a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Бавыкина Ю.В. "Влияние родительских установок на развитие детей"

Опубликовано: 2017-01-11 11:42:59

Документы для скачивания

Влияние родительс ких установок на развитие детей Подготовила: Бавыкина Ю. В. , педагог- психолог Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяет эти установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально- личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители-   самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: " Мама сказала…. " , " Папа велел…" и т. д. В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3- 4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной. Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка" Ты всё можешь" победит установку" Неумеха, ничего у тебя не получается" , но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности( рисование, лепка, пение и т. д. ) . Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы. Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути? Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира. Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ" Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…" . Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. " Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья! " . " Горе ты моё! " Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. " Счастье ты моё, радость моя! " " Плакса- Вакса, нытик, пискля! " Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. " Поплачь, будет легче…" . " Вот дурашка, всё готов раздать…" . Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. " Молодец, что делишься с другими! " . " Не твоего ума дело! " . Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. " А ты как думаешь? " . " Ты совсем, как твой папа( мама) …" . Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя" Папа у нас замечательный человек! " " Мама у нас умница! " . " Ничего не умеешь делать, неумейка! " . Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. " Попробуй ещё, у тебя обязательно получится! " . " Не кричи так, оглохнешь! " Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. " Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…! " . " Неряха, грязнуля! " . Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. " Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен! " " Противная девчонка, все они капризули! " ( мальчику о девочке) . " Негодник, все мальчики забияки и драчуны! " ( девочке о мальчике) . Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. " Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого" . " Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку! " . Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, " уход" в себя или" уход" от родителей. " Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый! " . " Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…! " Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм. " Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо! " . " Уйди с глаз моих, встань в угол! " Нарушения взаимоотношений с родителями, " уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. " Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе! " " Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то- о- ол- стая! " . Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. " Давай немного оставим папе( маме) ит. д. " " Все вокруг обманщики, надейся только на себя! " Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги. " На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…" . " Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый! " . Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. " Как ты мне нравишься! " . " Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших! " . Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. " Смелее, ты всё можешь сам! " . " Всегда ты не вовремя подожди…" . Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, " уход" в себя" , повышенное психоэмоциональное напряжение. " Давай, я тебе помогу! " " Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу! " . Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. " Держи себя в руках, уважай людей! " . Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может" всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий. Как часто вы говорите детям: Я сейчас заня т( а) … Посмотри, что ты натворил! ! ! Как всегда неправильно! Когда же ты научишься! Сколько раз тебе можно повторять! Ты сведёшь меня с ума! Что бы ты без меня делал! Вечно ты во всё лезешь! Уйди от меня! Встань в угол! Все эти" словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе. А эти слова ласкают душу ребёнка: Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали? ! Иди ко мне! Садись с нами…! Я помогу тебе… Я радуюсь твоим успехам! Что бы не случилось, наш дом – наша крепость. Расскажи мне, что с тобой… Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная" соломинка на ветру" , не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

Оставить комментарий: