a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие речи 7 класс

Автор: Шевцова Наталья Васильевна Опубликовано: 2017-01-11 19:42:21

Опорная схема 2 Описание внешности человека 1. Вступление. О ком со чинение? Чем занят персонаж на картине, фотографии? Попы тайтесь выразить, почему изобра жённый человек вам симпатичен. Мне очень нравится… Я хочу рассказать о… На картине изображён( а) … Передо мной фотография… …привлекает меня своей… Симпатичен мне, потому что… 2. Особенности фигуры. Какая осанка? рост? плечи? руки? Отметить, если можно, как сфера занятий повлияла на фигуру( занятия спортом, борьбой, та нцами) . Каково положение челове ка в пространстве? Почему оно именно такое? * Лексика для описания особенностей фигуры. Стройная, спортивная, подтянутая, худая, мин иатюрная, изящная, статная; ров ная спина, красивая осанка, тонкая талия, широкие плечи, крепкие руки, натренированные мускулы. * Лексика для описания движений. Раскованные, уверенные, сдержанные, ловкие, быстрые+ наречия от этих сло в. 3. Черты и выражение лица. * Мимика — движение мышц лица, отражающее внутреннее душевное состояние. * Эмоция — чувство, переживания человека. — Каково выражение лица? Что особенно привлекает к себе внимание? Что в лице особен но приятного? Как эмоции отража ются на лице? По лицу видно, что… В лице читается… Лицо можно назвать… Выражение лица говорит( свидетельствует) о… Я обратил внимание, что… Особенно выразительным яв ляется… По… взгляду видно, что. . . Взгляд выражает…* Лексика для описания черт лица. Лицо — небольшое, симпатичн ое, приятное, располагающее, от крытое. Выражение лица — мужествен ное, серьёзное, доброе, умное, грустное, вдумчивое. Мимика — богатая, сдержанная, выразительная, артистическая. Глаза — кареглазый, голубоглазый, …, ясные, светлые. Взгляд — умный, весёлый, добрый, заинтересованный, друже любный, сосредоточенный, устремлённый в( на) … Улыбка — приятная, открытая, милая, полуулыбка. Детали — симпатичные весну шки, смешной курносый нос, ямочки на щеках, родинка около рта, морщинка на лбу, выразительные брови. 4. Одежда. Причёска. — Во что одет человек? К ак убраны волосы? Каково впечат ление от внешнего вида? Можно ли по манере одеваться судить о характере и внутреннем мире человека? * Лексика для описания одежды и причёски. Персонаж одет — со вкусом, опрятно, скромно, необычно. Волосы — тёмные, светлые, русы е, красивые, густые, забранные в причёску, вьющиеся, волнистые, прямые, пыш ные, рассыпанные по плечам. 5. Своеобразие личности( этот пункт может являться частью вывода) . — Как внешность соотно сится с характером? Каковы заня тия и интересы человека? Ка кие черты характера особенно за метны и ценны? Как никто, умеет… Нет лучшего( футболиста, рассказчи ка, выдумщика) , чем… Ухитряется справляться со множе ством дел… Вникает во все подробности дела… Трудится на совесть… Многие отзываются о нём с… Многие считают, что… В этом человеке ценно…* Лексика для описания занятий человека. Может, умеет, занят, увлекаетс я, занимается, любит, увлечён, склонен. * Лексика для описания черт характера. Дружелюбный, приветливый, общительный, активный, сдержан ный, неравнодушный, любознательный, увлечённый( чем- то, каким- либо делом) , дисциплинированный, ответственный, отзывчивый, ис кренний, озорной. 6. Вывод. — Какое впечатление производит человек? Почему о нём было бы интересно узнать другим людям? Глядя на…, мне хочется… Вспоминая( кого? ) , думаешь… …( кто? ) запомнился мне( каким? ) … Можно предположить, что… Глядя на фотографию, я думаю… Изображение позволяет передать… Мотивация. Определение темы урока. Постановка цели и задач. Учитель: Давайте немного поиграем в сыщиков. Ваша задача найти человека, который находится с вами в данный момент в этом кабинете, на этом уроке. Итак, что же нам известно об этом человеке: это человек женского пола, русской национальности, на вид лет 13- 14, высокого роста, волосы прямые, светлые, длинные, лицо средней ширины, худое, глаза голубые. Отличительные черты: волосы часто заплетены в косу, одета в опрятную школьную форму: блузочку и юбочку. - Ребята, вы узнали этого человека? - Что вам в этом помогло? - Таким образом, вы догадались, какова наша тема сегодняшнего урока? Итак, тема нашего урока «Описание внешности человека». - Какие задачи мы должны сегодня решить? - - Что такое описание внешности человека; - - Какова задача описания; - - Каковы особенности описания; - - Как построить описание? Описание внешности называется портретом. Угадай героя по его литературному портрету Текст №1. Первому старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянно полувеселой, полурассеянной улыбкой. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее. Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую- то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы…. . , сдвинутые брови не расходились. Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати…. с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза. Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил…. только изредка выставлял кудрявую голову. ( И. С. Тургенев «Бежин луг») Текст №2. Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами. ( В. Г. Короленко «Дети подземелья») Текст №3. Очередь была за Дубровским. Секретарь поднес ему бумагу. Но Дубровский стал неподвижен, потупя голову и молчал. Потом вдруг поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот  упал…. ( А. С. Пушкин «Дубровский») Текст №4. Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. ( “Кладовая солнца” М. М. Пришвин) Виды описания: научное или художественное? Чем отличается это описание от предыдущих? Текст №5. Характерны темная кожа, курчавые волосы, широкий нос, толстые губы. Нация распространена в Африке, к югу от Сахары. ( Энциклопедия) План сочинения- описания внешности( на дом) Вступление. О ком хочу рассказать. В какой момент я наблюдаю за ним. Основная часть: А. фигура, лицо, волосы, глаза; Б. одежда, манера одеваться; В. черты характера( что отличает моего знакомого, поступки, в которых раскрываются особенности его характера) В. особенности его речи. 3. Заключение. Мое отношение к этому человеку.

Опорная схема 3 Описание действий Вступление. - Какое действие будет описано в сочинении? Кто производит это действие? Подумайте, почему вы решили описать именно это действие. Для чего выполняется действие? Каков ожидаемый результат? Надевает ли исполнитель форму( фартук, халат, робу, защитный костюм, головной убор) ? 2. Описание последовательности действий. - Как называются инструменты мастера? Как оборудовано его рабочее место? Что в процессе трудовых действий было сделано сначала, что потом? Что особенно привлекает к себе внимание в работе мастера? Я( или указать имя мастера либо профессию) сделал, выполнил… Мне понадобилось, нужно было, пришлось … П осле этого сделано…Затем нужно было выполнить… Ключевая лексика сочинения – глаголы, деепричастия и наречия. Работая, в черновике полезно расписать порядок действий: 1) …2) …3) … Заключение. - Впечатляет ли результат труда? Радует ли он людей? Каковы, по- вашему, мысли и переживания того, кто трудился? Можно ли сказать о таком человеке, что «дело мастера боится»? * Наречия для описания последовательности действий: сначала, сперва, тотчас, немедленно, потом, затем, после, по очереди, несколько раз, наконец, ещё. * Наречия для описания характера действий: быстро, ровно, ловко, крепко, сильно, слегка, умело, чуть- чуть, мастерски. * Наречия для описания отношения мастера к своему делу: старательно, внимательно, вдумчиво, аккуратно, бережно, настойчиво, осторожно, уверенно, увлечённо, спокойно, профессионально, тщательно.

Комплексный анализ текста 7 класс( 1) Выросла рябинка при дороге. ( 2) Она выросла случайно, н езаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. ( 3) Всё тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой. ( 4) Наступил август. ( 5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, я рко и празднично окрашенных. ( 6) Деревце запылало, как костёр на юру. ( 7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия. ( 8) Шла мимо девочка. ( 9) Увидела рябинку, п оахала. ( 10) - Возьму- ка я одну веточку. ( 11) Одна веточка- это ведь так мало, н ичего с деревцем не случится. ( 12) И она была по- своему права. ( 13) Ехал на машине усатый дядька. ( 14) - Ух ты…( 15) Прямо картинка…( 16) Шикарно! ( 17) Он остановил машину, в ылез из- за руля. ( 18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой. ( 19) - Вот какая стоит богатая, н ебось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две- три ветки. ( 20) Что ж, о н тоже по- своему прав. ( 21) Под вечер шли туристы. ( 22) - Хорошая рябинка, п равда, ломая. ( 23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! ( 24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! ( 25) Мы народ организованный, должны подавать пример. ( 26) Шёл в сумерках влюблённый. ( 27) - Эх, к акое дерево искорежили, смотреть больно. ( 28) Бездушные люди, н е умеют беречь красоту! ( 29) На рябинке горела одна- единственная яркая кисть, к оторую никто, видимо, не смог достать. ( 30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел- таки дотянуться. ( 31) Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет…( 32) А Люсенька обрадуется. ( 33) На другой день приехал хозяйственник. ( 34) - Что ещё за уродец? - строго спросил он, наткнувшись на рябинку. ( 35) Убрать. ( 36) Срубить. ( 37) А то весь вид портит. ( 38) И он был по своему прав. ( 39) В этой истории все правы. ( 40) Виноватых нет. ( 41) Но и рябинки тоже нет. ( По Н. Соколовой) . Задания к тексту: 1. Каков смысл этой притчи? Исключите из перечисленных ответов лишний: а) У каждого человека своя правда. б) Н адо задумываться над последствиями своих поступков. в) Н е кивайте на других, когда сами виноваты. г) Н адо беречь красоту. 2. Определите стиль и тип речи: а) х удожественный стиль, повествование б) р азговорный стиль, повествование в) х удожественный стиль в сочетании с разговорным, описание и повествование с элементами рассуждения г) р азговорный стиль, описание в сочетании с повествованием. 3. Какое из данных слов употреблено в тексте в прямом значении? а) с огнулись( предложение 5) б) з апылало( предложение 6) в) с меялись( предложение 7) г) п ротягивали( предложение 7) 4. Какие предложения связаны друг с другом с помощью контекстных синонимов? а) 2и3 б) 5и6 в) 9и10 г) 13и17 5. Из предложения 7 выпишите производный предлог. 6. Среди предложений 1- 5 найдите такое, г де есть два слова с чередующейся гласной в корне. 7. Среди предложений 28- 41 найдите распространённо е( - ые) безличное( - ые) предложение( - я) . 8. В первых трёх абзацах текста( предложения 1- 7) найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Н апишите его( их) номер( - а) . 9. Из предложения №2 выпишите три словосочетания с разными видами связи. 10. Среди предложений 8- 18 найдите предложения с однородными членами, в ыпишите их номера. 11. Среди предложений 29- 34 найдите предложение с вводным словом. Выпишите его номер. 12. Среди предложений 29- 33 найдите и выпишите номера сложных бессоюзных предложений. 13. Среди предложений 29- 32 найдите и выпишите номер сложносочинённого предложения. 14. Каково авторское отношение к изображаемому? Согласны ли вы с автором?

Публицистический стиль речи Публицистический от латинского « публикус »= общественный, публика – народ, люди. Цель( задача) – воздействовать на читателей, слушателей, на их поведение и поступки; привлечь внимание читателей к определённой актуальной( злободневной) проблеме, призвать к чему- либо. Актуальные проблемы- война и мир, права и свободы человека, патриотизм, защита природы, гуманизм. Сфера применения – СМИ( средства массовой информации) : газеты, журналы, выступления на радио и телевидении, выступления непосредственно перед аудиторией( т. е. слушателями) . Жанры- статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления, речи. Средства языка – обращения, слова в переносном значении, общественно- политическая лексика, восклицательные и побудительные предложения, инверсия( обратный порядок слов в предложении) . Публицистический стиль речи Публицистический от латинского « публикус »= общественный, публика – народ, люди. Цель( задача) – воздействовать на читателей, слушателей, на их поведение и поступки; привлечь внимание читателей к определённой актуальной( злободневной) проблеме, призвать к чему- либо. Актуальные проблемы- война и мир, права и свободы человека, патриотизм, защита природы, гуманизм. Сфера применения – СМИ( средства массовой информации) : газеты, журналы, выступления на радио и телевидении, выступления непосредственно перед аудиторией( т. е. слушателями) . Жанры- статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления, речи. Средства языка – обращения, слова в переносном значении, общественно- политическая лексика, восклицательные и побудительные предложения, инверсия( обратный порядок слов в предложении) .

Оставить комментарий: