a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад на родительском собрании на тему "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"

Опубликовано: 2017-01-11 19:43:50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Воспитатель МКДОУ

                                                                                             детский сад «Солнышко»

                                                                    с. Цветочное

                                                                                   Белогорского района

                                                                              Республики Крым

                                                                          Казмерчук Е.В.

 

 

2015 г.

 

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития всех видов способностей и психических функций, однако особенно важно уделять достаточно внимания развитию творческих способностей. Существует множество различных видов деятельности, направленных на формирование и развитие творческого потенциала детей, но  я хочу рассказать из опыта моей работы о театрализованных играх. Это наиболее эффективный и наглядный способ привить детям необходимые навыки и умения, научить их действовать в определенных ситуациях, показать на конкретных примерах некоторые законы жизни и правила. Кроме того, именно через игру дети могут научиться мыслить и обдумывать свои поступки, именно в игре они могут раскрыть свои таланты и скрытые способности, что непременно пригодится им в дальнейшем обучении и в дальнейшей практической жизни.

Известно, что для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.", - писала Н.К. Крупская.

Игра созвучна природе ребенка. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

На практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

-  развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную (освоение диалектики общения);

- самореализации (в игре как полигоне человеческой практики);

-  игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

- диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

- функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

- межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);

- социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

Что касается театрализованных игр, то они непосредственно связаны с другими видами деятельности дошкольников. Они органично вливаются в занятия по таким темам как окружающий мир, художественная литература, развитие речи, конструирование, изобразительная деятельность. Кроме того, большинство подобных игр и упражнений могут применяться на занятиях по математике, ритмике, на музыкальных и физкультурных занятиях.

В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют

развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

Таким образом, театр в дошкольной практике способен решить ряд важных проблем, таких как:

- формирование эстетического вкуса;

- нравственное воспитание;

- художественное образование и воспитание детей;

- развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);

- воспитание воли;

- развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монологической и диалогической);

- создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности;

- решение конфликтных ситуаций через игру.

Применение театрализованных игр на занятиях помогает детям раскрыть свой духовный и творческий потенциал, раскрепоститься и таким образом приобщиться к социальному миру взрослых.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Здесь возможна импровизация, которая может касаться не только текста, но и сценического действия. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности, здесь наиболее важна интонация и мимика.

Л.В.Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой и др.

Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

 

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Занятие театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта и эмоций.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться самостоятельной деятельностью детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и д.р.) могут вноситься содержание праздников и развлечений.

Театрализованная игра на занятиях. Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала. Так, на занятие по математике в гости приходит Петрушка, который не умеет считать, и дети объясняют ему правила математики; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром смешной Карлсон с удовольствием постигает вместе с дошкольниками секреты ухода за растениями, а куклы-зверята разыгрывают представление на тему, почему надо беречь все живое, и т.д. Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Вместе с тем игра, используемая на занятии является по большей своей части дидактической, то есть обучающей игрой.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых. Это совместная деятельность на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организации игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы, последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры – рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией. Все указанные виды игровой деятельности влияют на самостоятельную игру детей, являются толчком для творческой мысли, идеи, требующие воплощения.

Театрализованная игра самостоятельной деятельности детей. Известно, что самостоятельная игра дошкольников возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды. Следовательно, для возникновения и развития полноценной игровой деятельности необходимо питать впечатление детей. На самодеятельную игру дошкольников в детском саду влияют два существенных фактора: регламентированные занятия взрослых с детьми и свободная деятельность детей и взрослых.

Влияние регламентированных занятий проявляется в отражении самостоятельной игре детей того содержания, материала, которые используются в процессе обучения детей. Это могут быть рассказы, истории, сказки, которые заинтересовали детей на столько, что им захотелось воплотить их в самостоятельной игре. Дети могут увлечься какими-либо опытами, производимыми на занятии, действиями механизмов и т.д.

В свободной совместной деятельности детей и взрослых наибольшее впечатление оказывают на детей спектакли (кукольные и драматические) в исполнении взрослых и старших детей. Детям хочется еще раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают в своей игре, заново проходя по сюжетным линиям по-своему преобразуя, варьирую и выстраивая их. Дети повторяют историю о колобке, распределяют роли в игре в теремок, строго соблюдая правила очередности появления того или иного персонажа. Если самостоятельная игра имеет высокий уровень развития, то дети в ней придумывают ранее уже известным героям новых.

Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. Яркие впечатления, бурные чувства и переживания толкают детей как немедленное, так и отсроченное во времени воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают прозвучавшие на праздники песни, поставленные сценки, проведенные игры. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты взволновавшие детей.

Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, так же способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Дошкольники с удовольствием повторяют знакомые игры самостоятельной деятельности, растет их количество в игровом репертуаре, появляется возможность их выбора, что разнообразит саму игровую деятельность.

На прогулке предоставляется большие возможности для игрового развития детей. Здесь инициатива детей не сковывается регламентирующей обстановкой. Детям предоставлена свобода передвижения, пространства для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов. Воспитатель может заинтересовать детей неожиданной игровой ситуацией (волк подглядывает за зайцем из-за куста; кукла Машенька съезжает с горки на саночках; на полянке расположился игрушечный зоопарк), драматизацией эпизодов знакомой сказки. Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и переносится затем в самостоятельные игры.

Большое влияние на детей оказывает не все увиденное и услышанное в стенах детского сада и за его пределами. Самостоятельную игру детей переносится только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, побудило интерес, дало пищу для размышлений.

Немаловажное значение имеет умение педагогического коллектива обратить внимание родителей к проблемам их собственных детей. Для этого необходимо привлекать родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители проникнуться заботой о собственных детях и будут внимательно относиться к детской игре как насущной потребности ребенка, стараться организовывать игры дома.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная творческая игра может развиваться, если:

- практические работники осознают важную роль самостоятельной игры в жизни ребенка;

- в воспитательном процессе ДОУ игра занимает ведущее положение среди других видов деятельности детей;

- детям отводят время и место для самодеятельных игр;

- создается окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детских игр;

- воспитатели являются образцами творческого поведения, владеют опытом театральных выступлений, обладают артистическими качествами;

- создается взросло-детская общность (педагоги-дети-родители), которая живет общими интересами, предваряет в жизнь творческие проекты, строит планы на будущее общение.

Большую роль в развитии театрализованной деятельности играет грамотное педагогическое руководство.

Возможности театральной деятельности в детском саду очень значимы и широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют детей думать и обобщать. Умственное развитие, которое, формируется на занятиях театральной деятельности тесно связано и с совершенствованием речи.

   В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи его интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит перед необходимостью ясно четко изъясняться перевоплощаться в данный образ.

   Театральная деятельность важнейшее средство развитие у детей эмпатии то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике и жестам, интонации умение ставить себя на место в различных ситуациях. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждая сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

   Так же театральная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица, какого либо персонажа это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

   Пример: робкому ребенку дают роль медведя и он, перевоплощаясь в роль, принимает образ сильного смелого персонажа чувствует себя по другому. Так же умеет выйти на публику и выступить в образе, преодолеть свою робость скованность. Ребенок начинает себя по-другому  ощущать, двигаться, говорить.

   В группе педагог должен создать условия для развития творческой активности детей. В театрализации поощрять творчество развивать способность свободно и раскрепощено держаться на выступлении. Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительности движений  и интонациями. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, с различными видами кукольных театров).

   Организовывать театральную деятельность лучше во вторую половину дня и включать в другие виды занятия (музыкальное, по изо деятельности предметный мир и другим). Желательно организовать театральную деятельность по небольшим подгруппам, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень полезно, когда результаты кружка будут связаны с ручным трудом, изобразительной деятельностью, музыкальным занятием и в конечном итоге объединится в единое целое – результатом может быть концерт, спектакль, праздник, развлечение. К ним готовятся все дети группы. Таким образом, каждый ребенок ощущает, себя членом коллектива, объединенного единой целью. 

   Среда - является одним из основных средств развития личности ребенка. Предметно – пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

   Для этого в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки. Где ребенок, одев маску  или  другие атрибуты может представить себя в той или иной роли перед зеркалом далее он начинает развивать замысел.

   В целях реализации индивидуальных интересов детей в зоне театральной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-бабо, настольный).

   Материал должен постоянно пополняться и обновляться, рядом должен находиться уголок ряжения.

   Театральная деятельность является и школой общения . Где усваиваются правила взаимоотношений, умения распознавать чувства свои и сверстников. Дети знакомятся с эмоциями радости, грустью, страхом, удивлением и т.д.  Способностью одушевлять неодушевленные предметы. У детей формируется позитивная я концепция.

   Содержание театральных занятий включает в себя:

1.Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2.Игры-драматизации.

3.Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

4.Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

      Театрализованные занятия должны выполнять познавательную, воспитательную развивающую функции и не в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений.  

   Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:

Во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных).

- в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации мимике и пантомиме)

- в старшей группе совершенствовать художественно- образные исполнительские умения;

- в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

   Содержание театрализованных занятий включает в себя:

-  Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;

- Игры-драматизации;

- Разыгрывание театральных сказок и инсценировок;

- Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной)

- Упражнения по социально- эмоциональному развитию детей.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накоплении эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия родителей. Активизация их интереса способствуют и тематические вечера. Тематика их может быть разной – «Любимые сказки», «Смешные истории», «Театральные встречи».Родителей можно привлечь к изготовлению декораций, костюмов, исполнению ролей. В любом случае союз воспитателей и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. 

 

 

Оставить комментарий: