a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации к проведению занятий по музыкальному развитию кружка «Колосок»

Опубликовано: 2017-01-09 15:11:34

Документы для скачивания

Методические рекомендации к проведению занятий по музыкальному развитию кружка «Колосок» МБДОУ «Вагановский детский сад» Одной из проблем современного общества, обусловленных изменившейся социально- экономической ситуацией в стране, является создание равных возможн о стей для развития детей дошкольного возраста, проживающих в сельской местн о сти. Очевидно, что социальные условия села, в которых формируются дошкольн и ки, ставят под угрозу их жизнь, чреваты опасностью нарушения интеллектуальн о го, физического, социального и эмоционального развития в годы их жизни. Сельские дети, особенно из отдале н ных деревень, испытывают на себе давление иного старта и с самого начала отброшены на обочину жизни. На селе невысокий образ о вательный и культурный уровень родителей не позволяет им обеспечить должное развитие детей. Сверхзанятость большинства родителей в личном подсобном хозяйстве не оставляет им времени на общение и занятия с детьми. Бе д ность многих сельских семей не дает им возможности удовлетворить элементарные культурные потребности р е бенка. Складывающаяся годами практика ухода за детьми, проживающими в сел ь ской местности, была приспособлена к тому, чтобы научить детей жить в сел ь ской среде. В этой связи необходимо, чтобы программы развития ребенка включали создание благоприятной эмоциональной среды для детей, предусматривающие п е редачу детям традиционных ценностей сельских жителей: любовь к труду на зе м ле, природе, воспитание и уважения к народным традициям, народной культуре. Многие исследования показывают, что именно сельская среда имеет неосп о римые преимущества перед городом в воспитании положительных эмоций, добр о ты, трудолюбия ребенка. В младенчестве воспитывают человека все элементы о к ружающей среды: звуки, запахи, цвета, поведение окружающих, песни, прир о да, игры, общение с животными, музыка, народные традиции. Пребывание на свежем воздухе, знакомство с окружающей природой, общаясь с односельч а нами – все эти факторы при умелом использовании благотворно влияют на эмоциональное разв и тие ребенка, формирование его душевного настроя, умение жить в гармонии с природой, о к ружающими. На музыкальных занятиях невозможно показать всю ширину и глубину ру с ского народного искусства. Поэтому появилась необходимость в организации кружк о вой деятельности «Колосок». Цель: воспитывать любовь к русскому искусству, приобщать детей к ист о кам русской народной культуры и с их помощью развивать музыкальные способн о сти, творческую активность детей, как одной группы особо одаренных, так и вс е го детского коллектива с разным уровнем развития музыкальных способностей, через различные виды деятельности кружка: выступления перед детьми младших групп, в социуме, организации досугов и праз д ников. Задачи кружка «Колосок»: Воспитывать любовь и интерес к народной музыке. Только развитие эмоци о нальной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использ о вать воспитательное воздействие народной музыки. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенной системе с разноо б разными музыкальными произведениями( колыбельными, закличками, попе в ками, песнями, плясками, хороводами) . Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, импровизация попевок. Кружок «Колосок» проводится 2 раза в неделю, во вторую половину дня. Отбор детей в кружок «Колосок» достигается следующими мероприяти я ми: Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить л ю бимую музыкальную деятельность ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, к а кое место в жизни их ребенка занимает музыкальная деятельность. Из определения музыкального руководителя и воспитателя, кого в группе они считают наиболее способными в музыкальной деятельности. Из беседы с ребенком, каким видом музыкальной деятельности он хотел бы з а ниматься( пение, танцы, игра на музыкальном инструменте) . Желание родителей и детей. Способности детей к музыкальной деятельности. Состав кружка каждый год меняется, что требует тщательного подбора наро д ного материала и репертуара, систематизации музыкальных занятий в младшей группе. В кружок набирается 10 – 15 более подготовленных человек с накопле н ными музыкально- слуховыми представлениями. Это дети разновозрастной группы 5 – 7 лет, отличающиеся яркой эмоциональностью, обладающие хорошими музыкальными данными, способностями, своей неповторимой артистичн о стью. Нельзя оставлять при этом в стороне детей малоактивных, стеснительных с неразвитым или слабым музыкальным слухом. Поэтому, наиболее эффективным является разделение детей на три группы, это позволяет использовать индивид у альный подход. Дети, проявляющие интерес к музыкальной деятельности. У них хорошие нав ы ки, их интересует результат деятельности. Они легко определяют содержание м у зыки, проявляют себя в заинтересованном исполнение того или иного вида муз ы кальной деятельности. Чаще всего это эмоциональные дети, которые любят зан и маться с воспитателем и музыкальным руководителем. Дети, проявляющие интерес к музыкальной деятельности под влиянием взро с лого или товарищей из первой группы. У детей навыки могут быть лучше или х у же, они менее эмоциональны. Дети, не имеющие четкой реакции на музыкальную деятельность «нрави т ся»- «не нравится». Иногда проявляется интерес к деятельности или к одному из видов, особенно если заинтересовал образ. У них часто слабые навыки, боятся в ы полнять любой вид музыкальной деятельности. Детям первой и второй группы рекомендуется посещать кружок «Колосок». Детям третьей группы предлагаются индивидуальные занятия в помощь по о в ладению навыками и умениями. Основные принципы, заложенные в основу кружка «Колосок»: - Принцип творчества( неиссякаемые возможности для воспитания и развития м у зыкальных и творческих способностей детей) ; - Принцип доступности( учет возрастных и индивидуальных особенностей) ; - Принцип поэтапности( последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий) ; - Принцип динамичности( от самого простого к сложному) ; - Принцип преемственности( учет задач и новообразований следующего возрастного пери о да) ; - Принцип сотрудничества( совместная работа со специалистами детского сада, родител я ми, выпускниками) . - Принцип выбора( ребенок, как субъект, вправе самостоятельно выбрать вид музыкальной деятельности) . На наш взгляд, последний принцип самый важный в р а боте кружковой работе. Дети проявляют склонности к определенным видам муз ы кальной деятельности. Важно заметить и развивать у ребенка стремление к общ е нию с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются в дальнейшем наиболее полно. Планирование работы необходимо вести с учетом подготовле н ности детей на данном этапе развития как музыкального, так и общего. Тщательно по д бирать репертуар, по мере необходимости усложнять и обновлять новыми песнями, х о роводами, танцами и т. д. Музыкальная деятельность Пение Пляски, танцы, х о роводы Задачи: - Учить з аканчивать песню, начатую педаг о гом. - Развивать умение петь простейшие мотивы, отражая в них характер н а родной мелодии. - Учить импровизировать и инсценировать мелодии разного характера на заданный текст с п е сенным образцом. - Воспитывать интерес и желание к самосто я тельному исполнению предложенной песни. Задачи: - Учить ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динам и кой музыки. - Учить выполнять танцевальные движения, характерные русскому народу: шаг с прит о пом- Вызвать желание самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать самостоятельно, не подражая друг др у гу. Календарное планирование кружка «Колосок» Циклы Пение Пляски, танцы, х о роводы Ожидаемый р е зультат Место пров е дения Осень сентябрь 1. «Подай балалайку», р. н. п. 2. « Во кузнице», р. н. п. 3. Частушки 4. « Веники- помелики », рр. н. п. 1. Танец с пла т ками, р. н. м. «Суд а рушка» 2. Танец с ло ж ками, р. н. м. «Канава» 3. Массовая пл я ска, р. н. м. « Барыня- рассыпуха » Проведение ру с ского народного праздника Детский сад октябрь 1. «Посмотрите как у нас в масте р ской», на р. н. м. «Камаринская» 2. «Давай с тобой, м и ленький », р. н. п. 3. «Дома ли, кума, вор о бей? », р. н. п. 4. «Ехали купчики с ярма н ки », р. н. п. 1. Танец с платками, р. н. м. «Ой, утушка, л у говая» 2. Общая пляска, р. н. м. « Из- под дуба» Проведение праздника «Посиделки на П о кров» Детский сад, СДК ноябрь 1. «Уж я улком шла, » р. н. п. 2. Частушки 3. «Вейся, вейся, капус т ка », р. н. п. 4. «Как у нашей Дуни», р. н. п. 1. Хоровод девочек, р. н. м. «Полянка» 2. Общая пляска, р. н. м. «Я на горку шла» Проведение праздника к Дню работника сел ь ского хозяйства; Праздник «Кап у стница» СДК детский сад Зима декабрь 1. « Выходили красны дев и цы», р. н. п. 3. Частушки 1. Танец с фонариками, «Задорный танец» муз. В. Золот а рева 2. Танец «Цыгано ч ка», р. н. м. Концерт для мамы( родител ь ское собрание) детский сад январь 1. Рус. н ар. припевка «Чуй- чуй» 2. Частушки 3. Колядка « Авсень, а в сень! », р. н. м. 4. «Ехал наш батюшка на базар», р. н. п 1. Танец парами, «С гармон и стом» муз. « Самара- городок» 2. Танец «Кадриль», «Круговой галоп» венгерская нар. м уз. Святочные гул я нь я « Василькв в е чер» Администрация села, школа, библиотека, отделение св я зи Февраль 1. Песня мальчиков, муз. «Катюша» 2. Песня девочек, муз. «Хороши весной цв е точки» 3. «В темном лесе», р. н. п. 4. »Встреча Маслен и цы», р. н. м. 1. Танец «Богатыри», Д. Тухманов «Богатырская с и ла» 2. Хоровод «На, горе, то кал и на», р. н. м. 3. «Парная пляска», «Каблу ч ки» р. н. м Мини- концерт «Защитники зе м ли русской» Семьи ветер а нов, школа Весна Март 1. «Солнце улыбается», Е. Тиличеевой 2. «Ой, блины, блины, бл и ночки », р. н. п. 3. «Прощай, Маслен и ца», р. н. п. 1. Танец «Снеж и нок», муз. А. Жилина 2. Хоровод «Весня н ка», укр. н ар. муз Паздник «Сор о ки» СДК Апрель 1. «Ласто ч ка», Е. Крылатова 2. »Песенка про со л нышко», А. Филиппенко 3. Рус. н ар. припевка «Гор ш ки» 1. Хоровод с вербн ы ми веточками, муз. М. Минкова « Вербочки » 2. Хороводная игра «Высокая гора», р. н. м. Проводы весны, масленичные гулянья, пасхальный утре н ник детский сад Май 1. Разучивание с детьми попурри песен в о енных лет 2. «С дедом на парад», муз. В. Пипекина 3. «Пойду ль, вы й ду ль я», р. н. п. 1. Парная пляска, р. н. м. «Катюша» Концерт к Д ню П о беды СДК Лето Июнь 1. «Где был, Ивану ш ка? », р. н. п. 2. «Во поле береза сто я ла», р. н. п. 3. «Выйду ль я на р е ченьку», р. н. п. 1. Хоровод « Со вь ю ном я хожу», р. н. м. 2. Инсценирование «Ой, вставала я ран е шенько », р. н. п. Праздник «Св я тая Троица» Озеро « Т а най » Июль 1. « Пошла млада за в о дой», р. н. п. 2. «Как пошли наши подружки», р. н. п. 1. Пляска мальчиков « Чебот у ха », р. н. м. 2. Хоровод «Ай, да, березка», муз. Т. Попате н ко. Праздник ру с ской песни; Спортивный праздник «Иван К упало» Детский сад Одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творч е ской активности детей старшего дошкольного возраста является музыкальное и с кусство. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыкальное искусство воспит ы вает у дошкольников эмоциональную чуткость, способность сопереживания, создает настроение радости, подъема. Большие потенциальные возможности эстет и ческого воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с об ы чаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизн е любием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети знакомятся в практике дошкольных учр е ждений на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально- психологическое благоп о лучие. Наиболее распространенное и доступное средство – песня. Народная песня – одно из ярких произведений музыкального фольклора – входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, бога т ство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота – характерные черты русского п е сенного народного творчества. Название, особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, высоко художественны. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притяг а тельность. Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Даже песни, сопр о вождающие быт ребенка, отличаются ярко выраженным характером. Некот о рые из них протяжные, распевные. Дети с удовольствием слушают эти песни и подп е вают. Народный песенный материал помогает эффективно решить задачу эстетич е ского воспитания и развития творческих способностей детей старшего дошкольн о го возраста. В процессе знакомства с русскими народными песнями дети осознают и усваивают музыкальные средства, доступные для переноса в собственное песе н ное творчество. К ним можно отнести мелодические движения, ладовую организацию звуков, метроритмические соотношения, некоторые нюансы при исполн е нии песен. Общая линия мелодического движения( ограниченный диапазон мелодии, неяркая кульминация, неширокие интервальные ходы, поступательные движ е ния) . Зачатки ладовой организации: пение в заданной тональности( по заданному зв у ку, по тональной настройке фортепианного вступления) , протяжность при з а ключении мелодии, сочетание устойчивых и неустойчивых звуков, доминир о вание первых, простейшие народные звукоряды( секундные, терцевые, кварт о вые) , мажорные( преимущественно) и минорные. Метроритмические соотношения: метрическая четкость мелодии, сочетание ударных и безударных звуков, преимущественно двудольные размеры, опред е ленность ритмического рисунка, законченность мелодии в ритмическом отн о шении. Простейшая нюансировка песен: нахождение нужного темпа и динамики при импровизации песен определенного содержания, сохранение темпа при испо л нении сочиненной песни, осмысленное изменение темпа при исполнении соч и ненной песни, осмысленное изменение темпа и динамики в зависимости от л и тературного текста песни и мелодии. Первичная структура песен: нахождение цезур, построение коротких музыкал ь ных фраз, предложений, сквозное движение мелодии или квадратность структ у ры, своевременная реакция на вступление и заключение. Значение изобразительно- выразительной функции в песенном творчестве очень велико. Без овладения ее простейшими средствами невозможно успешное фо р мирование песенного творчества. Это освоение происходит только в процессе творческой деятельности. Ребенок, руководствуясь поставленным перед ним творческим заданием, оперирует звуками, напевает мелодию, вид о изменяет ее и ищет способы изображения в ней тех чувств, мыслей, которые он хотел передать. Такая деятельность складывается в условиях уже полученного музыкал ь ного опыта. Привлекая родителей в работу кружка, заметили необычный интерес взро с лых к русской национальноймузыке. Знакомясь с обычаями, традициями и обр я дами, они помогают в подготовке и проведении праздников. Одни приносят русские н а родные инструменты, которые передаются из поколения в поколение и бережно хранятся как семейная реликвия, другие делятся воспоминаниями своих бабушек и прабабушек. Помогают в изготовлении русских народных костюмов, организуют выставки русских народных промыслов и крестьянского быта, участвуют в представлениях и сюрпризных моментах. Вместе с детьми исполняют русские наро д ные песни, заводят хороводы, играют на музыкальных инструментах и т. д. , что благотворно сказывается на восприятии детьми русской народной музыки, спосо б ствует развитию и познанию русской национальной культуры, оставляя незаб ы ваемую память о том или ином событии. Работая в таком направлении, считаем своим долгом, создавать так называ е мый фундамент для последующего развития детей. Привлекая их в работу кружка, в частности в инсценирование, заметили, что дети быстро выучивают и запомин а ют песни, у них быстрее развивается воображение, творческие и актерские способности, координация движений. В небольшой неприметной роли д е да, старушки, козлика и т. д. , они чувствуют себя уверенно. Так, например, Даша Ш. в средней группе была очень застенчивой, неприметной девочкой, с огромным трудом выполняла самые неприхотливые, второстепенные роли. Но постепенно, системат и чески работая с ней индивидуально, стали доверять все более сложные элементы, роли. В результате добились того, что уже в подготовительной группе она могла самостоятельно, артистично исполнить главную роль, ст а ла солисткой кружка. А главное, девочка начала проявлять интерес к самостоятельному выступлению, желание выступать перед аудиторией. Не раз выступала на сцене Промышленновского района: концерте, посвященному 65- летию района, участвовала в районном фе с тивале «Юморина – 2007». А следом, была приглашена на участие в фестивале « Мульти- песенка », где исполнила песню З. Роот «Гармошка – гов о рушка. Нельзя не отметить еще одну девочку кружка «Колосок». Алина М. , освоив песенное мастерство, представляла Промышленновский район, в 2008 году, на о б ластном конкурсе «Эстрадная песня». Для исполнения была представлена пе с ня народной направленности «Чудо- балалайка», музыка З. Роот. Исполнение Алины вызвало интерес со стороны жюри. Девочка и музыкальный руковод и тель были отмечены грамотами Управления образования Кемеровской области за исполнение песни в номинации «Сол ь ная песня». Результаты кружковой работы показали и группа девочек на фестивале по народному творчеству. Зал был восхищен исполнением русской народной песни «Божья Мать». Песня в исполнение группы девочек, под колокольный перезвон звучала вдохновенно, протяжно и торжественно, что вызвало массу эмоций и инт е рес со стороны зрителей и коллег. Посещая кружок «Колосок» у детей проявляется все больший интерес к восприятию музыки, на основе которого формируется художественный вкус, ед и нение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовл е творению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении группы, зала и других помещений детского сада. Это способств у ет социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского н а рода.

Оставить комментарий: