a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Построение РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Автор: Чаплыгина Наталья Михайловна Опубликовано: 2017-01-10 18:34:08

Документы для скачивания

Построение предметно- развивающей среды в средней группе «Белоснежка» в соответствии с ФГОС ДО Организованная развивающая предметно- пространственная среда в нашей группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Предметно- развивающая среда организована в соответствии с требованиями программы, с учетом ведущего вида детской деятельности- игры, соответствует возрастным особенностям детей 4- 5 лет и теме недели, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения: 1.      Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования. 2.      Использование помещений спальни. 3.      Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться. Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все  пять образовательных областей: 1) социально- коммуникативная, 2) познавательная, 3) речевая, 4) художественно- эстетическая, 5) физическая. При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались  следующие принципы: 1.      принцип дистанции, позиции при взаимодействии; 2.      принцип активности, самостоятельности, творчества; 3.      принцип стабильности, динамичности; 4.      принцип комплексирования и гибкого зонирования; 5.      принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого; 6.      принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; 7.      принцип открытости – закрытости; 8.      принцип учёта половых и возрастных различий детей. Центры активности организованы  на основе интеграции  содержания и видов деятельности  по следующим направлениям. Направление: Художественно — эстетическое развитие. В Центре «Весёлые ладошки »   для развития  детей подобраны различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно- творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации( бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры  и т. п. ) . Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ. до после Направление: Речевое развитие. Центр «Книжкин дом »  включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. до после В Центре  «А- Б- В- Г- дейка »    находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. до после Направление: Познавательное развитие. Центр экологии «Юный натуралист»  включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В холодный период года  мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены  макеты( пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни( динозавры) и ландшафтный макет) . Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. до после Центр опытно- экспериментальной деятельности   «Маленькие Эйншейны» представлен многообразием коллекций( грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д. ) . В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных  испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов. до после Центр сенсорики «Узнавайка- познавайка» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, «Монгольские игры»,   «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша » и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр  решает следующие  задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. до после Центр « Ю ный патриот» помещена  государственная символика родного города Назарово, Красноярского края и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно- прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Красноярского края. В уголок родного края входит  художественная литература по краеведению, оформлен  альбом  «Мой город», «Моя семья», «История ситца» и др. до после Центр конструирования «Винтик и Шпунтик »,  хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка( конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно- конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. до после Центр   музыкально- театрализованный «Мы таланты»- э то важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами( кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый) . Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в нашей группе создан музыкальный центр «Веселые нотки». Который помогает моим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. Для оптимизации двигательной активности детей мы используем спальные помещения в период бодрствования детей. По СанПиН допускается использование трехъярусных кроватей и тем самым появляется дополнительное пространство для подвижных игр детей. до после Направление: Социально- личностное развитие. В Центре с южетно – ролевых игр   « Помогалочка » оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников  весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно- ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные( чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте) . Тематические наборы мелких фигурок- персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов( так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих) . до Центр б езопасности «Красный, жёлтый, зелёный»  отражает безопасность дома, на улице( ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни. до после Направление: Физическое развитие. Центр « Крепыши » содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное( нестандартное) , изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни.  Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. до после Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…».  А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из- за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Оставить комментарий: