a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

25.08.2014г. Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни через духовно-нравственный уклад обучения и воспитания 25.08.2014 г Стрюк Т.В.

Опубликовано: 2014-08-28 17:52:25

Документы для скачивания

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида  №7  г.Шебекино Белгородской области»

 

 

 

ДОКЛАД

 

«Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни через духовно-нравственный уклад обучения и воспитания».

 

Подготовил:

Стрюк Татьяна Васильевна, воспитатель 

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7

г.Шебекино Белгородской области»

 

            Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей -  это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых ре-зультатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

       Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального дошкольного образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

 • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

 • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

• активно формируемые в дошкольном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни явилась направляемая и организуемая воспитателем, социальными педагогами, психологом, родителями самостоятельная работа, способству-ющая активной и успешной социализации ребёнка в дошкольном учреждение, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования , происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания детей связана, по крайней мере, с тремя положениями:

Во – первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во – вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В – третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно – нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношения к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно – нравственными нормами.

Проблема духовно – нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Педагогический смысл работы по духовно – нравственному становлению личности ребенка состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно – игровой, предметно – продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно – нравственной компетенции – « становиться лучше».

            Цель этой работы - формирование нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности ребенка.Одним из компонентов этого уклада является взаимодействие, тесное сотрудничество, взаимопомощь и взаимная поддержка семьи (родителей ребенка) и  коллектива детского сада. Планируя оздоровительную работу в детском саду № 7 в городе Шебекино , воспитатели и медицинский персонал поставил перед собой цель:

  • сохранить и укрепить здоровья детей;
  • сформировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья;
  • осуществлять комплексную систему физического воспитания детей.

     Задачи и ожидаемые результаты, при достижении данной цели ставились следующие:

  • Охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физической и умственной работоспособности.
  • Развитие и совершенствование физических качеств, достижение определенного уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья детей.
  • Создание условий для реализации потребностей в двигательной активности в повседневной жизни детей.
  • Воспитание в детях личной физической культуры, формирование потребности в физическом совершенствовании.
  • Вовлечение семьи в дело охраны и укрепления здоровья детей, осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
  • Овладение навыками самооздоровления.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий  применялись следующие группы средств:

Средства двигательной направленности: физические упражнения, физкультминутки и паузы, эмоциональные разрядки, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая, лечебная физкультура, подвижные и спортивные игры, массаж, самомассаж, психогимнастика, сухой бассейн, массажно-закаливающая дорожка «Ручеёк».

Музыкотерапия –один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии.

  1. Оздоровительные силы природы: регулярные прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, аромотерапия, витаминотерапия, закаливание, занятия в бассейне и др.
  2. Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма: личная гигиена, проветривание, влажная уборка, режим питания, сон, правильное мытьё рук, обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни, обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т.д., ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
  3. Чистый воздух улучшает состояние здоровья, поэтому целесообразно создание в группе “Фитомодулей” из комнатных растений (фикус, герань, хлорофитум и др.), которые являются не только украшением интерьера, но и станут помощниками в оздоровлении детей.
  4. Помогает в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный альбом: “Я, и моё здоровье”, в который в течение всех лет посещения ребёнком детского сада записываются антропометрические данные, обводятся кисти руки, стопы детей. Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т.д., рисунки.

Вместе с родителями в группе можно создать “Уголок здоровья”, где находятся:

корзины с разнообразным спортивным инвентарём; различные массажёры; ребристые доски; грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки;бумага, схемы для выражения эмоций, схемы для точечного массажа и т.д.

Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции.

Не все могут сразу кардинально взяться за улучшение здоровья. В таком случае приступить к осуществлению программы можно постепенно, например, начать с утренней гимнастики. Мы должны понять, что выжить в современном мире по силам только здоровым людям, поэтому надо беречь самое ценное, что у нас есть.

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и Детском саду.

Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Огромное значение для воспитания детей имеет семейный уклад. Для полноценного воспитания (это идеальное и наиболее желаемое для всех людей состояние) каждого ребёнка требуется семья: отец, мать, дедушка и бабушка, старшие братья и сестры, сам ребенок, младшие братья и сестры. У каждого члена семьи должно быть свое место, свои обязанности, каждый член семьи должен выполнять свои функции. Ребенка с малых лет следует приучать к послушанию. Послушание — это начало воспитания. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая создается в семье. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное. Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду или пожилой женщине, не сажают ребёнка к окну и следят за тем, чтобы его никто не потревожил. И, конечно же, обязательно нужно рассказывать детям о том, как вам самим в трудных жизненных обстоятельствах помогали люди. Очень важен для воспитания ребёнка здоровый образ жизни в семье. Отсутствие вредных привычек у родителей, пропаганда ими здорового образа жизни, занятия спортом, следование правилам личной гигиены благотворно скажется на детях. Трудно приходится ребёнку, когда родители имеют вредные привычки. В нашем детском саду проводится много мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.

Как видите, много проблем стоит перед современной семьёй, из года в год мы убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание детей процесс сложный, длительный, требующий напряжения духовных сил родителей и высокой нравственности, и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и детский сад, и общество..

Оставить комментарий: