a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

19.12.2016 Справка по итогам тематического контроля в МБДОУ «Детский сад села Купино Шебекинского района» Подготовила: старший воспитатель Несмашнева Н.И.

Опубликовано: 2016-12-27 23:49:31

Документы для скачивания

Справка по итогам тематического контроля

в МБДОУ «Детский сад села Купино Шебекинского района»

 

Тема: «Организация и эффективность работы по развитию у дошкольников связной речи».

На основании годового плана МБДОУ «Детский сад села Купино» и приказа № 124 от 06.10.2016 г. с 12 по 21 октября 2016 года была проведена тематическая проверка, с целью определения эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию связной речи.

В тематической проверке приняло участие 4 группы, 7 педагогов.

Объект исследования: система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие развитию связной речи детей.

Методы исследования:

- анализ результатов диагностики уровня развития речи детей;

- анализ документации, планов работы педагогов;

- изучение системы, методов воспитательно-образовательной работы;

- анализ созданных условий по речевому развитию дошкольников;

- анализ профессионального мастерства педагогов;

- анализ наглядной информации для родителей.

Комиссия в составе:

- заведующий МБДОУ Долженко Н.В.

- старший воспитатель Несмашнева Н.И.

- музыкальный руководитель Сергеева О.Н.

 

Анализ результатов диагностики уровня развития речи детей. Диагностика уровня речевого развития детей проводилась по методике О.С.Ушаковой. Речь детей оценивалась по 4 разделам: 1. Владение словарѐм; 2. Грамматика; 3. Фонетика; 4. Связная речь (Приложение 1).

Дети младших групп осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа, как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над, развитием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. Связная речь детей проявляется в ответах на вопросы по содержанию картины, могут составить короткий рассказ совместно со взрослым; могут воспроизвести текст хорошо знакомой сказки; составить рассказ из личного опыта; пользуются словами речевого этикета (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).

Активный словарь детей средней группы обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова. Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже). Дети овладевают связной речью и начинают строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений, составляют рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым; описывают предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, пользуются разнообразными вежливыми формами речи.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает более высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. Возрастает количество простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам. Связная речь проявляется в пересказывании литературных произведений, дети интонационно передают диалог действующих лиц, характеристику персонажей; развивают сюжетную линию в серии картин.

Проведенный анализ диагностики по развитию речи детей на начало учебного года, позволяет отметить, что для достижения высоких результатов в этом направлении необходимо продолжать работу в системе.

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют примерную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н.Е., Комарова Т.С., М.А.Васильевой и учебно-методическое пособие В.В.Гербовой «Развитие речи в детском саду». Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят, планируют и организуют работу по развитию речи детей.

На занятиях ведется словарная работа; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; формирование связной речи и рассказывания; воспитание любви и интереса к художественному слову.

В режимных моментах организуется индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме; дидактические игры; рассматривание предметов, игрушек, явлений природы; работа в книжных уголках; досуги, развлечения. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

Работа с семьей: консультации, беседы, папки-передвижки, стенды, памятки, анкетирование.

Однако в планах педагогов не достаточно уделяется внимания загадыванию, придумыванию загадок, что очень важно для развития речи детей.

Таким образом, в ходе наблюдений, бесед с детьми и воспитателями, тематического и оперативного контроля выявлено, что работа по развитию связной речи детей построена на уровне.

Изучение системы, методов воспитательно-образовательной работы. В ходе контроля было организовано посещение занятий в 4 возрастных группах по развитию речи: 1 младшая группа - Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь» (педагог Наумова М.В.); 2 младшая группа – Звуковая культура речи: звук О. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» (педагого Немшилова Т.А.); средняя группа – Инсценировка сказки «Репка» (педагоги Купина А.Ю., Сергеева О.Н.); старшая группа – Гласный звук «и», буква Ии (педагог Нестеренко И.Е.).

Было установлено, что программное содержание занятий по речевому развитию соответствует задачам речевого развития, возрастным особенностям детей. На занятиях созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. Занятия организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается интерес детей к занятию. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала. По времени занятия выдержаны в соответствии с возрастом детей, динамическая пауза своевременна.

В 1 и во 2 младшей группах дети на занятиях говорят, в основном, фразовой речью, что еще допустимо на данном этапе развития.

Воспитателям средней группы рекомендовано учить детей составлять распространенные предложения разных типов, развивать связную речь. На занятиях педагоги средней группы учат детей описывать предметы и игрушки, называя признаки, качества, действия.

Педагоги старшей группы учат детей рассказывать связно, подбору антонимов и синонимов к заданным словам разных частей речи, активизируют в речи детей сложноподчиненные предложения, учат делить слова на части и определять место звука в слове.

В группах ведется работа по обучению разговорной речи и рассказыванию. Воспитатели направляют свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих, особенно с детьми старшей группы, готовя их к школе. На занятиях воспитатели добиваются, чтобы дети говорили громко, отчетливо, выразительно, не торопясь, и сами воспитатели работают над силой голоса, эмоциональностью. Все педагоги проводят занятия по речевому развитию с интеграцией образовательных областей и применением игровых технологий.

Однако речевая плотность занятия средняя во всех возрастных группах. Высказываются на занятиях лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие).

Предложить воспитателям, для развития разговорной речи, следить за участием и разговором детей между собой и воспитателями в повседневной жизни.

Анализ созданных условий по речевому развитию дошкольников.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей, вся художественная литература соответствует возрасту, полочки расположены на уровне роста детей, места пользования книгами находятся в хорошо освещенном месте, книги сопровождается яркими иллюстрациями.

Во всех группах в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричные и изготовленные своими руками. В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развертывания сюжета игр. В группах созданы игровая и театрализованная зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам театра. Атрибуты, пособия для игр изготовлены из экологически безопасных материалов. Правила техники безопасности соблюдены. Атрибуты, пособия исключают возможность детского травматизма. Стеклянные, острые, режущие и другие опасные предметы отсутствуют.

Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы имеется диагностический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи.

Однако редко бывают тематические выставки в книжных уголках, не во всех группах имеются материалы о писателях, поэтах, художниках иллюстраторах.

Рекомендуется периодически оформлять тематические выставки, вовремя менять материал. В книжных уголках разместить картинки для пересказа и составления рассказов, а также мнемотаблицы и модули сказок и произведений.

В методическом кабинете также созданы условия для развития речи детей: методическая литература, материалы для работы с педагогами и родителями.

Однако требуется пополнение наглядных материалов: раздаточные материалы, сюжетные картины, предметные картины, серии картин. В методическом кабинете обновить хрестоматии по всем возрастам.

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей, умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты.

В МБДОУ «Детский сад села Купино» работают квалифицированные и компетентные педагоги, готовые создавать условия для развития речи детей.

Анализ наглядной информации для родителей. В группах ведется работа с родителями по данной проблеме через родительские уголки, информационные папки, родительские собрания, праздничные мероприятия, индивидуальные беседы.

Но, все-таки, необходимо больше беседовать с родителями индивидуально, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи.

Вывод: Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна, и она в ДОУ решается через занятия, через режимные моменты, взаимодействие с родителями. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи детей на удовлетворительном уровне. Педагоги соблюдают требования программы, учитывают возрастные особенности, системность изучаемого материала.

Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят, планируют и организуют работу по развитию речи детей.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей, организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Созданные условия позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В МБДОУ «Детский сад села Купино» работают квалифицированные и компетентные педагоги, готовые создавать условия для развития речи детей.

Состояние работы по развитию речи считать удовлетворительной.

 

Рекомендации:

  1. Педагогам уделять большое внимание загадыванию, придумыванию загадок, что очень важно для развития речи детей.
  2. Учить детей составлять распространенные предложения разных типов, развивать связную речь.
  3. Побуждать малоактивных детей к высказываниям, ответам словосочетаниями (младшие группы) или предложениями (средние и старшие группы) для повышения речевой плотности занятия.
  4. Применять мультимедийные презентации, что сделает занятия интересными и насыщенными.
  5. Регулярный контроль со стороны воспитателей за чётким звукопроизношением ребёнка на занятиях и в свободной деятельности.
  6. Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков с использованием игровой формы.
  7. Проводить индивидуальную работу над развитием мелкой моторики рук в тетрадях (выполнение заданий на занятии и в свободное время).
  8. Рекомендуется периодически оформлять тематические выставки, вовремя менять материал.
  9. В книжных уголках разместить картинки для пересказа и составления рассказов, а также мнемотаблицы и модули сказок и произведений.
  10. Пополнить наглядные материалы: раздаточные материалы, сюжетные картины, предметные картины, серии картин.
  11. В методическом кабинете обновить хрестоматии по всем возрастам.
  12. Воспитателям групп расширить картотеку игр по развитию мелкой моторики, подготовить картотеку стихов, речевых игр.
  13. Беседовать с родителями индивидуально, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

 

 

Составил: _________________ старший воспитатель Несмашнева Н.И.

 

Ознакомлены:   _____________ Немшилова Т.А.

_____________ Ишкова Т.И.

_____________ Купина А.Ю.

_____________ Нестеренко И.Е.

_____________ Тонких З.И.

_____________ Наумова М.В.

_____________ Сергеева О.Н.

 

 

 

Приложение 1

 

Обследование уровня развития речи детей дошкольного возраста

(по методике диагностирования О.С.Ушаковой)

 

Показатели развития речи

1 младшая

2 младшая

средняя

старшая

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

Владение

словарём

7

4

4

7

8

4

9

10

4

12

9

4

Грамматика

5

4

6

7

7

5

10

6

7

17

5

3

Фонетика

5

4

6

8

7

4

4

6

13

12

7

6

Связная речь

6

4

5

5

9

5

8

9

6

11

9

5

Общие

показатели

развития речи детей

6

 

40%

4

 

27%

5

 

33%

7

 

37%

8

 

42%

4

 

21%

8

 

35%

8

 

35%

7

 

30%

13

 

52%

8

 

32%

4

 

16%

 

Оставить комментарий: