a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект урока по биологии 5класс, учитель Суржко М. Н.

Опубликовано: 2017-01-13 15:31:49

Документы для скачивания

План- конспект урока Тема:   Видоизменения по дземных побегов и корней. Л. р. № 5 «Видоизменение подземных побегов». Т ип урока:   урок открытия новых знаний, умений. Форма проведения: Комбинированный урок, Л абораторный практикум. Форма организации учебно- познавательной деятельности: Индивидуально- г рупповая. Цели урока: сформировать представления о видоизменении по дземных побегов и корней у растений. Задачи: Образовательные задачи: познакоми ть учащихся с видоизмененными по дземными побегами и корнями; дать представление о разнообразии видоизмененных по дземных побегов и корней; установить связь строения видоизмененных побегов и корней с выполняемыми функциями; характеризовать значение видоизмененных побегов и корней для растений. Развивающие задачи: развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся; развивать интерес к биологическим знаниям; формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач; формировать умение работать самостоятельно с гербарным материалов и живыми образцами. Воспитательные задачи: создать условия для развития у учащихся самостоятельности, социальных и коммуникативных компетенций; продолжить формирование диалектико- материалистического мировоззрения у учащихся на основе взаимосвязи строения и функций органов растений; создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Планируемые результаты обучения: Познавательные УУД: умение осуществлять смысловое чтение; умение отделять главное от второстепенного; умение работать с различными источниками информации, поиск и выделение необходимой информации; установление причинно- следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; Личностные УУД: п онимать основные факторы, определяющие взаимоотношения растений и окружающей средой. Регулятивные УУД: умение определять цели урока и ставить задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно; преобразовывать практическую задачу в познавательную; развитие навыков самооценки. Коммуникативные УУД:   умение слушать учителя, уметь задавать вопросы, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий, контролировать действия партнёра, умение находить общее решение. Основные понятия урока:   видоизменение, метаморфоз, корневище, клубень, луковица, столон. Методы:   наглядные( работа с презентацией, рисунками, таблицами, гербарным материалом, живыми образцами) , словесные( беседа, диалог, рассказ) , практические( поиск информации, лабораторная работа) . Средства обучения: Учебник Сухорукова Л. Н. Биология. Живой организм. 5- 6 классы. - М. : Просвещение, 2014 г. Рабочая тетрадь Задорожный К. Н. Биология. 6 класс- М. : " Аркти" , Изд- во" Наша школа" , 2014 г. Оценочный лист. Оборудование:   мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска, презентация" Метаморфозы растений" , образцы растений с видоизменёнными побегами, раствор йода, пипетка, лупа, скальпель, клубень картофеля, луковица репчатого лука, корневище пырея. Этап урока Задачи этапа Время, мин Действия учителя Действия учеников УУД Организационный момент Создание благоприятной атмосферы в коллективе, подготовка учеников к работе 2 Учитель проверяет готовность учеников к уроку. Приветствуют учителя. Личностные УУД: Понимание важности знаний Регулятивные УУД: Знакомство с учителем, соблюдение дисциплины на уроке Коммуникативные УУД:   Умение воспринимать информацию на слух Проверка домашнего задания Оценка знаний учеников 5 Выборочно проверяю рабочие тетради и качество выполнения работы. Ученики предоставляют рабочие тетради. Личностные УУД: Оценка качества выполнения домашнего задания учителем Регулятивные УУД: Соблюдение тишины во время прове рки ДЗ Коммуникативные УУД:   Умение воспринимать информацию на слух Актуализация опорных знаний Вспомнить знания, приобретенные на предыдущем уроке, сформировать тему и цель урока. 10 Мы подходим к концу изучения раздела" Органы и системы органов" . Сегодня последняя тема этого раздела, где мы изучаем растения и их части. Перед каникулами вы должны были ознакомиться с разнообразием надземных побегов и их значением для растительного организма. Сейчас вам будут представлены различные картинки с изображением надземных побегов. Ваша задача ответить: 1. что это за изменение 2. какую функцию для растения он выполняет. Ученики слушают учителя. Ученики работают с презентацией. Личностные УУД: Формировать познавательные интересы и мотивацию   на изучение живой природы, Отвечать на вопросы учителя, Искать правильные ответы Предметные УУД: Иметь общее представление о строении растений. Регулятивные УУД В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки Изучение нового материала, первичное осмысление, систематизация и закрепление полученных знаний Изуч ить метаморфозов по дземных побегов и корней у растений, закрепить полученные знания, умение применять полученные знания, заполнить пробелы в знаниях в ходе выполнения лабораторной работы 25 Итак, мы повторили виды надземных побегов. И как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Правильно. Тема урока" Видоизменения по дземных побегов и корней" . Что такое побег и из чего он состоит? Сегодня мы с вами докажем, что в почве могут находиться не только корни, но и видоизмененные побеги. Видоизмененные подземные побеги   – эт о корневище, луковица, подземные клубень и столон. Корневище( ризом)   является подземным побегом, имеющим чешуевидные листья, придаточные корни и почки. У пырея корневища толстые и ветвистые. У купены и ириса имеются укороченные и мясистые корневища, а у кувшинки и кубышки они самые толстые из всех растений. Рассмотрим строение корневища пырея и зарисуем его в тетради. Что общего в строении корневища и побега? Подземный столон   представляет собой однолетний длинный подземный побег. Этот тонкий побег с недоразвитыми чешуевидными листьями имеет на утолщенном конце клубень или луковицу с запасом органических веществ. Подземный клубень   – видоизмененный подземный побег, у которого на первый план выступает запасающая функция. Этот побег имеет чешуевидные листья, которые быстро опадают, и почки, находящиеся в пазухах листьев. Рассмотрим строение клубня. Луковица   – это специализированный подземный укороченный побег. В нем в чешуйках листового происхождения запасаются органические вещества,   стебель   в луковице трансформируется в донце. С помощью луковиц осуществляется вегетативное размножение. Луковицы образуются у однодольных семейства Амариллисовые( гиацинт, нарцисс) , семейства Лилейные( лук, тюльпан, лилия) , реже у двудольных растений. Рассмотрим строение луковицы на примере репчатого лука. Условия существования побегов, расположенных под землей, сильно отличаются от наземной среды. Поэтому у них появились другие важные функции, такие как способность переносить неблагоприятный период жизни, отложение питательных веществ в запас, возможность вегетативного размножения. Функции видоизмененных побегов:   1. Запас питательных веществ      Это главная функция подземных видоизмененных побегов. В корневищах, клубнях, в сочных листьях луковиц откладываются запасные питательные вещества, главным образом крахмал и разные сахара. Кроме того, в сочных чешуях лука и чеснока содержатся фитонци ды- летучие вещества, обладающие бактерицидным свойством и при дающие горький вкус этим растениям. Корневища многих растений накапливают вещества, которые человек использует для получения лекарственных препаратов( солодка, ландыш) .   2.   Вегетативное размножение         Из почек, имеющихся у этих побегов, могут вырасти надземные побеги. Так человек выращивает картофель, репчатый лук, чеснок, гладиолусы, тюльпаны, нарциссы. Но есть у этой функции и отрицательные последствия для человека. Пырей др евние греки назы вали « агропирон »- «огонь полей». На 1 м 2  это растение может дать корневищ общей длиной 500 м, с 25 тыс. почек. Единственный эф фективный способ борьбы с ним- удаление корневищ. 3. Переживание неблагоприятных условий   Луковицы в отличие от корневища и клубня служат, прежде всего, для выживания в период жесткой летней засухи. Вода, которая содержится в тканях чешуевидных мясистых листьях луковицы, обеспечивает растению жизнь. Ученики формируют тему урока Ученик отвечают на вопрос Ученики слушают учителя, записывают конспект. Ученики приступают к выполнению лабораторной работы У корневища есть стебель, листья, почки. Познавательные УУД: Умение работать с гербарным и живым материалом; Умение работать с разными источниками информации, выбрать содержание по заданным критериям Предметные УУД: Понимать смысл биологических терминов; Умение делать выводы и умозаключения Регулятивные УУД: Умение слушать учителя и отвечать на вопросы; Соблюдать дисциплину во время выполнения лабораторной работы Подведение итогов урока Рефлексия 2 А. Проверьте себя, как вы поняли материал урока. Даны утверждения. Вам нужно оценить их правильность 1. Корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги. 2. Подземные побеги нельзя использовать для размножения, так как у них нет почек. ( Есть) . 3. Клубень – это утолщенный подземный стебель растения. 4. Верхушечные и боковые почки клубня называются детками. ( Глазками) . 5.  Наличие запасных питательных веществ отличает корневище от корня. ( Наличие листьев, почек) . 6. Основная масса луковицы образована листьями. Ученики выбирают правильные утверждения. Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания 1 §3 3, стр. 8 4- 8 5, ответить устно на вопросы. Рабочая тетрадь стр. 1 6- 1 7, ответить на все задания Подготовить доклад на тему" Разнообразие видоизменения корней" Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Оставить комментарий: