a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар на тему: « Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».

Автор: Бурцева Елена Викторовна Опубликовано: 2017-01-07 14:46:15

Документы для скачивания

Семинар на тему: « Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО ». Здравствуйте уважаемые коллеги. Тема моего выступления: « Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО ». Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка. Дошкольное образовательное учреждение развивает все детские наклонности и способности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем- нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа( предмет, событие) уметь анализировать, отбирать основные( для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно- следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Большое значение мы уделяем развитию связной речи детей наблюдая за различными явлениями окружающей жизни( природа, быт, труд взрослых и т. п. ) . Небо, вода и земля, поля и леса, гроза, шум ветра, краски золотой осени, пробуждение природы весной – все это эмоционально воздействует на ребенка, побуждает его высказаться. Возможность повторных наблюдений создают условия для правильного закрепления воспринятого в речи, дают материал для сравнения, обобщения, описания предметов и явлений. Наблюдая природу, ребенок учиться находить и правильно объяснять взаимосвязь предметов и их изменений в соответствии со временем, обстоятельствами, т. е. объяснять сущность явления. Он начинает использовать предложения, включающие сочинение и подчинение. Методы и приемы, подбираемые нами для развития связной речи, обеспечивают сознательное, глубокое и прочное усвоение родного языка. Поэтому стремимся к тому, чтобы дети точно передавали результаты наблюдений. Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, так же на занятиях. Умение связно, последовательно точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие. При составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения. Некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм( родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование имен существительных с прилагательными, разные способы словообразования) . И, конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложение, нарушению связи между предложениями в связном высказывании. И поэтому, развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Так в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Важно помнить, что раньше всего дети переходят к связному предложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших яркие эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно- экспрессивном изложении. Таким образом, по достижении детьми старшего дошкольного возраста, связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или развернутыми( если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывание и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На 6- ом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно. Два основных вида речи, которым мы обучали на занятиях по рассказыванию – это диалогическая и монологическая речь. На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для сос тавления рассказов мы использовали предметы и сюжетные дидактические картины. Так же наглядный материал – рисунки и аппликации детей, слайды, фотографии из жизни, в том числе их портреты. Дети у же имели опыт составления описательных рассказов по пейзажной картине. На всех возрастных этапах залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины( О чем она? Про кого? Как ее можно назвать? ) . От того насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины, зависит степень связности рассказа. Чтобы дети лучше поняли картину мы проводили предварительную беседу или пояснения во время предварительного рассказывания. Часто заня тия по сюжетной картине проводили комплексными: рассматривание перемежается рассказами об отдельных частях картины, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки зафиксированного события. При работе с детьми мы отметили некоторые проблемы и сложности при формировании у детей умений составлять описательные рассказы по картине: - неумение ребенка составлять рассказ последовательно, поддерживая общую нить необходимой тематики; - замена составления описательного рассказа перечислением предметов изображенных на картине, в ре зультате чего рассказ получался скудным, не имея элементов описания; - неумение сочетать разные части речи точно по смыслу; - редкое использование распространенных и сложных предложений при составлении описательных рассказов; - отсутствие или недостаточное проявление рассказов, зажатость детей, повторение ранее услышанного от других детей, скованность в речи. Для решения этих проблем мы подбирали р азные приемы обучения: объясняли характер предстоящего высказывания, давали его образец, предлагали его п лан, а на первых порах прибегали к составлению коллективного рассказа. Составлению интересных описательных рассказов помогает план. Вопросы, составленные и продуманные нами заранее, требуют от детей ответов- размышлений, доказательств, заставляют сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы или предложения. Вопросы, которые мы задаем по ходу рассматривания, мы группируем так, чтобы, отвечая на них, ребенок мог составить законченный рассказ по одному из фрагментов картины. Чтобы не нарушалась целостность восприятия картины, мы предусматриваем фразы- связки, нацеливающие детей на рассматривание очередного фрагмента и объединяющую одну часть рассказа с последующей картиной. За нятия по описанию картин чередовали с занятиями, посвященными рассказыванию по картинкам, открыткам, фотографиям, которые проводим в игровой форме. Очень любимы детьми творческие( по воображению) рассказы по картине. Пр и ознакомлении с картиной задали несколько вопросов, стимулирующие воображение детей, заставляющих думать или о событиях, которые предшествовали тем, что они видят, или о тех, что произошли после. Разъ ясняем детям задание, предлагали по- своему рассказать о том, чего нет на картине, но о чем можно догадаться. И если дети готовы к выполнению задания, можно не давать образец рассказа, а дать развернутый план с последующим разбором, что хорошо активизирует детскую инициативу. Умени е придумывать рассказ закрепляли на занятиях с раздаточным материалом. Для этого используем детские сюжетные рисунки, фотографии, открытки, мелкие картинки. Также в своей работе я использую разнообразные формы, методы и приемы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Вот несколько примеров: Проведение дида ктических игр, которые требуют от детей ответов и развивают их монологическую речь( « Добавлялки », «Придумай слово») . Загадывание загадок детям с последующим их отгадыванием и рассказом ребенка о отгадке. Рассказывание стихотворений. Речевые упражнения и творческие задания: - образование смысловых оттенков значений существительных с помощью суффиксов увеличительности, уменьшительности, ласкательности( береза – березка – березонька; книга – книжечка – книжонка) ; - выделение смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, дополняющих значение производящего слова( худой—худющий, плохой—плохонький, полный—полноватый) ; - подбор антонимов( один теряет, другой. . . ( находит) ; сахар сладкий, а лимон. . . ( кислый) ; - подбор синонимов к изолированным словам и словосочетаниям по всем частям речи( смелый—храбрый—мужественный— бе сстрашный; дети — малыши — ребята – детвора) ; - выбор адекватного слова из синонимического ряда: жаркий( горячий) день; - подбор эпитетов к существительным( море синее, а еще какое? — тихое, спокойное, лазурное) ; - подбор слов- действий( листья падают, а еще что делают? — летят, шуршат, кружатся) ; - подбор слов- существительных( чем это делают? чем копают, рисуют и т. д. ) . «Назови что- нибудь деревянное( стеклянное, пластмассовое) »; - активизация глаголов( «Кто что делает? »; «Кто, как передвигается? »; «Кто как голос подает? ») ; Речевые игры: «Кто внимательный»( дети учатся слышать и выделять слова, противоположные по смыслу) ; «Кто больше вспомнит»( обогащает глаголами, обозначающими действия, процессы) ; «Помоги выбрать слово»( дети выбирают наиболее точное слово из 2—3 синонимов) ; «Как сказать по- другому? »( называние одного из синонимов) и т. д. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников – это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформирован ности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.

Оставить комментарий: