a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

памятки к урокам истории

Автор: Панова Людмила Анатольевна Опубликовано: 2017-01-07 16:49:58

Документы для скачивания

Памятки – алгоритмы формирования устного ответа учащегося ОУ  на уроках истории Памятка: как работать с исторической книгой, текстом Определи, как построена книга. Прочитай заданный текст. Проанализируй событие или явление. Сделай все необходимые выводы. Особое внимание удели датам важнейших событий, хронологическим рамкам, периодам значительных явлений и процессов. Отбери важное, основное. Соотнеси год с веком, установи последовательность и длительность исторических событий. Ответь на вопросы к тексту. Составь план ответа на уроке( на выбор) :    А) простой план – четко сформулируй главные мысли и запиши в пронумерованном порядке, не нарушая логику и последовательность перечисления существенных положений.    Б) сложный план – выдели и кратко сформулируй основные идеи источника, найди в нем положения, раскрывающие, конкретизирующие, подтверждающие главные мысли. Запиши их в виде пунктов и подпунктов. Убедись, что названия пунктов и подпунктов плана не дублируют друг друга и их достаточно для аргументации основных положений, а в целом содержание плана не искажает и не сужает информацию и логику источника.   В) тезисный план – изложи основные идеи в виде последовательных пунктов.   Г) конспект – запиши тезисы в расширенном виде, дополни цитатами, цифрами, таблицами, схемами.   Д) тематический конспект – законспектируй несколько тем, с целью всесторонне изучить определенную проблему Перескажи прочитанный материал, опираясь на план. Используй составленный план при подготовке домашнего задания к следующему уроку( при вторичном воспроизведении текста) . Отвечай на уроке согласно проработанному плану. Рассказывай( устно или письменно) об исторических событиях, их участниках и результатах, используя цитаты текста, иллюстрации учебника и дополнительной литературы, макеты, схемы, историческую карту. Памятка – алгоритм по формированию( развитию) умения доказывать Запомни: доказательство состоит из аргумента( довода) , рассуждения, вывода. Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать. Определи вывод, который будешь доказывать. Проведи поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов. Сравни данные разных источников, выяви их сходство и различия. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, систематизируй их. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом. Подумай, все ли аргументы исчерпаны. Будь готов вступить в дискуссию по поводу данной проблемы. Прояви терпение, будь спокоен, слушая иную точку зрения на данную проблему.  Будь лояльным, гибким, способным пойти на компромисс. Памятка – алгоритм по требованию к качеству речи. Содержательность:  правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы. Логичность:  последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов. Богатство речи:  образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. д. Правильность и чистота речи. Овладение стилем изложения, исторической терминологией: использование собственного словаря основных понятий и терминов, составленного в течение занятий. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху. Критерии оценки по тестам. «2»- выполнено до 49% заданий( меньше половины) «3»- выполнено от 50 до 74% ( больше половины) «4»- от 75 до 90% ( почти все, кроме 4- 3 зад. ) «5»- от 90( кроме 1- 2 зад) Критерии оценки на устный ответ( рассказ) при взаим о( само) контроле. «5»- ответ по плану, полный, связный, с использованием карт, дат, терминов по теме. Без учебника и тетради. «4»- ответ содержит небольшие неточности, тема раскрыта, учебник, тетрадь не используются «3»- ответ неполный, короткий, знания отрывочны. Безсистемны, нет общего представления по вопросу, при ответе допущены ошибки, использован учебник, тетрадь. «2»- ответ не по теме, либо его совсем нет. Отсутствует понимание вопроса, на наводящие вопросы ответа нет. Критерии оценки при проверке знаний по терминам, датам. «5»- ответ без ошибок, четкий, выполнено 100% задания, без учебника и тетради. «4»- ответ содержит неточности, задание выполнено на 100% . «3»- в ответе имеются ошибки. «2»- ответа нет. 4. Рецензия на устное сообщение. 1. Как полно, содержательно раскрыта тема. 2. Насколько глубоко изучен вопрос. 3. Знание карты и использование ее при ответе. 4. Свободно ли учащийся владеет материалом 5. Какие даты и термины использовались при ответе. 6. Был ли ответ эмоциональным, интересным. 7. Был ли ответ по плану. 8. Насколько связна речь, нет ли повторов 5. Как рецензировать ответ. 1. Оценивать ответ не только по недостаткам, но и по достоинствам. 2. Слушая или читая ответ, делайте письменные заметки. Они помогут вам привести мысли в порядок. Оценку ответа делайте тактично, чтобы не обидеть товарища. 6. Как работать с историческими фактами. 1. Дать название факта- война, реформа, революция и т. д. ( уяснение сущности факта) . 2. Выяснение причин его происхождения. 3. Как факт вписался в исторический процесс, взаимодействие с окружающей действительностью. 4. Значение факта. 7. Критерии конспекта. 1. Материал конспекта ясен и понятен. 2. Конспект легко читается. Расшифровывается. 3. Конспект способствует запоминанию и усвоению записей. 4. Конспект- запись смысла, а не переписывание источника. 8. Как правильно читать исторический текст по интегральному алгоритму. Интегрировать значит объединять. Алгоритм- работа по строго определенным правилам. Интегральный алгоритм чтения. Наименование читаемого источника( Н) . Автор( А) 3. Выходные данные( В) . 4. Основное содержание( О) . 5. Фактографические данные( Ф) . 6. Новизна материала, спорные моменты, критика( К) . 7. Возможности использования на практике( П) . 9. Как правильно читать исторический текст по дифференциальному алгоритму. Цель: быстрое и легкое запоминание материала в сжатом и обобщенном виде. Объем текста уменьшается, смысл не утрачивается. Дифференциация- разделение на части. Дифференциальный алгоритм чтения. 1 этап- найди ключевые слова в отрезках текста( абзаца) 2 этап- составь из них смысловые предложении я. 3 этап- выдели основной смысл отрезка текста. 10. Рефлексия  ( 10 бальная шкала, проводится после изучения материала) . 1. Как я усвоил материал: А) получил прочные знания, усвоил весь материал( 9- 10 баллов) Б) усвоил новый материал частично( 7- 8 баллов) . В) мало что понял, необходимо еще поработать( 4- 6 баллов) . 2. Как я работал, где допустил ошибки, удовлетворен ли я своей работой: А) со всеми заданиями справился сам, удовлетворен работой( 9- 10 баллов) . Б) допустил ошибки( 7- 8 баллов) . В) не справился( 4- 6 баллов) . 3. Как работала группа, учебная пара: А) дружно, совместно разбирали задания( 9- 10 баллов) Б) не все активно участвовали в обсуждении( 7- 8 баллов) В) работали вяло, неинтересно, много ошибок( 4- 6 баллов) . 11. Как написать конспект. Конспект- краткое изложение материала в процессе лекции или работы с текстом. Прочти текст. Выдели главные мысли. Подчеркни карандашом. В левой половине листа отчерти колонку, в ней запиши план. В правой половине листа напротив каждого пункта плана выпиши главные мысли по плану своими словами или предложениями из текста. Конспект может иметь следующий вид: Название темы. План Конспект Название первого пункта. Название второго пункта Раскрыть содержание первого пункта плана, выписать из текста самые главные мысли по этому вопросу. Раскрыть содержание второго пункта плана, выписать из текста самые главные мысли по этому вопросу. ( и так далее) 12. Как составить план. 1. Прочти текст. 2. Раздели текст по смыслу на части. 3. Дай название каждой части. 4. Запиши названия по порядку. 5. Простой план должен иметь следующий вид: План( название плана) . 1. Название первой части. 2. Название второй части( и так далее) . Сложный план имеет вид: ( если текст большой, каждая часть делится по смыслу на и мелкие абзацы) План( название плана) . Название первой части А) название первого абзаца Б) название второго абзаца 2. Название второй части А) название первого абзаца второй части Б) название второго абзаца второй части. 13. Приемы мышления. А) Анализ  исторического факта, текста, ответа: - мысленно раздели описание события на части, выдели главные мысли, противоположные стороны. Б) синтез - мысленно соедини главные части, установи связь между ними, определи противоречия. В)   сравнение  - сравни известные факты с новыми, найди черты сходства и различия Г) обобщение- на основе анализа и синтеза выдели общие черты 14. Как работать с таблицей. 1. Заполни колонки таблицы. «Голая таблица »- факты, события, лица даются без описания. «Одетая» таблица- с пояснениями 2. Составь устное сообщение по таблице, проверка- самоконтроль, взаимоконтроль на оценку. 15. Критерии по работе с таблицей 1. Таблица заполняется аккуратно, без помарок. 2. Отражает весь текст. 3. Легко читается и запоминается. 2. Таблица по войне. дата сражение итоги 3. Таблица по культуре. направление открытие\ произведение автор 16. Оценка личности( алгоритм работы по изучению биографии выдающихся личностей) . 1. Запомнить фамилию, имя личности. 2. Деятельность личности. 3. Взгляды( политические, религиозные и т. д. ) личности. 4. Выяснить, чьи интересы данная личность выражала. 5. Оценка личности историками разных периодов. 17. Рассказ о войне. 1. Назвать, кто участвовал в войне, воюющие стороны. 2. Противоречия между ними, причины войны. 3. Планы и подготовка к войне участников. 4. Характер войны со стороны всех ее участников( справедливый, оборонительный, захватнический) . 5. Основные сражения- даты, место сражения, показ по карте. 6. Итоги войны, условия мира. 18. Как быстро усвоить информацию по методу «золотые сутки» 1. Полученная информация поступает в краткосрочную память. 2. Получив информацию, повтори в течение часа, этим приемом информация будет переведена из краткосрочной памяти в промежуточную. 3. Получив информацию, повтори ее в течение суток- 24 часов, этим приемом информация будет переведена из промежуточной в долговременную память. Памятка- как работать с иллюстрацией Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Опишите, что вы видите на иллюстрации. Сначала опишите, что изображено на переднем плане иллюстрации, затем – что находится на заднем плане, слева и справа. Обратите внимание на внешний вид людей, их действия, другие детали. Предположите, правдиво ли это изображение? В чём ценность информации, которую несёт в себе данная иллюстрация? Памятка- как готовить домашнее задание по учебнику 1. По названию параграфа определите его главную тему. 2. По названиям пунктов параграфа проследите план изучения темы. 3. Заучивать текст параграфа не надо! При чтении основного текста параграфа: - выясняйте значения новых для вас слов, для этого используйте наш «словарик»; - самые важные сведения выделены в тексте  жирным шрифтом  или  курсивом, на них обращайте особое внимание; - обязательно  выполняйте все задания и отвечайте на вопросы, размещенные в тексте параграфа; - внимательно изучайте иллюстрации, схемы, таблицы параграфа. о твечайте на вопросы к этим частям учебника. 4. Прочитайте дополнительные тексты к параграфу. Постарайтесь ответить на вопросы к ним. 5. Проверьте, как вы усвоили тему, ответив на вопросы и выполнив задания, которые находятся после параграфа. 6. Попробуйте придумать  свои  вопросы по теме параграфа и постарайтесь найти на них ответы самостоятельно или с помощью книг. Памятка для решения познавательные задачи по истории 1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней. 2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос. 3. Если в условии текста познавательной задачи не хватает данных для решения, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что их этих знаний может помочь решению. 4. Своё решение обязательно докажите. Если из условия задачи следует нескольких выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство. 5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи? 6. Ещё раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли? 7. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали? 8. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия? ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, план — опорная схема.   1) Как составлять простой план. 1. Прочтите текст( представьте мысленно весь материал) . 2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3. Озаглавьте части. 4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5. Запишите план. 2) Как составлять сложный план. 1. Внимательно прочитайте изучаемый материал. 2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их( пункты плана) . 3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте( подпункты плана) . 4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала. 3) Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли( например: как. . , сколько. . , когда. . , почему… и т. д. , но не есть ли…, пришел ли… и  т. п. ) . 4) План — опорная схема   состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач. Построение схемы 1. Логико- смысловой анализ текста: А) членение на законченные смысловые части; Б) определение ключевых мыслей или понятий каждой части; В) определение главной мысли текста; Г) определение логико- смысловых отношений между ключевыми мыслями. 2. Словесно- графическое оформление схемы: А) озаглавливание; Б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек; В) изображение связей между точками с помощью соединительных линий. Как составлять план текста   План текста – это краткое перечисление основных вопросов содержания текста. План может быть простым или сложным. Простой план – это перечисление главных вопросов содержания, состоит не более чем из 3- 5 пунктов. Сложный план кроме основных пунктов имеет еще и подпункты, которые  раскрывают содержание главных вопросов. Внимательно прочитайте текст. Разделите текст на законченные по смыслу части. Выделите главную мысль каждой части. Озаглавьте части текста: главные мысли каждой части текста надо сформулировать в виде названий пунктов плана. Пункты плана формулируйте кратко и точно.

Оставить комментарий: