«Реализация регионального компонента в деятельности ДОУ»

Опубликовано: 17:27:54 08-09-2014

«Реализация регионального компонента в деятельности ДОУ»

 Агишева Н.А.-

 воспитатель МБДОУ  

«Зубово-Полянский детский

сад №3 «Ручеёк» комбинированного вида»

Воспитание, созданное самим народом,

основанное  на народных началах,

имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших

системах,  основанных на  абстрактных

идеях… 

Н К. Ушинский

 

Уважаемые коллеги!!!

Реализация регионального компонента сейчас очень актуальна в ДОУ.

Ведь мы продолжаем себя в детях. И хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас. В общем, мы хотим вырастить  гражданина. Но высокое чувство гражданственности не рождается само по себе. Его надо пробуждать в растущем человеке и как можно раньше. Буквально с первых проблесков сознания воспитывать в ребенке любовь к родной земле, на которой он родился и живет.

Формирование личности ребенка происходит с ранних лет: развиваются первые представления об окружающем мире, и, прежде всего через ознакомление с традициями «своей», родной,  культурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, когда формируются интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии.  Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, воспитывать гордость за достижения земляков в области культуры, к ним относятся Г. Петелин, А.А. Бычков, в области спорта Г.В.Пекин, краевед Прохоров А.А.,за подвиги во время Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн,  так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

 В нашем дошкольном учреждении была принята к реализации примерный модуль   региональной  программы  дошкольного образования «Мы в Мордовии живём», поэтому этнокультурное образование детей дошкольного возраста выступает в нашем детском саду  как система воспитания и обучения, воспитательная работа с детьми ведётся в соответствии с примерным  комплексно-тематическим     планированием, во всех возрастных группах нами составлены перспективное планирование по ознакомлению с родным краем.

 Образование сегодня ориентировано на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей, что предполагает целесообразное ознакомление подрастающего поколения с историей,  искусством, традициями народов,   населяющих нашу Республику. В связи с этим одной из задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду. Мы, воспитатели    детского сада №3 «Ручеек»  в  процессе воспитания стараемся  включать в среду ребенка максимальное количество этноспецифических предметов, игровых средств, имеющих разное назначение. Для этого в нашей группе создан уголок краеведческого мини-музея,  где мы расширяем представления  об истории Мордовии и мордовского народа, который издавна проживает на этой территории, даем детям общее представление об образе жизни мордовского народа. В нашем мини - музее   есть  печка, оформленная в мордовском колорите. На печке спит дед, который, видимо,  устал от тяжелого труда в поле. На предпечнике  висят лапти, которые являются символом мордовской обуви.

В комнате находится стол, на котором  мы видим  типичные предметы, присущие и свойственные мордовскому народу. Это самовар, старинный утюг, кувшины разного назначения. Около печки стоят кочерга, ухват, горшки разного размера. В уголке краеведения  у нас живут куклы в костюмах народов эрзи, мокши.  Здесь же мы знакомим дошкольников с частями национальной одежды: рубаха – панар (мокш), передник – сапоня (мокш), пояс-каркс (мокш), головной убор –панга,  нагрудное украшение –сюлгам (мокш).

Здесь же находятся тематические альбомы о Мордовии, о городе Саранске, о п. Зубова Поляна, альбомы с репродукциями картин Ф.Сычкова и современных мордовских художников,  фотографиями скульптур С.Д.Эрьзи.

В уголке краеведения  присутствуют так же российский и мордовский флаг, русские  и мордовские матрёшки,  фотографии с достопримечательностями Зубово- Полянского района,  книги соответствующей тематики, - с целью наглядного ознакомления детей с родным поселком, формирования представлений о его достопримечательностях и о мордовской национальной культуре.

  При этом даем представление , что на земле много стран, в которых живут люди разных национальностей. Они говорят на своих языках, имеют свою культуру, свои обычаи и традиции. Объясняем в доступной форме как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру. Даём детям элементарные представления о финно-угорских народах, к которым относится мордва (в России – удмурты, карелы, марийцы, коми, ханты, манси; в мире - финны, эстонцы, венгры).  Организуя работу с детьми нашего сада, мы нацеливаем  её на приобщение дошкольников  к различным национальным культурам,  и формируем  толерантное   отношение к их носителям.  Такая  систематическая работа с детьми по данному направлению   способствует созданию этнокультурной среды в дошкольном учреждении и принятию детьми мира во всем его многообразии. 

 Обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для развития  детей дошкольного возраста.

   В соответствии с ФГТ реализация примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» проходит по всем основным направлениям: физическое развитие (образовательная область «Здоровье», «Физическая культура»),  социально-личностное развитие (образовательные области «Социализация», «Безопасность», «Труд»),  познавательно-речевое развитие (образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»), художественно-эстетическое развитие (образовательная область «Художественное творчество», «Музыка»).

 ОО «Социализация»  осуществляем  через ознакомление с родным поселком, его названием, которое реализуется  посредством показа репродукций с видами поселка,  рассказов о нём. Также проводим  экскурсии в природу, к достопримечательным местам поселка.

 Образовательная область «Чтение художественной литературы» - это непосредственное ознакомление детей с напевными произведениями мордовского национального фольклора. Произведения мордовского фольклора содержат образы, передающие традиции и характер мордовского народа, они доступны для детского восприятия, включают разнообразные средства художественной выразительности, оказывают эмоциональное воздействие на детей.

Устное народное творчество издавна служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Детский фольклор является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты. Продолжаем знакомить детей с мордовским фольклором (мифами, легендами, сказками, былинами, так как народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Продолжаем знакомить  детей с мордовскими песнями и танцами, формируем навыки  их исполнения.

 В данном направлении проводится также работа с родителями,- расширяем представления об истории семьи совместно с историей родного края,  а также советуем использовать  произведения национального фольклора (русского и мордовского); прибаутку «Нумолня ялгакай, колядку «Уси, тавуси,  песню В.Корчеганова  «Я о Мордовии пою» и многие другие произведения мордовского и русского  народа.

С помощью фольклорных произведений  и произведений мордовских писателей мы знакомим детей с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения и формируем элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными, окружающими ребенка: мордовская народная сказка «Мышка», сказка Я.Пинясова «Веточка», В.Корчеганова «Рыба как лапоть»,  Я.Пинясова « Березкина песна» и многие другие произведения, которые знакомят детей с природой Мордовии.   А родителей мы знакомим с экологической ситуацией в Мордовии, информируем, как уберечь ребенка от вредных для здоровья факторов окружающей среды. Беседуем о правилах безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Образовательную область  «Познание» реализуем  опять же через знакомство с родным поселком (ближайшее окружение: ближайшие улицы и дома, садик, школа, магазин); знакомство с родной природой – животными и растениями (также в ближайшем окружении и на картинках).

 Учим детей способности к общению, развиваем  словарный запас в соответствии с возрастными особенностями, развиваем  речь детей и при этом нам помогают беседы на тему:  «  «Расскажи, где и с кем ты живешь», «Кто твои друзья», «Расскажи о своем любимом поселке». « Расскажи о самом интересном для тебя месте  в Зубова Поляне»  и т.д.

 Для формирования  у  дошкольников  начальных представлений о здоровом образе жизни стараемся обеспечивать оптимальную двигательную активность  в течении всего дня, используя мордовские подвижные игры  с простым содержанием: « В капусту», «Ключи», «Коршун и цыплята», «В горшочки», «В платки», «Раю-Раю, «В курочек», «В зайчиков», «В белочек». Проводим фольклорные мероприятия «Праздник урожая», «Жаворонки»,  «Масленица», «Пасха», «Весенняя ярмарка», «Федул-ветренник», «День поселка», которые также знакомят детей с традициями народов, населяющих Мордовию, с музыкой композиторов Мордовии.

 Образовательная область «Труд» предполагает формирование первичного представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, чему способствует чтение детям произведений Ф. Бобылева « Кто ленивей?» и П.Машканцева «Огородница», а также наблюдение и труд в уголке живой природы, наблюдение за трудом взрослых на огороде, клумбе, посильное участие в помощи взрослым.

  Художественно-эстетическое развитие мы осуществляем  через  ОО «Художественное творчество»  путём ознакомления детей с национальным мордовским костюмом,  с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства, мордовских народных игрушек (птичка- свистулька, мордовская матрешка), иллюстрациями к произведениям мордовской детской литературы. На НОД по аппликации мы стараемся вызывать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий; с детьми вырезаем и  украшаем  мордовскими  узорами предметы посуды, варежки, платки, на рисовании также знакомим детей с техникой рисования мордовских узоров и т.д.  

  В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения и обладания языком своего народа. Чувство Родины...    Оно начинается у маленького ребенка к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Малыш впервые открывает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина» именно в семье. Воспитание подрастающего поколения в России исторически осуществлялось в процессе приобщения к национальным сокровищам: языку, песне, сказке, поэзии и др. В своей совокупности это та основа, которая неизменно формирует гражданские чувства подрастающего поколения и сегодня.

  Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить малую Родину.

  Вся работа, проводимая нами по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного  отношения иуважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы, педагоги, научим его этому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МБДОУ «Зубово - Полянский детский сад № 3 «Ручеёк» комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

                Доклад на тему:

«Реализация регионального компонента в деятельности дошкольного образовательного учреждения»

 

 

 

                                             Подготовила и провела воспитатель                                         1-ой младшей группы Агишева Н.А.

 

 

                                          2014г.

 

 

                                                                    

 

 

Документы для скачивания:

3614_regionalnoe Agisheva.doc
Формат: .doc

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: