23.08.2014г. Развитие способностей детей посредством гендерного воспитания Стрюк Т.В., воспитатель

Опубликовано: 17:54:10 28-08-2014

Развитие способностей детей

 посредством гендерного воспитания.

 

Воспитатель: Стрюк Т.В.

МАДОУ детский сад №7

комбинированного вида

г.Шебекино

 

В настоящее время активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и девочек, анализируются перспективы их применения в социальном и семейном воспитании, что приводит к активному развитию гендерных исследований в педагогике. Развитие новой отрасли педагогики представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на поиск теоретико-методологических оснований и механизмов влияния на социализацию личности, отвечающих потребностям современной педагогической реальности.

Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры. Одна из задач, стоящих перед гендерной педагогикой – теоретическое обоснование гендерного воспитания дошкольников, выявление психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации, способствующих позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, предполагающих организацию педагогической помощи и поддержки в решении проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией личности в дошкольном возрасте.

Анализ изменений в системе гендерных представлений у детей показал необходимость внедрения гендерного подхода в процесс воспитания мальчиков/девочек в дошкольных образовательных учреждениях. Обоснование возможности педагогического влияния (воздействия) на идентичность девочек и мальчиков в современной ситуации потребовало разработки концепции и модели гендерного воспитания дошкольников.

Гендерный подход в воспитании исходит из того, что в дошкольные образовательные учреждения приходят не бесполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения. Гендерное воспитание нацелено на помощь им в том, чтобы справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация личности как мальчика или девочки. Гендерное воспитание призвано содействовать социализации и самоидентификации детей с учетом их пола и возраста.

Сущность гендерной социализации, согласно А.В. Мудрику, заключается в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношения полов. Гендерная социализация предполагает формирование гендерной идентичности и освоение гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы.

Гендерное воспитание – это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации гендерного репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения. Теоретическое обоснование содержания гендерного воспитания девочек и мальчиков дошкольного возраста отражено в разработанной в ходе нашего исследования концепции гендерного воспитания. Концепция, базируясь на междисциплинарном, целостном и гендерном подходах, позволила синтезировать современные данные различных наук о гендере и разработать модель гендерного воспитания дошкольников.

Концепция гендерного воспитания дошкольников включает следующие составляющие:

1) создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика/девочки;

2) целенаправленную педагогическую деятельность по гендерному воспитанию;

3) упорядочение процесса гендерной социализации (индивидуальная помощь ребенку в саморегуляции гендерного поведения).

Воспитание подрастающего поколения мы рассматривали как целенаправленную педагогическую деятельность по развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и гендерному воспитанию, направленному на овладение мальчиками/девочками гендерным репертуаром, навыками соответствующего поведения и гендерной культурой взаимоотношений.

Реализация концепции гендерного воспитания дошкольников предполагает соблюдение следующих психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации. К ним мы отнесли:

– создание гендерно-сбалансированного воспитательного пространства;

– реализация парциальных программ гендерного воспитания;

– разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс методик гендерного воспитания;

– профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности;

– информационно-методическая поддержка педагогов и родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.

Под гендерно-сбалансированным воспитательным пространством мы понимаем педагогизированную среду воспитания личности, дающую возможность мальчику и девочке дифференцировать себя от представителей другого пола, идентифицировать себя с представителями своего пола и развивать индивидуальные гендерные качества личности и формы позитивного гендерного поведения. Такая среда воспитания и развития предполагает приобщение ребенка к принятой в обществе системе социальных ролей и взаимоотношений через освоение гендерных ролей, норм, ценностей, идеалов и морали современного общества. Для создания гендерно-сбалансированного воспитательного пространства следует:

– дополнение зон самореализации мальчиков/девочек (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков ‒ к самообслуживанию);

– организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

– снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;

– создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки;

– создание условий для тренировки гендерной чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями);

– привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола.

Разработка и внедрение методики гендерного воспитания дошкольников в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений г. Анапы Краснодарского края позволили эффективно реализовать содержание гендерного воспитания в целостном педагогическом процессе, способствуя успешному овладению социальными ролями, культурой взаимоотношений гендеров, формированию готовности к партнерским, дружеским взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками своего и другого пола, развитию способности противостоять негативным явлениям гендерной социализации. Это позволило включить гендерную социализацию мальчиков и девочек дошкольного возраста в сферу педагогического влияния.

Методика гендерного воспитания дошкольников, разработанная нами в ходе исследования, включает систему педагогических ситуаций. Под педагогическими ситуациями мы понимаем «совокупность условий и обстоятельств», которые требуют от педагога принятия решения, в основе которого лежат понимание и доверие. «Организация» типичных педагогических ситуаций способствовала накоплению ребенком позитивного гендерного опыта, усвоение культуры поведения («Мужской и женский этикет», «Поведение мальчиков», «Поведение девочек», «Здравствуйте, пожалуйста!» и т.д.). «Структурирование» педагогических ситуаций предполагало решение проблемных педагогических ситуаций девочками/девушками и мальчиками/юношами, проявлению индивидуальности девочки/мальчика в игровой деятельности и жизненных ситуациях в ходе гендерной социализации. «Упорядочение» педагогических ситуаций гендерной социализации – оказание индивидуальной помощи мальчикам и девочкам в реальных жизненных ситуациях («Речевой этикет», «Не хочу/не буду» и т.д.).

Организация информационно-методической поддержки педагогов и родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности дошкольников включает создание учебно-методических пособий («Воспитание дошкольников в процессе гендерной социализации», «Гендерное воспитание младших школьников»); открытие лекториев при дошкольных образовательных учреждениях (лекторий для молодых родителей); проведение консультаций по вопросам воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Таким образом, концепция развития способностей посредством гендерного воспитания позволяет педагогам пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков и девочек в ДОУ, выстраивать процесс воспитания с учётом гендерных особенностей воспитанников, современных социокультурных потребностей общества и современной педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного воспитания дошкольников, их позитивной социализации.

 

Библиографический список.

 

  1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб., 2000.
  2. Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему? СПб., 1992; Геодакян В.А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга // Доклады Академии наук. 1992. № 6. С. 42–48; Геодакян В.А. Системно-эволюционная трактовка асимметрии мозга. М., 1992.
  3. Колесов Д.В. Биология и психология пола. М., 2000.
  4. Пушкарева Н.А. Гендерная асимметрия социализации // Гендерный подход в педагогике. М., 2002. Ч. 1. С. 18–21.
  5. Костикова И.В. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса МГУ. М., 2001.
  6. Орлова Л.Ю. Гуманизация воспитания и обучения на основе гендерного подхода // Сб. мат. науч. конф. «Российские женщины и европейская культура ». СПб., 2001. С. 223–234.

 

Документы для скачивания:

3488_Razvitie sposobnostey detey cherez gendernoe vospitanie97.doc
Формат: .doc

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: