a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Пути повышения двигательной активности детей на прогулке посредством подвижных игр».

Автор: Сармина Татьяна Леонидовна Опубликовано: 2017-01-07 21:16:59

Документы для скачивания

Консультация «Пути повышения двигательной активности детей на прогулке посредством подвижных игр». Подготовила Сармина Т. Л. 2016г. Игра- исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Рассмотрим, что говорили о значении подвижной игры в жизни детей известные педагоги. К. Д. Ушинский-   XIX   в.   Придавал большое значение игре как средству воспитания. Игру ребенка он рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь, потому что она ему более понятна. В игре ребенок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжае тся предметами, в то время как по мнению Ушинского, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности. Существенное влияние оказывают игры на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте. А. С. Макаренко.   По его мнению, игры- средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность, инициатива, чувство коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер Свой важный и ничем не заменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима дошкольников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение. Игры, бесспорно, составляют одно из наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений. . . Н е забудем также, что подвижные игры при воспитании дошкольников по самому существу своему требуют больших открытых пространств, обилия чистого воздуха, а потому и с этой стороны они наиболее отвечают идеалам гигиены, чем гимнастика, обыкновенно и почти всегда проводимая в закрытых и тесных пространствах. Ежедневный активный отдых на прогулке обеспечивает до школьникам до 40% необходимого суточного объема движе ний. По результатам многих исследований, активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней интенсивности, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных про цессов. Такой же отдых, но не на открытом воздухе, а в помеще нии не оказывает столь благоприятного влияния на работо способность детей. Эффект от него ниже, чем от любого не организованного отдыха на улице. При современном дефиците свободного времени в до школьном учреждении, когда дети могут проявить свою дви гательную активность, " пассивная прогулка" — это непрости тельная расточительность времени. Известно, что наиболее эффективен активный отдых, который насыщен фи зическими упражнениями, подвижными играми, спортивны ми развлечениями. На прогулке, как нигде, с большим успехом решаются за дачи воспитания интереса и потребности детей в самостоя тельных занятиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных игр и эстафет, формиро вания у них умения организованно играть в коллективе сверст ников. Двигательная деятельность детей на прогулке может быть очень разнообразной, но обязательно доступной возрастным особенностям и возможностям дошкольников. Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобрете нию новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность( игры, труд) , с другой — специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера. Основной формой обучения детей движениям признана непосредственно образовательная деятельность( в дальнейшем НОД) в образовательной области" Физическая культура" . В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенст вование некоторых из них обусловлено повседневностью их при менения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламенти рованных, чем НОД, формах обучения, в частности в подвиж ных играх. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигатель ной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно- мышечной, сердечно- сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в орга низме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотно шения с другими участниками, т. е. тем больше ему приходится прояв лять   ловкость,    выдержку,    умение   подчиняться   правилам   игры. Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовлен ности детей. Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возраст ными особенностями детей младшего дошкольного возраста. Режим двигательной активности в ДОУ по ФГОС предусматривает проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на све жем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следо вательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это ока зывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повы шается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности уве личивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность( через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности) , совершенствование функций организма, черт характера играющих.   Источник:   http: / / www. resobr. ru/ article/ 40215- ispolzovanie- podvijnyh- igr- dlya- povysheniya- dvigatelnoy- aktivnosti- detey- konsultatsiya Консультация « Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста во второй половине дня ». Подготовила Сармина Т. Л. 2016г.   Новшеством  и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального Государственного образовательного Стандарта( ФГОС) .      «Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей. Формы организации здоровьесберегающей работы: - физкультурные занятия; - самостоятельная деятельность детей; - подвижные игры; - утренняя гимнастика( традиционная, дыхательная, звуковая) ; - физические упражнения после дневного сна; - физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами; - физкультурные прогулки( в парк, на стадион) ; - физкультурные досуги; - спортивные праздники. В работе с детьми применяю различные здоровьесберегающие технологии: Артикуляционная гимнастика  - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию( нервную проводимость) ; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить напряжённость артикуляционных органов; выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Зрительная гимнастика.   Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. Развитие общей моторики.   Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь, память, логика. У детей с ЗПР, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи и других психических процессов. Оздоровительные паузы –   физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Развитие мелкой моторики.   В процессе работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию ребенка. У детей отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. м елкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями. Массаж и самомассаж. Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Целью самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Динамические паузы   – во время занятий, 2- 5 мин. , по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Релаксация   – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку( Чайковский, Рахманинов) , звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет. Гимнастика пальчиковая   – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени( в любое удобное время) . Гимнастика дыхательная  - укрепляет и оздоравливает систему дыхания, благотворно действует на нервную систему. Проблемно- игровые( игротреннинги и игротерапия)   – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Коммуникативные игры   – 1- 2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Технологии музыкального воздействия –   в различных формах физкультурно- оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2- 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Кинезиология   – развитие межполушарного взаимодействия, способствующее мыслительной деятельности. Задачи кинезиологии: развитие межполушарной специализации; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления; снижение утомляемости. Комплексы упражнений: растяжки; дыхательные упражнения; глазодвигательные упражнения; телесные упражнения; упражнения для развития мелкой моторики руки; упражнения на релаксацию. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения. Используемые источники: http: / / nsportal. ru/ detskiy- sad/ zdorovyy- obraz- zhizni/ 2015/ 05/ 30/ zdorovesberegayushchie- tehnologii- v- rabote- s- detmi https: / / infourok. ru/ konsultaciya- dlya- pedagogov- ispolzovanie- zdorovesberegayuschih- tehnologiy- v- rabote- uchitelyadefektologa- s- detmi- starshego- doshko- 835032. html

Оставить комментарий: