a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогический совет Тема: Причины неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин." Психолог Бакирова Т. И.

Опубликовано: 2017-01-12 15:12:16

Документы для скачивания

МКОУ «ЗУЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1» Педсовет. Тема:  Причины неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин. Подготовила педагог- психолог Бакирова Т. И. Март 2015 год Роль успеваемости в развитии школьника огромна! Актуальность этой проблемы всегда была и будет значима, как для учеников, учителей, а также и для родителей. Разработкой проблем детской психологии занимались Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. , которые всесторонне рассматривали успешность ученика. Известно, что движущей силой учения и возбуждения потребности в овладении изучаемым материалом является переживание учащимися внутренних противоречий между знанием и незнанием, между возникающими у них познавательными вопросами и проблемами и недостатком наличных знаний для их решения. Эти противоречия учеников должны учитывать учителя. Реализация Концепции модернизации образования требует от учителя глубокого понимания факторов формирования и развития личности ребёнка. Начальная школа закладывает фундамент общего среднего образования, которое ученик получает в средних и старших классах. Одной из важнейших задач российской школы является повышение качества образовательного процесса. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для исправления недостатков в обучении и воспитании ребёнка, для укрепления и развития качеств личности, сформированных до школы. Известно, что школьники, несмотря на одинаковые программы и условия обучения и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по- разному воспитаны, по- разному относятся к учебным обязанностям и фактически получают неодинаковый уровень развития. В выполнении задач, поставленных государством и обществом перед органами образования по обучению и воспитанию школьников, осуществлению общего среднего образования, большое значение имеет своевременное преодоление неуспеваемости школьников. Педагогическая запущенность – главная причина низкой успеваемости школьников Одной из причин низкой успеваемости является педагогическая запущенность. Опыт работы учителей, педагогических коллективов свидетельствует о том, что индивидуальный и дифференцированный подход в учебной и воспитательной работе с педагогически запущенными детьми дают положительные результаты, позволяют предупреждать, а в случае необходимости и преодолевать недостатки в учёбе таких учащихся. В тоже время недостаточная организация учебно- воспитательного процесса, главным образом, слабая индивидуальная работа с каждым ребёнком, в ряде случаев, является причинами появления педагогической запущенности детей уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Проявлениями её являются пробелы в учебно- практических и социально- этических знаниях, наличие отрицательного жизненного опыта, отставание в развитии, отклонения в отношении к окружающим и себе, негативное отношение к различным видам деятельности. Ранняя диагностика и предупреждение педагогической запущенности учащихся – задача комплексная. Её решение связано с широким аспектом социально- педагогических воздействий. Она может и должна преодолеваться педагогическими воздействиями. Психологические причины лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в три группы: Недостатки познавательной деятельности учащихся. Недостатки развития мотивационной сферы детей. Неадекватное использование индивидуально- типологических особенностей ребенка Всё своё внимание школа обращает на отстающих. Рассмотрим некоторые категории детей, которые относим к неуспевающим: 1. Дети с ЗП  - это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм. Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще других получают замечания от учителя. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Состояние неудовлетворённости своим положением в школе толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины: выкрикивание с места, бегание по коридору, драчливость. 2. Недостаточно развитые для школы дети  ( они составляют 1/ 4 всех неуспевающих) . У них выявлены нарушения в раннем периоде развития( патология беременности и родов, родовые травмы, тяжёлые заболевания) . Они страдают различными хроническими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных микросоциальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных, стойко неуспевающих учеников, которые создают проблему для школы. 3. Функционально не созревшие дети. Они прилежно и добросовестно учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Некоторые становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребёнка к новым условиям, а это не проходит бесследно. Но проходит один- два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам. Некоторые дети быстро устают( нет школьной выносливости) , другие не могут сосредоточиться, третьи не подтверждают результаты вступительных тестов, тех надежд, которые подавали в первые дни. Появляются отстающие, слабо успевающие ученики, а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате начинают отставать. 4. Ослабленные дети. Ни для кого не секрет, что среди детей, поступающих в первый класс, практически здоровы только 20- 30% . По неполным данным, 30- 35% первоклассников страдают хроническими ЛОР- заболеваниями, 8- 10% имеют нарушения зрения, более 20% детей составляют группу риска по развитию близорукости; у 15- 20% отмечаются различные нарушения нервно- психической сферы, чаще всего как следствие органического поражения коры головного мозга на разных этапах развития. Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли напрягаться, их развитие отстаёт от нормы( ограниченный запас сведений, знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация) . Есть и другая категория ослабленных детей. К ним относятся дети, которым дома было всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро утомляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе таких детей около 30- 40% . Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а так же духовных и профессиональных умений и навыков. 5. Системно- отстающие дети. Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении. На первый взгляд, все функции в отдельности развиты как будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно- отстающих. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны фиксировать своё внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, резко реагируют на отказ, не владеют собой, забывают хорошие намерения, предпочитают делать только то, что им нравится. Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении, математике. В 1 классе они долго не могут усвоить правильное начертание букв, красиво и аккуратно писать, у них грязные, неряшливые тетради. К концу учебного года они не усваивают программу соответствующего класса. Особенности их поведения, постоянные конфликты, бурные реакции существенно осложняют обстановку в классе. 6. Нестандартные дети. Среди них все те, кто" выпадает" , по различным причинам из" средней школы" : высокоодарённые, талантливые, вундеркинды- и безнадёжно отсталые, исключительные в умственном развитии. Есть ещё одна группа детей; это так называемые" медленные" дети- тугодумы, и такова особенность их характера. Это может быть связано и с болезнью, и с задержкой развития, и с особенностями нервной системы, характера, темперамента. Дети эти здоровы, часто весьма одарённые. Они отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности. Дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. Общий темп работы класса им не по силам. Торопятся, нервничают, но всё равно не успевают за другими. Буквы получаются всё хуже и хуже, увеличивается количество ошибок. Им трудно в школе. К нестандартным, исключительным относятся и чрезмерно быстрые, постоянно возбуждённые, всегда торопящиеся дети. Это те, которые поднимают руку, ещё не дослушав вопроса. Подпрыгивают, нервничают, вспыхивают от возбуждения- скорей, скорей. Педагог их видит и понимает: приструнит, даст трудное задание, которое непременно должно быть выполнено, будет терпеливо работать с ними. 7. Депривированные семьёй и школой дети. Значительная часть школьников воспитывается в неблагоприятных микросоциальных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой. Иногда школа ещё больше усугубляет трудности их жизни, безжалостно выталкивает их в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности добавляется педагогическая. Учителю знакомы рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них возникает усталость уже на 1 уроке. Они с трудом понимают объяснения учителя, сидят с безучастным взглядом, ложатся на парту, порой засыпают. Уроки им кажутся непомерно длинными. Утомление у них выражается в резко сниженной работоспособности, замедленном темпе деятельности, они не успевают выполнять задания со всем классом. Во время урока отвлекаются на внешние раздражители, плаксивы, небрежны в работе. Часто без причины смеются. При чтении теряют строку, не делают смысловых ударений. Иногда старательно выполняют домашнее задание, но в классе при ответе теряются, путаются. Депривированных семьёй и школой детей трудно не заметить. На практике опытный учитель сразу определяет: кто хочет учиться, а кто нет; кто трудолюбив, а кто лентяй; кто дисциплинированный, а кто непослушен. Хотя первые впечатления могут быть ошибочными. На практике принято выделять группы сильных, слабых и средних учеников. Главными формальными критериями являются, конечно, успеваемость и дисциплина. Простым сравнением определяются отличники, " середнячки" и отстающие; примерные и хулиганы. Если учитель поддерживает такое распределение, то и родители, и дети перенимают его взгляды. Но самое печальное, что и ученики принимают отведённые им роли. Отличники стараются быть всё время на высоте, ревностно следя за успехами друг друга, а двоечники покорно соглашаются со своим статусом. Основную роль в педагогической запущенности играют родители, их педагогическая некомпетентность, низкий уровень образованности, отсутствие педагогических и психологических знаний при подготовке детей к школьной жизни. Основными путями предупреждения педагогической запущенности являются: - совершенствование всей работы школы по обучению и воспитанию школьника; - глубокое изучение личности школьника, условий его семейного воспитания; - включение каждого школьника в различные виды познавательной, трудовой, общественной, спортивной, художественной деятельности; - обеспечение преемственности в деятельности дошкольных учреждений и школы, учителей начальных классов и педагогов средней и старшей ступени обучения, учителей, работающих в данном классе; - взаимодействие школы, семьи, внешкольных учреждений, общественности в воспитательной работе с детьми и подростками. Работа по предупреждению и преодолению возникшей педагогической запущенности требует кропотливой индивидуальной работы учителя, воспитателя с детьми и, прежде всего, организации постоянных педагогических наблюдений, глубокого изучения ученика, своевременного вскрытия причин, приводящим к осложнениям в его обучении и воспитании, выявления и устранения неблагоприятных условий воспитания в семье, организации необходимой помощи в учении. Учителю необходимо учитывать, что предпосылки педагогической запущенности могут возникать у детей в дошкольном возрасте в результате неправильного развития отношений в семье, дефектов семейного воспитания, при нездоровых отношениях между родителями ребёнок усваивает отрицательные привычки поведения, у него могут сформироваться искажённые нравственные представления, а невольное участие в конфликтах, негативные переживания порождают подчас стрессовые состояния, предрасполагающие к возникновению неврозов, эмоциональной неустойчивости, замкнутости, замедленному психическому развитию и как результат всего этого неуспеваемость в учёбе. Психическое здоровье – залог успешности в учёбе Основой деятельности педагогического коллектива является успешность и успеваемость школьника. Успеваемость школьников во многом зависит от психического здоровья детей. Состояние психического здоровья обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое, соматическое и репродуктивное здоровье и в большей степени успешное обучение в период образовательного процесса в школе. В охране психического здоровья подрастающего поколения ведущая роль принадлежит психогигиене учебных занятий, поскольку на протяжении одиннадцати лет учёба составляет основное содержание жизни детей и подростков, а кроме того на эти годы приходятся те периоды, которые принято называть критическими, когда растущий организм особенно реактивен и подвержен невротизирующим влияниям. Среди множества причин неуспеваемости школьников наиболее значимыми являются стрессы, получаемые детьми из- за неподготовленности к школе( «школьная незрелость») , учебных перегрузок, авторитарной педагогики и экзаменов. Сегодня проблема «школьной зрелости» вновь актуальна. Это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением функциональных возможностей, с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН показали, что среди детей 6 – 7 лет свыше 40% являются «школьно незрелыми». Причём среди мальчиков таких детей значительно больше, чем среди девочек( 48, 6% против 28, 6% ) . С каждым годом в школу приходит всё больше шести и даже пятилетних детей. Дети с временной задержкой психического развития Причина трудностей обучения и неуспеваемости часто связана с временной задержкой психического развития детей. Исследования, проведённые специалистами разного профиля, в разных регионах нашей страны, показали, что в 50% случаях неуспеваемость была связана с задержкой психического развития, в 24% — с нарушением поведения( синдром двигательной расторможенности) и только 4% — с умственной отсталостью и с общим недоразвитием речи. В остальных случаях отмечалась общая( соматическая) ослабленность, нарушение слуха или зрения. Такие дети с трудом понимают, что от них требуется, не могут быстро переключиться на новый вид деятельности, плохо осваивают чтение, математику и письмо. Временная задержка психического развития может возникнуть у ребёнка по разнообразным причинам. Чаще всего это патология беременности и родов у матери, плохая наследственность, перенесённые ребёнком травмы, тяжёлые заболевания, особенно в раннем возрасте. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребёнка происходит как бы приостановка или искажённое развитие самых тонких человеческих функций, определённых структур коры головного мозга. Большое значение в этом имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается ребёнок. Здесь на первом месте стоит дефицит материнской ласки, тепла, недостаток ухода за ребёнком, неполучение информации. В результате воздействия всех этих неблагоприятных факторов у ребят к моменту поступления в школу, как правило, не происходит формирование школьно- значимых функций. По сравнению со сверстниками, поступающими в первый класс, у них отмечается крайне недостаточный запас знаний, сведений, умений. Узок их кругозор, бедна речь, слабо развиты моторные навыки. Эти дети не осознают себя учениками. В их поведении преобладают детскость, непосредственность, игровые интересы, стремление только к удовольствиям. Познавательные процессы абсолютно не интересуют таких учеников. На уроках они сразу становятся вялыми, скучными или наоборот, излишне беспокойными, совершенно не могут сосредоточиться на задании. Всё, о чём говорится на уроках, проходит мимо них. Для таких учеников характерно стойкое снижение работоспособности, резко страдают концентрация внимания, целенаправленная деятельность. Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспеваемости школьников Среди основных факторов формирования здоровья детей и их успеваемости важное значение принадлежит суммарной учебно- воспитательной работе. Модернизация образовательной системы пока не даёт никаких оснований говорить о том, что происходит её снижение. Значительная часть образовательных программ( более 40% ) по- прежнему сориентирована на углублённый уровень образования, в то время как по данным Министерства образования РФ доля одарённых детей не превышает 6% , а имеющих высокие учебные возможности не превышает 15% . Даже обычные программы не под силу сегодня более чем трети школьников. В условиях укороченной пятидневной учебной недели количество уроков в день достигает в начальной школе до шести, в средних и старших классах до семи- восьми и более. С учётом приготовления домашних заданий день школьников длится 10- 12 часов в начальных классах и 15- 16 часов в старших. При такой учебной нагрузке трудно вести речь об успешности школьников в образовательном процессе. Большая учебная нагрузка создаёт серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма во сне, двигательной активности, пребывания на воздухе. Напряжённый характер учёбы, значительный объём учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для ребёнка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает отрицательное воздействие на развивающийся детский организм. Объективные показатели успеваемости характеризуют степень усвоения программного материала, но они не говорят о том, какое место занимают в жизни школьника. Ученик может по- разному использовать полученные в школе знания и умения в своей повседневной жизни. Важно в каждый учебный день, на каждом уроке чувствовать субъективное состояние каждого школьника. Это даёт учителю основание для творческого поиска методов обучения и воспитания учащихся, реализации творческих возможностей для преодоления неуспеваемости школьников в образовательном процессе. Хроническая неуспеваемость и школьная тревожность – основная сфера трудностей в учёбе В период подготовки к обучению в школе или немного позже – в начале школьного обучения – происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребёнка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребёнок, который много знает, успешно учится, с лёгкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребёнка падает уверенность в себе, повышается тревожность. Это, в свою очередь, не к улучшению, а к ухудшению результатов, к дезорганизации деятельности, непродуктивной трате учебного времени. Неуспех порождает тревогу, которая способствует закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспеваемость становится «хронической». Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение( волнение) ещё больше понижает результаты учёбы. В некоторых случаях «слабым звеном», запускающим порочный круг, оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребёнка, которого считали вундеркиндом, воспринимаются родителями как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и, вследствие этого, к реальной неуспеваемости. При повышенных ожиданиях родителей, озабоченных достижениями ребёнка с раннего детства, хроническая неуспеваемость может складываться уже в дошкольном возрасте. Возможен вариант, когда первоисточником хронической неуспеваемости является повышенная тревожность школьника, сформировавшаяся под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности переносится и на школьную жизнь. Главное, что должны сделать взрослые( родители и учителя) в этом случае, — обеспечить ощущение успеха. Необходимо объяснить родителям и учителю, как именно надо оценивать ребёнка. Эти правила достаточно просты: ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном( требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников) . Его нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Следующей причиной трудностей в учёбе является уход от деятельности. Это уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Школьник как бы «Отсутствует» на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет заданий. Негативными последствиями от деятельности являются часто встречающиеся пробелы в знаниях, трудности в полной реализации своих возможностей. Снижение мотивации в учёбе – одна из причин неуспеваемости Снижение мотивации в учёбе обнаруживается в полном отсутствии познавательной направленности у ребёнка. В этом случае можно предположить, что совместных познавательных занятий взрослые с ребёнком никогда не вели, не привили интерес к учёбе. В случае дефицита мотивации имеющиеся задатки не превращаются в способности. Причина отсутствия познавательных интересов может быть и обратной: когда родители. Чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящих формах начинают « напичкивать » его знаниями, учить читать, писать и считать. Педагогически безграмотное обучение может прочно отбить у ребёнка желание заниматься любыми подобными вещами. Выход в этом случае один: совместные занятия с познавательной направленностью, а не одностороннее обучение с позиции учителя, вдалбливающего знания нерадивому ученику. Преодоление и предупреждение неуспеваемости Время как фактор успешности учения Факторов успешности учения много. Среди них и генетические способности, и способности ребёнка, и пол, и воспитание в семье и в школе, и состояние здоровья, и мастерство учителя. Особо выделяется время как объективный и очень устойчивый независимый показатель учебной деятельности. Оно проявляется в длительности и через деятельность, сохраняя свою автономию. Учёные изучали влияние социального времени, согласно которому структурирована учебная деятельность в школе( четверти, семестры, триместры) , на успешность учения. У процесса обучения обнаружилась скрытая структура временного протекания, влияющая на успешность значительно сильнее, чем структура социальная. По данным учёных, наиболее успешными месяцами для математики – осенние и зимние, для русского языка – осенние и зимние, для чтения – осенние, зимние, весенние. Подтвердилось, что успешность учения зависит от времени года больше, носит устойчивый характер, не зависимый от социальных условий. Для успешного преодоления причин н еуспеваемости рекомендуется: 1. Изменить характер отношения учащихся к учению, характером их учебной работы. Это отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и общественную значимость учебной работы, понимают ли они крайнюю необходимость и важность для самого ученика и для общества активной, творческой, систематической и упорной работы. Поэтому организация учебного процесса должна быть та, чтобы каждому ученику бы ясна личностная и общественная значимость его активной, творческой и упорной учебной работы и основным показателем была бы оценка именно такой учебной работы ученика. 2. Для того чтобы интенсифицировать учебную работу каждого ученика, недостаточно прямого воздействия учителя на ученика. Более эффективным средством является воздействие на него через ученический коллектив. А для этого нужно, чтобы ученическая группа была подлинным коллективом, референтным по отношению к каждому его члену. Поэтому учебный процесс должен проводиться в органическом единстве коллективных, фронтальных и индивидуальных форм учебных занятий при определенном характере общей коллективной деятельности учащихся. 3. Для того чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключения учащихся. Для этого, очевидно, необходимо привлечение самих учащихся к проведению контроля и оценки в фор взаимо- и самоконтроля, взаимо- и самооценки под руководством учителя. 4. Важнейшим фактором по эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельно ученика в учебном процессе. Ученик должен быть не только объектом педагогических воздействий учителей, но и активным субъектом учебно- воспитательного процесса. Важным средством для этого является ролевое участие школьников в организации и проведении всего учебного процесса. 5. Эффективность учебной работы учащихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть учебными умениями и навыками. Поэтому овладение учебными умениями и навыками должно быть включено в учебные программы учителей по каждому учебному предмету. 6. Эффективность учебной работы учащихся в конечном итоге определяется характером их личной воспитанности, их нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого ученика как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности. Взаимоотношения между учителями и учащимися должны быть основаны на оптимистическом отношении учителя к каждому ученику: учитель должен верить в возможности и силы ученика. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого ученика и, опираясь на них, вместе с учеником бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с недостатками того или иного ученика, учитель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в какой- либо области. Заключение. Дети, испытывающие трудности обучения, требуют особого внимания учителя. Такие дети осложняют работу в классе, замедляют общий темп работы, нуждаются в индивидуальном подходе. Знание причин трудностей освоения навыка, своевременная медико- педагогическая коррекция помогут оградить ученика от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье, а это главная задача учителя.

Оставить комментарий: