Конспект НОД «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу» (подготовительная группа) Власенко Т. А.
Образовательная область «Познавательное развитие» (Ознакомление с природой)
Задачи: расширять представления детей об изменениях в природе, развивать умение замечать приметы осени; познакомить детей с природным явлением – опаданием листьев, вызвать интерес к экспериментальной деятельности – выявить почему листья имеют зеленую окраску; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Интеграция областей.
Образовательная область «Речевое развитие».
Задачи: активизировать в речи детей относительные прилагательные, закреплять умение составлять рассказ, используя схему; составлять распространенные предложения.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
Задачи: закреплять умение выразительно читать стихотворение наизусть, используя мнемотаблицу, воспитывать поэтический вкус, закреплять умение рисовать схематично признаки осени, развивать творческое воображение.
Оборудование и материалы: фланелеграф, схема «Времена года», мнемотаблица по стихотворению А.Фета «Ласточки пропали», листья комнатных растений, салфетки, кубики, репродукции картин Левитана, И.Шишкина, альбомные листы, простые карандаши, воздушный шарик, письмо, корзинка с листьями и плодами деревьев.
Ход образовательной деятельности.
Мотивационно – ориентировочный этап
Релаксация
Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
В месте за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Обратить внимание детей на воздушный шарик с письмом. Чтение письма:
Здравствуйте, ребята!
Я обращаюсь к вам с просьбой. Вы уже ходите в подготовительную к школе группу, многое знаете и умеете. Я не знаю, что такое осень. Ведь живу я на Луне. Тут осени никогда не бывает. Помогите мне, пожалуйста.
Жду от вас ответа. Заранее вас благодарю.
Лунтик.
- Ребята, ответим на просьбу Лунтика? А как мы можем ему помочь?
Поисковый этап.
- Назовите осенние месяцы.
- Сентябрь называют рябинник. Как вы думаете, почему?
- Октябрь – листопадник. Почему?
- Ноябрь – зимник. Почему?
Словесная игра (с мячом) «Осень какая?» ( называть сравнительные прилагательные).
Дидактическая игра«С какой ветки детки?» (корзинка с листьями и плодами деревьев).
Практический этап.
Словесное упражнение «Кто больше назовет признаков осени?» (за правильный ответ дети получают фишки – листики).
- Об осени поэты написали много стихотворений. Давайте вспомним стихотворение А.Фета «Ласточки пропали».(чтение по мнемотаблицестихотворения А.Фета «Ласточки пропали», дети читают по одной строфе каждый)
- А теперь, ребята, обратите внимание как художники увидели осень (рассматривание репродукций картин).
- Что вы видите на репродукции картины?
- Как бы вы назвали эти картины?
Составление рассказа (используется схема «Времена года», воспитатель записывает рассказ детей; прочтение записанного текста детям). Словарная работа: демисезонная одежда.
Физкультминутка. «Дождик».(массаж спины)
Дождик бегает по крыше бом-бом-бом (поглаживание ладошками)
По веселой звонкой крыше бом-бом-бом (постукивание пальцами)
Дома, дома посидите бом-бом-бом (поколачивание кулачками)
Никуда не выходите бом-бом-бом (растирают ребром ладони)
Почитайте, поиграйте бом-бом-бом (растирают плечи)
А уйду, тогда, гуляйте бом-бом бом (поглаживают ладошками)
- Дети, а вы задумывались, почему листья желтеют и опадают? (проблемный вопрос)
Рассказ воспитателя.
Если бы листья не опадали, то деревья бы погибли, тому есть причины.
С листьев деревьев испаряется вода. Летом дерево берет влагу и почвы. Но с похолоданием, воды в почве уменьшается, а зимой из промерзшей земли извлечь воду невозможно. Поэтому деревья с листьями зимой из-за недостатка воды погибли бы, высохли бы.
Зимой после сильных снегопадов ветви сильно склоняются к земле под тяжестью снега, некоторые веточки ломаются. А если бы были еще и листья, на ветках было бы еще больше снега и ветки бы ломались. Сбрасывая листья, деревья защищают себя от повреждений под напором снега.
Опавшие листья перегнивают и служат подкормкой для растений. А еще листья утепляют почву и корни растений от промерзания.
Экспериментальная деятельность.«Почему листья зеленые и почему меняют окраску?» Словарная работа: хлорофилл
- Сейчас мы с вами выясним, почему листья зеленые.
- Ребята, возьмите листик положите на салфетку, закройте листик салфеткой, постучите по ней кубиком.
- Какого цвета стала салфетка?
- Оказывается в листьях есть зеленое вещество - хлорофилл, который и делает листья зелеными. Это вещество вырабатывается в листьях летом, потому что солнце светит, создает тепло. А с наступление осени солнце уже так не греет, поэтому хлорофилл исчезает. Листья меняют окраску.
Пальчиковая гимнастика «Разотру ладошки»
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну,
Затем руки я помою, пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Творческая работа детей «Рисунки для Лунтика» (дети схематично рисуют признаки осени)
Рефлексивно – оценочный.
Словесное упражнение «Меня можно похвалить за то, что я…».