a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи

Опубликовано: 2017-01-12 16:47:00

Документы для скачивания

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи Е. Ю Сифириди, с. Ваганово, Промышленновский район, Кемеровская обл. Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей- подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, освобождающих человека от бытовых проблем, наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Для ребенка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОО. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала ДОО и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОО и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью. В решении данной проблемы детский сад занимает важное место, он может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей сознания, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОО и семейном воспитании. Таким образом, поиск эффективных способов, форм и методов в работе по сохранению и укреплению здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создании традиций семейного физического воспитания. Исходя из выше изложенного, мы предполагаем, работа ДОО с родителями по формированию здорового образа жизни дошко льников будет эффективной, если: она будет строиться на основе сотрудничества; методы работы с родителями будут способствовать их личной заинтересованности в её результатах. В ходе проводимого нами иследования на базе МБДОУ « Вагановский детский сад» и проанализировав создавшуюся ситуацию по вопросам здоровьюсбережения в практике дошкольного образования, можно констатировать, что данной проблеме уделяется значительное внимание. Создана система физкультурно- оздоровительной работы. Опираясь на тот факт, что формирование навыков здоровьесбережения лежит, прежде всего, в семье, была проведена оценка оздоровительного потенциала. Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но большенство не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения. Более половины семей не соблюдают режим дня и питания. Основным профилактическим мероприятием в семье является вакцинация. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности. Поэтому нами была разработана система, которая получила название « Два берега у одной реки», эта система ориентирована на всех педагогов дошкольного образовательного учреждения, направлена на формирование у дошкольников потребности к здоровому образу жизни в совместной работе с семьей и основывается на физиологических, психолого- педагогических особенностей детей дошкольного возраста. Основной целью работы является: объединение стремления педагогов, медицинского работника и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни. Необходимые предпосылки для реализации системы «Два берега у одной реки»- организация в ДОО и семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей с 1, 5 до 7 лет. Задачи: дать знания родителям о приемах эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно- психологического климата; оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка; учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы; привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды; расширить спектр средств и способов работы с родителями; Принцип единства с семьей- главный принцип нашей системы работы. А так же в работе определены следующие принципы взаимодействия с семьёй: 1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия- принцип без которого все попытка наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. 2. Принцип «Активного слушателя»- это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства. 3. Принцип согласованности действий. 4. Принцип самовоспитания и самообучения. 5. Принцип ненавязчивости. 6. Принцип жизненного опыта. Не нужно бояться делиться своим опытом и выслушывать опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится, и вы не набьете лишних «шишек» в общении с детьми. 7. Принцип безусловного принятия. Безусловно принимать ребенка- значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, и т. д. , а просто так, за то, что он есть! Данная система предпологает этапы работы с семьёй: 1. Подготовительный( ознакомительный) . На этом этапе необходимо заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно- воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни, узнать как можно больше о ДОУ, которые посещает их ребенок. 2. Просветительский: подбор методических рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды; распространение лучшего опыта семейного воспитания; подбор литературы по ЗОЖ в библиотеке, средствах массовой информации, социальных сетях. 3. Совместная деятельности с семьей: формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми; проведение семейных праздников, акций, «Дня открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей; обогащение совместной деятельности родителей и детей в формировании участков для двигательной активности. Формы работы с родителями мы подбирали согласно классификации нетрадиционных форм, которые предлагает Т. В. Кротова. Таблица 1 Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения Информационно- аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, " Почтовый ящик" Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные упражнения, досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары- практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней( недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини- библиотек Структурно перспективный план работы с родителями состоит из трех блоков: информационно- аналитического, практического и контрольно- оценочного. Информационно- аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами. Второй блок- практический. В нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием. С целью отслеживания качества и результативности работы с родителями был введен третий блок- контрольно- оценочный. Контрольно- оценочный блок- это анализ эффективности( количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся педагогами и специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс- диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов. [ 1] В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки результата. Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации блоках. Одной из главных задач ДОО является усиление связи между повседневной воспитательно- образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье. Разумные поручения, задания и т. п. , которые дошкольники должны выполнять дома( но не повторять, не копировать, что делалось в группе) , направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи. Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника. Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей. В системе определены задачи и стратегия по созданию здор овьесберегающей среды в ДОО и дома( таблица 2) . Таблица 2 Задачи и общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома В семье В ДО О 1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей. 1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей. 2. Желательно приобрести несколько настольно- печатных игр( учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни. 2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей. 3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни. 3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек- как основу становления характера ребенка. 4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками. 4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников. 5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха+ 20+ 22 °С. 6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну. 6. Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в ДОУ. 7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур. 8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом. 9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача: - условиями домашних условий- условиями образовательного учреждения 10. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни. 10. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной. 11. Личный пример взрослых родителей и педагогов- мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т. п. 12. ПО мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни. 12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни. Соблюдение и обогащение семейных традиций одно из направлений нашей системы работы. У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции. В ходе изучения социального статуса семьи, педагоги интересуются и семейными традициями семей воспитанников детского сада, это помога ет в проведении праздников в ДОО, обозначит формы работы с семьей в течение года, в совместных мероприятиях, проводимых в детском учреждении( таблица 3) . Таблица 3 Традиции семей воспитанников детского сада № п/ п Традиция Содержание 1. Семейный стол Взрослые должны есть вместе с детьми, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. Совей культурой общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом, положительное отношение к здоровой пище вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь. 2. Мы ходим в походы Эта традиция «для ума и тела». Во время прогулок есть возможность поговорить с ребенком на интересующие его темы. 3. Лыжные прогулки В развитии и формировании у ребенка привычки к здоровому образу жизни большое значение имеет физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно- гигиенической культуры. 4. Праздники семьи Общение с ребенком согласно принципам Ю. Б. Гиппенрейтер: * Безусловное принятие* Законы «зоны ближайшего развития»* Давайте вместе* Передавать ответственность детям* Позволять вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий( или своего бездействия) . Только тогда он будет взрослеть, становится «сознательным»- «Активное слушание» 5. Совместное чтение Ежедневное чтение художественной литературы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и воспитывает бережное отношение, любовь к членам семьи. Ребенок получает опыт о выборе литературы для чтения, учиться слушать и слышать. Голос матери, отца, близких на всю жизнь сохранится в памяти, воспоминания о совместно проведенном времени поможет в воспитании уже своих детей. 6. Походы в зоопарк, цирк Сближение отношений ребенок, родитель. Ребенок делится своими впечатлениями, родители объясняют то, что ребенок не понял. Активно развивать фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетных линий, давать нравственные оценки поступкам героев. Эта таблица может быть продолжена каждым педагогом, исходя из конкретного социального статуса семьи, традиции, которые хранят в семье и в детском саду. Общаясь с родителями, педагоги делятся своими традициями, которые сохраняются и обогащаются коллективом детского сада. Таким образом, работая по системе «Два берега у одной реки, нам удалось объединить стремление педагогов, родителей и специалистов ДОО к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни. Результаты работы показали эффективность использования данной системы в работе с семьями, в повышении педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни. Так анкетирование показало, что увеличилось число семей, которые целенаправленно стали заниматься формированием привычки к здоровому образу жизни у своих детей, а также стали активно заниматься закаливанием детей в домашних условиях. После проведённой работы родители стали более осознанно относиться к профилактическим мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно- психологического климата. Сотрудничество и поддержка семьи в физическом воспитании дошкольников позволила добиться высоких показателей в уровне физического развития и здоровья детей. Литература Андреева, Н. А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Электронный ресурс/ Н. А. Андреева. - Режим доступа к ст. : http: / / www. mgpu. ru- заглавие с экрана. Арнаутова, Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей[ Текст] / Е. П. Арнаутова/ / Дошкольное воспитание, 2010. - №9. - С. 52- 58. Багичева, Н. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе их речевого и литературного развития[ Текст] / Багичева Н. В. , Томилова С. Д/ / Образование в период детства: традиции, реальность, инновации. Междунар. научно- практ. конф. , Москва- Шадринск, 2007. с. 3. Борисова, Е. Н. С истема организации физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками[ Текст] / Е. Н. Борисова. – Издание 2- е, переработанное. – М. : Глобус; Волгоград: Панорама, 2099. – 144 с. Бутырина, Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей[ Текст] : учеб. - метод. пособие/ Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун- т, 2010. - 177 с. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей[ Текст] / под ред. Т. Н. Дороновой. - М. : Просвещение, 2005- 191 с. Григорьева, Н. Как мы работаем с родителями[ Текст] / Григорьева Н. , Козлова Л/ / Дошкольное воспитание. - 1998. - №9. - С. 23- 31 Грядкина, Т. С. Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья дошкольников[ Текст] / Т. С. Грядкина/ / Детство: Педагогический альманах. — № 1/ ( РГПУ им. А. И. Герцена) . — СПб. : Акцидент, 1998. — С. 81. Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду[ Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.

Оставить комментарий: