a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей на тему: «Игры, упражнения по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста» Ходеева М.А.

Опубликовано: 2016-12-31 18:13:14

Документы для скачивания

Консультация для родителей на тему: «Игры, упражнения по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Ходеева М. А. МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 г. Шебекино Белгородской обл. » Шебекино- 2016 При благоприятных у словиях воспитания и развития к трём годам ребенок усваивает звуковую систему языка( правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса и т. д. ) . Накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные; начинают активно употребляться прилагательные и мес тоимения. Однако дети третьего года жизни не способны к вычленению существенных признаков предмета; существует несоответствие между овладением фонетической и содержательной сторонами слов. Вместе с тем у ребенка активно формируются языковые обобщения. Ребенок овладевает основными грамматическими формами: он употребляет множественное число, вините льный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно – ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глаголов, повелительное наклонение. В речи начинают появляться сложные по структуре предложения, состоящие из главных и придаточных, отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные с помощью союзов. Дети осваивают навыки разговорной речи и подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного характера. Однако в речи детей третьего года жизни отмечаются и другие особенности. В этом возрасте многие дошкольники неверно произносят( или совсем не произносят) шипящие[ ж, ш, ч, щ] , сонорные[ р, рь, л, ль] звуки, а некоторые звуки пропускают. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием и артикуляционного аппарата, и таких элементов звуковой культуры, как дикция, темп, сила голоса. Овладение основными грамматическими формами также имеет особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения. Существует проблема новых словообразований. Стремление к созданию новых слов появляется у ребенка в результате творческого освоения богатств родного языка. Детям третьего года жизни доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка этого возраста ситуативна, в ней преобладает экспрессивное изложение. Игры по воспитанию звуковой культуры речи Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3 – 4 лет. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты – дудочка и колокольчик, дудочка дудит « ду – ду », колокольчик звенит «динь – динь». Таким образом закрепляется произношение твердых и мягких звуков. Дикция( отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) , отрабатывается с помощью специального речевого материала. Это шутки – чистоговорки( «Бы – бы – бы – идет дым из трубы») , потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков( «У Сани едут сани сами») , упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию( мышка – мишка) . Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» родители предлагают выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками[ ш] и[ ж] . ( «Ша – ша – ша – мы купаем малыша; шу – шу – шу – дам грибочек малышу; ши – ши – ши – где гуляют малыши? Или жа – жа – жа – мы увидели ежа; жу – жу – жу – мы грибок дадим ежу; жи – жи – жи – где грибы берут ежи? ») . Такие упражнения( их можно сопровождать действиями с игрушками: елочкой, ежом, грибочком) помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произношении слова, фразы, ребенок начинает понимать термины «звук», «слово». Необходимо также в этом возрасте уделять пристальное внимание воспитанию интонационного чутья, темпу речи, дикции, силе голоса, поскольку здесь заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводятся игры «Узнай по голосу», «Чей это голосок? ». В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям( корова мычит громким голосом, а теленок тихим и тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько) . От звукового оформления высказывания зависит его эмоциональность и выразительность, поэтому нужно научить детей отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также регулировать темп речи в связном высказывании. Детям предлагаются чистоговорки, фразы из стихотворений; они произносят их с разной силой голоса. Здесь очень важно менять интонации( спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление) . Формирование словаря В словарной работе главное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающего ребенка жизни, активному применению разных частей речи – не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, и не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы   что   это? кто это? , видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества  ( какой? )   а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека  ( что делает? что с ним можно делать? ) .   Такое обучение проводится в играх «Что за предмет? », «Скажи какой? », « Кто что умеет делать? ». От называния видимых и ярких признаков( цвета, формы, величины) нужно переходить к перечислению свойств и внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению с другими предметами( например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке? Какое яблоко, а какой апельсин? Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются? ») . При назывании действий предмета или объекта или действий с этим предметом дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Для этого проводится игра с картинками «Что сначала, что потом? ». На одной картинке девочка стирает белье куклы, на другой – развешивает его. Ребенок не только называет действия( стирает, развешивает) , но и может рассказать о том, как девочка играла с куклой. Действия на картинках могут быть самые разные( спит – делает зарядку, обедает – моет посуду) . Рассматривая картинки, дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня …( маленькая) ; красный карандаш длинный, а синий …( короткий) , зеленая лента узкая, а белая …( широкая) , одно дерево высокое, а другое …( низкое) , волосы у куклы Кати светлые, а у Тани …( темные) . У детей формируется понимание и умение употреблять обобщающие понятия( платье, рубашка – это одежда; кукла, мяч – это игрушки; чашка, тарелка – это посуда) , развивается умение сравнивать предметы( игрушки, картинки) , соотносить целое и его части( паровоз, вагоны – поезд) . Дети учатся понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит – рыба …( плывет) ; дом строят – суп …( варят) ; мяч сделан из резины – карандаш …( из дерева) . Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки …( ложки, вилки) ; кофта, платье …( рубашка, юбка, брюки) . С помощью иллюстративного материала проводится работа по ознакомлению с многозначными словами( ножка стула – ножка стола – ножка у гриба; ручка у сумки – ручка у зонтика – ручка у чашки; иголка швейная – иголка у ежа на спине – иголка у елки) . В целом словарная работа направлена на подведение детей к пониманию значений слов, обогащение его смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря. Формирование грамматического строя речи В младшей дошкольной группе большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использованием в речи грамматических средств, а также активный поиск ребенком правильной формы слова. Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях( маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши) . В играх с предметами( «Чего не стало? », «Чего нет у куклы? ») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа( не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки) . Активизация пространственных предлогов( в, на, за, под, около) одновременно подводит ребенка к употреблению падежных форм. Игра «В прятки» помогает освоить эти грамматические формы. Игрушки прячут в разных местах, а дети, находя их, называют правильно слова с предлогами: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати. Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Необходимо научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа( беги, лови, потанцуйте, покружитесь) , спрягать глагол по лицам и числам( бегу, бежишь, бежит, бежим) , образовывать видовые пары глаголов( один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся – умывается, оделся – одевается) . Для этого проводятся разнообразные игры( «Летает – не летает», «Кто что делает») . Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования: названия животных и их детенышей, предметов посуды образуются с помощью разных суффиксов( заяц – зайчонок – зайчата, сахарница – хлебница) . Необходимо шире использовать глаголы для обучения детей разным способам глагольного приставочного словообразования( вошел – вышел, пришел – ушел) . Так, в играх «Молчанка», «Сова» дети учатся образовывать слова суффиксально – префиксальным способом( выйди – войди – отойди; залезь – вылезь, закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, наклониться, перепрыгнуть, присесть) . Дети знакомятся также со способами образования глаголов на материале звукоподражаний( воробей чик – чирик – чирикает, утка кря – кря – крякает, лягушка ква – ква – квакает) и названий музыкальных инструментов при помощи суффиксов( на барабане – барабанят, на дудочке – дудят, на трубе – трубят, а на гитаре и гармошке играют) . «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? Дудочку? Трубу? » такие вопросы подводят детей к пониманию, что игра на музыкальных инструментах – это действие, и оно имеет свое название. Различные способы образования глаголов закрепляются в играх «Добавь слово», «Кто что делает», «Кто больше назовет действий? », «Что делают на музыкальных инструментах? », «Какие профессии вы знаете? Что делает учитель? Строитель? ». В игре «Что? Где? Когда? » задаются вопросы в трех вариантах: «Что вы делаете в группе, зале, дома? », «Где вы играете, спите, умываетесь? », «Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь? ». Такие игры можно проводить на улице, спрашивая о временах года, о знакомом ребенку окружении. В работе над синтаксисом речи необходимо развивать умение строить предложения разных типов – простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает ребенку заканчивать предложение, начатое взрослым. Например, в игре «Что умеет делать Гена? » взрослый начинает, а ребенок заканчивает: «Гена умеет … пол( подметать) , цветы( поливать) , посуду( мыть, вытирать) . Ребенку предлагаются картинки, и он называет действия персонажей, видимые и воображаемые, т. е. перечисляют однородные члены предложения, составляя предложения по картинке, строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу разными средствами связи. Развитие связной речи Развитие связной речи происходит на основе пересказа ребенком литературного произведения, рассказа об игрушке и составления рассказа по картине. Ребенок подводится к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, затем совместно с ним( взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно. При рассматривании картин ребенок учится сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, и только после этого они составляют короткий рассказ сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. Необходимо формировать у ребенка представление об элементарной структуре высказывания описательного и повествовательного типа. Сначала при рассматривании предмета( или игрушки) взрослый привлекает внимание ребенка к особенностям и характерным признакам предмета. Для этого проводятся игры «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Какая это игрушка». Ребенок находит описываемые предметы сначала по двум – трем заметным признакам, а затем по признакам, которые не видны, но относятся к рассматриваемому предмету. Ребенка надо учить точно и правильно называть предмет( или игрушку) . Умение называть предмет и его признаки развивается в играх «Что за овощ? », «Что за предмет? », «Что у кого? », а также в играх – соревнованиях «Кто больше скажет про куклу, … зайца, … медвежонка? ». Поощрением за правильные ответы может быть приз( ленточки, флажки, кружочки) , что стимулирует активность ребенка. Умению быть внимательным при перечислении признаков и находить ошибки при описании предмета ребенок обучается в играх «Что напутал Буратино? », «Правильно ли сказал Незнайка? ». При рассматривании предметов( или игрушек) ребенок отвечает на вопросы, которые помогают описать предмет, его свойства, качества, действия, назначение и подойти к составлению рассказов. Сначала взрослый привлекает внимание ребенка к особенностям и характерным признакам предмета. При описании предмет сначала называется( это … зайчик) , далее раскрываются его качества, свойства, назначение, цвет, форма, а затем особенности, характерные признаки, а также действия( объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, дети, картинки, предметы быта) . При описании широко используется совместное рассказывание. Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает: «Это …( лиса) . Она …( рыжая, пушистая, мягкая, золотистая) . У лисы …( длинный хвост, блестящий мех) . Лисичка любит …( бегать, охотиться, заметать следы) . Мне нравится …( играть с этой игрушкой) ». Дети младшего дошкольного возраста могут составлять рассказы повествовательного типа. Надо развивать у них умение видеть структуру рассказа( начало, середину, конец) , активизировать глагольную лексику в определенной конкретной ситуации( например, сюжет с глаголами общения или движения: спросил – ответил, попросил – сделал, побежал – догнал) , так как глагол является основным средством развития сюжета. Формированию умения видеть начало и конец действий способствуют задания на раскладывание картинок, изображающих действия персонажей в их последовательности( девочка спит – делает зарядку, мальчик строит – собирает игрушки, дети идут в лес – собирают грибы – уходят домой с полными корзинами) . Упражнения на называние последующих действий помогают детям усвоить логическую последовательность действий героев рассказа: «Скажи, что делает …( девочка, мальчик, кукла) и что будет делать потом». В игре «Добавь слово» взрослый называет начало действия, а ребенок – его продолжение: «Зайчик испугался и …( побежал, спрятался) », «Девочка обиделась и …( ушла, заплакала) ». В таких играх надо обращать внимание на интонацию окончания предложения. Необходимо давать ребенку разнообразные схемы составления повествования. Сначала надо научить ребенка строить высказывание, состоящее из трех предложений( «Пошел зайчик … Т ам он встретил … Они стали …) , а затем увеличивать их количество. При составлении таких рассказов нужно дать почувствовать ребенку интонацию первого, ценрального и конечного предложения, так как это важно при формировании умения построить текст даже из трех предложений. При совместном рассказывании функцию планирования берет на себя взрослый. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. В повествование можно включать диалоги действующих лиц, и здесь очень важно правильно передавать интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения. После составления совместного рассказа взрослый уточняет характеристики и действия персонажей и предлагает ребенку еще раз рассказать, но уже самостоятельно. К самостоятельному рассказыванию лучше всего подводить ребенка в игре – драматизации по сюжету знакомых сказок( «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», « Заюшкина избушка») , подсказывая определенную последовательность повествования или описания. В текст повествования можно включить элементы описания и подсказать необходимые средства связи между фразами, а также интонацию. Для поддержания интереса к играм – инсценировкам можно специально подобрать набор игрушек: елочку, девочку с корзинкой, ежика с ежатами, грибы разных расцветок и размеров, белочку, сосну, шишки, зайчика, медвежонка. После рассматривания игрушек взрослый распределяет роли и предлагает ребенку рассказать сказку про девочку и ежика, про белочку и ее друзей. Очень важно учитывать разный речевой уровень ребенка: ребенку с высоким уровнем речевого развития можно предложить короткие, но довольно сложные по содержанию схемы( «Наступила … Ребята … Они стали … И вдруг … Тогда … ». «Однажды дети … В идят … Они говорят ему … И тогда … ») . В индивидуальном общении легче проводить обучение рассказыванию из личного опыта( о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни. Об интересных событиях в жизни ребенка и его близких) . Фонетические и грамматические упражнения могут легко и естественно перейти в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы. Если ребенок научился хорошо описывать предметы и игрушки, надо научить его составлять повествовательный текст, придумывая интересный сюжет, и активно вовлекать в совместное рассказывание и игру – драматизацию.

Оставить комментарий: