a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка коррекционного занятия. Тема: «Гнев. С какими чувствами он дружит? Способы преодоления гнева»

Опубликовано: 2017-01-12 15:00:56

Документы для скачивания

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Зуйская средняя школа №1» Методическая разработка коррекционного занятия. Тема: «Гнев. С какими чувствами он дружит? Способы преодоления гнева» Автор- составитель Бакирова Т. И. педагог- психолог 2015 год Методическая разработка представлена в номинации «Формирование и развитие психо- эмоциональной сферы ребенка». Форма проведения: коррекционно- развивающее занятие с элементами сказко- терапии. Цель: развитие самоконтроля, самоуважения, рефлексии, навыков понимания другого, осознанного управления поведением. Задачи: - рассмотреть   особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева; - обучать распознанию и описанию своих чувств и чу вств др угих людей; - помочь детям осознать относительность оценки чувств; - с пособствовать снижению уровня гнева и страха. Участники мероприятия: учащиеся 1- 4 классов. Место проведения: может быть использована классная комната( специально расставленные парты, освобождено место для интерактивных упражнений) , актовый зал или специальное помещение для коррекционно- развивающих занятий. Оборудование: интерактивная доска, для просмотра слайдов презентации, аудио аппаратура, мяч, цветные карандаши, альбомные листы для рисования, карточки с изображением эмоций, изображение сказочных героев для рефлексии занятия, стикеры. Подготовительный этап: Ознакомление учащихся с эмоциональными состояниями человека. Ход занятия. I. Вводная часть. 1. Упражнение. Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь! », «Скажите добрые слова друг другу». 2. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шапочка для размышлений»( улучшает внимание, ясное восприятие и речь) . Надо «надеть шапочку»- дети должны пальчиками «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют. II. Основная часть. 3. Игра «Кто симпатичней? » Оборудование: фотографии различных эмоциональных состояний людей: гнева, страха, радости и т. д. ; рисунки агрессивного поведения. Отгадываем эмоции, объясняем, как узнали, что это именно та эмоция, а не другая( по выражению( мимике) лица) . Детям предлагается определить, какие эмоциональные состояния людей больше нравятся и почему. Обязательно подчеркнуть, что непривлекательно выглядит злой человек со стороны. Спросить: «Хочешь ли ты быть похожим на этого человека? Почему? Что для этого ты должен усвоить, запомнить? ». 4. Беседа. Обращение к опыту детей. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. К ак вы понимаете слово «эмоции»? Когда возникают эмоции? Какие вы знаете эмоции? ( Радость, горе страх) . А для чего нам нужны эмоции? Э моции- это наши переживания в различных жизненных ситуациях. Какие бывают эмоции? Эмоции бывают положительные и отрицательные. Эмоциональный опыт человека обогащается в течение жизни. Эмоции очень важны в человеческом общении. Но своими эмоциями нужно уметь управлять. Сегодня мы поговорим об уже знакомых вам эмоциях, научимся управлять своими эмоциями. И научимся дарить друг другу положительные эмоции. А так же познакомимся с одной из самых сильных эмоций- гнев и научимся им правильно управлять 5. Упражнение   «Неоконченные предложения» «Я злюсь, когда…» «Я успокаиваюсь, когда…» «Гнев приносит пользу, когда…» «Гнев приносит вред, когда …» Учащиеся отвечают устно. После ответов обсуждение. 5. Игра «Угадай эмоцию». Развитие воображения, мимики и пантомимики. Оборудование. Карточки с изображением эмоциональных состояний в виде смайликов. Детям раздаются карточки с изображением эмоциональных состояний( выборочно) . Каждый мимикой показывает эмоцию, которая у него на карточке, остальные угадываю и повторяют. Обсуждение. Какую эмоцию было легко изобразить? Какую эмоцию было тяжело изобразить? Почему? 6. Оздоровительная минутка. Упражнение «Колобок». Оборудование. Мяч. У вас в руках не просто мяч, а колобок из русской сказки. Помогите ему как можно быстрее убежать о т лисы. Учащиеся передают мяч друг другу вперед и назад: над головой; между ногами; через правое плечо; через левое плечо; скрестив руки над головой; прокатив мяч по голове. 7. Сказко- терапия. Оборудование. Сказка «Как слоник свой гнев победил», цветные карандаши, альбомные листы для рисования. « В одной далекой стране жил- был Слоник. И, в общем- то, все у Слоника было хорошо, только иногда он так сильно злился, что мог сделать что- нибудь, о чем потом жалел. Вот однажды, рассердился он на птиц, из- за того что разбудили его с утра пораньше. Да так рассердился, что несколько деревьев, которые любили те птицы, сломал. Когда Слоник пытался сдерживаться, то в итоге получалось еще хуже. Гнев все равно находил способ прорваться. Совсем он потерял надежду   совладать со своим гне вом. Но однажды, когда Слоник в очередной раз был до предела разозлен, он увидел извержение Вулкана. Слоник замер и уставился на Вулкан как завороженный: казалось, изрыгающая пламя гора выражала чувства самого Слоника. Извержение продолжалось несколько минут, и все это время Вулкан постоянно менялся: из пылающей опасной горы он превратился в спокойное теплое пепелище. Неожиданно для себя Слоник понял, что и его гнев куда- то полностью испарился, и он стал совершенно спокоен. Это никак не давало Слонику покоя: кажется, он нашел способ справляться со своим гневом. Но, где же взять работающий Вулкан каждый раз, когда он злится? Из своих размышлений Слоник вынырнул около дома Удава, и решил спросить совета у мудрого змея. Удав внимательно выслушал историю Слоника, а потом спросил: - Ты хорошо запомнил Вулкан и то, что с ним происходило? - Конечно! Мне кажется, я никогда этого не забуду, это было так впечатляюще! — Слоник был крайне воодушевлен. - Ну, тогда я тебя поздравляю, — Удав в отличие от своего гостя сохранял полное спокойствие — твой Вулкан всегда будет с тобой. Слоник непонимающе уставился на Удава: - Наверное, ты что- то путаешь, я хоть и сильный, но таскать с собой Вулкан не смогу, тем более, когда он извергается. — В голосе Слоника стали слышны нотки обиды и досады. Ведь он пришел посоветоваться, а над ним издеваются! Но Удав по- прежнему сохранял полное спокойствие: - Просто всякий раз, когда будешь злиться, закрывай глаза и представляй что именно сейчас перед тобой тот самый вулкан. И смотри до тех пор, пока его извержение не закончится. Слоник задумался второй раз за день. Что- то пробурчав себе под нос, он, особо не замечая происходящее вокруг, побрел к себе домой. Слишком много впечатлений выпало сегодня на его долю. Через несколько дней Слоника опять что- то разозлило. Он был так взбешен, что глаза его покраснели. И, конечно же, у него из головы совершенно вылетел совет Удава. Внезапно, прямо над самым ухом Слоника, какая- то смелая птичка прокричала: -  Смотрите! Смотрите! У Слоника глаза — как лава Вулкана! Может быть, она и не знала о его разговоре с Удавом, но Слоник мгновенно остановился, закрыл глаза и начал представлять себе Вулкан. Он взрывался, плевался лавой и камнями, изрыгал тучи пепла и дыма. Но с каждым мгновением его сила таяла и вскоре, воображаемый вулкан, как и настоящий когда- то, совсем успокоился. И Слоник успокоился вместе с ним. Слоник понял, что теперь он может контролировать свой гнев. Главное в этом попрактиковаться, чтобы не забывать в пылу эмоций. И вскоре вся округа удивлялась: они уже и не помнили, когда в последний раз видели Слоника разозленным». Обсуждение. Понравилась ли вам сказка? Что именно понравилось? С какой эмоцией не мог совладать слоник? Как выражал свой гнев слоник? Что помогло ему задуматься над тем, что с ним происходило? Как слоник научился совладать со своим гневом? Нарисуйте эпизод из сказки, который вам больше всего понравился. Представление работ учащихся( по желанию) . Я думаю, что у каждого из вас есть свой секрет, как поднять себе настроение, избавиться от гнева. Расскажите, что вы делаете, если вам грустно? А если вы злитесь? А если вы на кого- то обижены? Как вы поступите? А если вы кого- то обидите?   А, если у вас хорошее настроение, хочется ли вам поделиться своей радостью, улыбкой с другими людьми? Как вы это делаете? 8. Релаксационное упражнение «Облака». Оборудование. Аудиоаппаратура с записью релаксационной музыки «Звуки вселенной». « Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие мимо облака- такие белы е, большие, пушистые облака в го лубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы медленно начинаете подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие, мягкие, ваши ножки легкие- легкие, все ваше тело становиться легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку в небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако. Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на поляну, улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке? ». III. Заключительный этап. Рефлексия. Оборудование. Изображение сказочных персонажей Пушистиков, стикеры. Ч то нового вы сегодня узнали? Чему научились? С нами на занятии присутствовали наши старые знакомые- П ушистики, возьмите стикеры и покажите, какое настроение было у вас на этом занятии. ( Учащиеся наклеивают стикеры на изображение с той эмоцией, которая была у них на занятии. А сейчас давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем всего хо рошего! Пусть у вас всегда будет хорошее настроение, и только положительные эмоции! Приложения Радость Грусть Злость Страх Удивление Карточки «Смайлики» Сказка «Как слоник свой гнев победил » « В одной далекой стране жил- был Слоник. И, в общем- то, все у Слоника было хорошо, только иногда он так сильно злился, что мог сделать что- нибудь, о чем потом жалел. Вот однажды, рассердился он на птиц, из- за того что разбудили его с утра пораньше. Да так рассердился, что несколько деревьев, которые любили те птицы, сломал. Когда Слоник пытался сдерживаться, то в итоге получалось еще хуже. Гнев все равно находил способ прорваться. Совсем он потерял надежду   совладать со своим гне вом. Но однажды, когда Слоник в очередной раз был до предела разозлен, он увидел извержение Вулкана. Слоник замер и уставился на Вулкан как завороженный: казалось, изрыгающая пламя гора выражала чувства самого Слоника. Извержение продолжалось несколько минут, и все это время Вулкан постоянно менялся: из пылающей опасной горы он превратился в спокойное теплое пепелище. Неожиданно для себя Слоник понял, что и его гнев куда- то полностью испарился, и он стал совершенно спокоен. Это никак не давало Слонику покоя: кажется, он нашел способ справляться со своим гневом. Но, где же взять работающий Вулкан каждый раз, когда он злится? Из своих размышлений Слоник вынырнул около дома Удава, и решил спросить совета у мудрого змея. Удав внимательно выслушал историю Слоника, а потом спросил: - Ты хорошо запомнил Вулкан и то, что с ним происходило? - Конечно! Мне кажется, я никогда этого не забуду, это было так впечатляюще! — Слоник был крайне воодушевлен. - Ну, тогда я тебя поздравляю, — Удав в отличие от своего гостя сохранял полное спокойствие — твой Вулкан всегда будет с тобой. Слоник непонимающе уставился на Удава: - Наверное, ты что- то путаешь, я хоть и сильный, но таскать с собой Вулкан не смогу, тем более, когда он извергается. — В голосе Слоника стали слышны нотки обиды и досады. Ведь он пришел посоветоваться, а над ним издеваются! Но Удав по- прежнему сохранял полное спокойствие: - Просто всякий раз, когда будешь злиться, закрывай глаза и представляй что именно сейчас перед тобой тот самый вулкан. И смотри до тех пор, пока его извержение не закончится. Слоник задумался второй раз за день. Что- то пробурчав себе под нос, он, особо не замечая происходящее вокруг, побрел к себе домой. Слишком много впечатлений выпало сегодня на его долю. Через несколько дней Слоника опять что- то разозлило. Он был так взбешен, что глаза его покраснели. И, конечно же, у него из головы совершенно вылетел совет Удава. Внезапно, прямо над самым ухом Слоника, какая- то смелая птичка прокричала: -  Смотрите! Смотрите! У Слоника глаза — как лава Вулкана! Может быть, она и не знала о его разговоре с Удавом, но Слоник мгновенно остановился, закрыл глаза и начал представлять себе Вулкан. Он взрывался, плевался лавой и камнями, изрыгал тучи пепла и дыма. Но с каждым мгновением его сила таяла и вскоре, воображаемый вулкан, как и настоящий когда- то, совсем успокоился. И Слоник успокоился вместе с ним. Слоник понял, что теперь он может контролировать свой гнев. Главное в этом попрактиковаться, чтобы не забывать в пылу эмоций. И вскоре вся округа удивлялась: они уже и не помнили, когда в последний раз видели Слоника разозленным». Вулкан Список используемых источников: 1. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5- 7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001. - 160с. : ил. 2. Минаева В. М. Развитие эмоций школьников. Занятия. Игры. –А РКТИ, 2003. - 48. 3. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов н/ Д: «Феникс», 2004. - 160с. 4. Филлипова Ю. В. Общение. Дети 7- 10 лет. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 144. : ил. Громова Т. В. Страна эмоций. – М. , 2002. 5. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М. , 2000

Коментарии
ЛЕНА написано 2019-04-22 08:46:47
КЛАСС
Ответить

Оставить комментарий: