду с составлением силуэтов подрисовка, создание фона, сюжета. Удачные работы можно использовать для оформления вестибюля, комнаты, игрового уголка и т. д.  

Оставить комментарий: