a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

19.12.2016 Памятка для педагогов «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию» Подготовила: Тонких З.И., воспитатель

Опубликовано: 2016-12-27 23:29:50

Памятка для педагогов

«Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию»

 

Подготовила: Тонких З.И., воспитатель

МБДОУ «Детский сад села Купино

Шебекинского района»

 

Значение пересказа в формировании монологической речи.

- Качественное и количественное обогащение словарного запаса.

- Практика употребления обогащенной лексики в активной речи.

- Формирование грамматического строя, использование различных по сложности словосочетаний.

- Понимание сюжетной линии рассказа.

- Развитие планирующей функции речи.

- Развитие способности сохранять сюжетную линию при пересказе (речевой самоконтроль).

- Развитие внимания к слову, грамматическому оформлению речи.

- Совершенствование и развитие познавательных процессов восприятия, представления об окружающей действительности, понимание причинно-следственных связей, воображения.

- Воспитание в ребенке положительные качества личности.

 

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Дети способны понимать и отвечать на вопросы небольшой по объему сказки, рассказа. Добавляются элементы пересказа. Многократно прочитанные тексты дети запоминают наизусть, но самостоятельный рассказ еще не доступен.

Задачи подготовительного этапа:

Учить следить за развитием событий в рассказе (сказке).

Учить называть и сочувствовать героям произведения.

Учить частично воспроизводить текст с помощью воспитателя.

Пересказ является новым видом речевой деятельности. Дети пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки.

Организуются специальные занятия по обучению пересказу. 

Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого. Дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения.

Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства  выразительности. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы. Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

 

  1. Требования к литературному тексту для пересказа:

- доступное, понятное детям содержание;

- разнообразие жанров;

- четкая композиция;

- простой  и грамотный  язык с использованием разнообразным языковых средств;

- небольшой объем;

- произведение должно развивать в ребенке положительные черты личности.

  1. Типовая структура занятия по пересказу

- Подготовка детей к восприятию нового произведения.

- Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

  1. Подготовительная беседа (анализ произведения).

- определение сюжетной линии  (основной прием: вопрос – ответ);

- определение и уточнение грамматически оформленного содержания (как о чем-либо говорится в тексте)

  1. Повторное чтение, обобщающее результаты разбора.
  2. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
  3. Пересказ (3—7 человек).
  4. Анализ пересказов детей.

 

 

Предыдущие материалы
Следующие материалы