Опубликовано: 18:08:09 14-01-2017
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию детей старшей группы (5-6 лет) разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой ДО «Детство».
Программа «Детство» создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Программа «Детство» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей.
Три взаимосвязанные линии развития ребёнка – линия чувств, линия познания, линия творчества – пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Линия чувств определяет направление эмоционального развития дошкольника. Задача программы – способствовать развитию у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости. Способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
Линия познания основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача программы – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Линия творчества осуществляется в единстве с развитием познания и чувств. Задача программы – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Принципы и подходы рабочей программы
- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничества с семьёй;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Ведущими целями Программы являются: создание благоприятных условий для выполнения полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей группы.
Контингент воспитанников: 15 мальчиков, 10 девочек.
Холериков- 4
Меланхоликов-1
Сангвиников-13
Флегматик-7
Критерии |
2016-2017 год |
|
мать |
отец |
|
Предприниматели |
1 |
1 |
Рабочие |
17 |
24 |
Безработные |
7 |
0 |
Характеристика особенностей развития детей 6-го года жизни.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно
взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию.
Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку
можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу; 2) от художественного образа к природному материалу. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
Воспринимают величину объектов. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей
игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Цель по реализации образовательной недели «Моя Родина!»:
Формировать представления у детей о России, её истории и культуре, воспитывать интерес и любовь к родному дому, посёлку, краю, к Родине, уважение к государственной символике.
Задачи:
-углубить и систематизировать представления детей о Родине, стране в целом и её культурном наследии;
-воспитывать уважение и интерес к родной стране, месту, где ты родился; чувство гордости за свою страну.
-обогащать знания детей о родном крае.
- развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка
- развивать образное, ассоциативное мышление;
ПОНЕДЕЛЬНИК
Результаты образовательной деятельности:
ВТОРНИК
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
СРЕДА
Образовательная область «Познавательное развитие»
Результаты образовательной деятельности:
ЧЕТВЕРГ
Образовательная область «Речевое развитие»
Результаты образовательной деятельности
средства языковой выразительности).
ПЯТНИЦА
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие
Результаты образовательной деятельности:
Планируемые результаты:
- знание детьми информации о Родине, её символики;
- проявление интереса, заботы к своему посёлку;
- выставки детских рисунков «Улица родного посёлка в будущем», «Самое красивое место родного посёлка» - макет Московского Кремля
- рисунки придуманных сказочных существ, рассказы о их характере; - фотоотчёт о праздновании Дня села
Дни недели |
Приоритетные виды детской деятельности |
Организованная образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы) |
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности |
Индивидуальная организованная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) |
Проектирование ППРС в рамках реализации образовательной темы |
Взаимод с род. / социал. партнерами |
Понедельник-физическое развитие |
Двигательная деятельность
|
Ситуативная беседа на тему: «Мы живём в России!»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на самолёте».
Старинные русские народные игры. |
Объяснение значения слова «Родина» и смысла пословицы «Одна у человека мать, одна у него и Родина». Просмотр мультимедийной пре-зентации (Краткое знакомство с государственной символикой, президентом, народным русским костюмом, традициями, танцамиСлушание песни «Наш край» Сл. А. Пришельца Муз. Д. Кабалевского. Хоровод «Во поле берёза стояла» Игры«Салки», «Жмурки». Разучи вание игр «горелки» или «Лапта»Способы и направления под- держки детской инициативы в двигательной деятельности: поддерживать желание принимать участие в подвижных играх, быть ведущим. в игровой деятельности поддерживать стремление брать на себя разные роли, развивать игровую деятельность детей. |
Работа с детьми над преодолением затруднений, возникших в процессе ООД. Указываются дети, испытывающие затруднения в процессе ООД, характер выявленных затруднений и меры по их преодолению.
|
Мультимедийная презентация «Одна для всех Родина – Россия», атрибуты к с/р по теме «Моя Родина», песни о России. Карта России, глобус. Кукла в национальном костюме
|
Индивидуальные беседы с родителями.
|
Вторник-социально-коммуникативное развитие |
Коммуникативная деятельность
Самообслужи- вание и элементарный бытовой труд |
Ситуативная беседа «Мой дом».
Экскурсия: «Моя улица»; транспорт на моей улице; для чего нужна чистота в селе.
Организация выставки детских рисунков. |
Игровая ситуация: «Где я живу». Составление рассказа о домаш-них делах с использованием семейных фотографий.
Работа на участке «Сделаем наш сад чище».
Работа в группах и самостоятель но (на выбор): 1-я тема: рисование «Улица родного посёлка в будущем», «Дом моей мечты» ; 2-я: рисование улицы моей мечты; 3-я: рисование дома моей мечты. Способы и направления под держки детской инициативы в коммуникативной деятельности поддержка бесконфликтного общения, совершенствовать диалогическую форму речи; в трудовой деятельности: поддерживать стремление к чистоте и красоте в окр. мире, проявления инициативы ребенка в процессе осуществления сельскохозяйственных работ и уборки инвентаря после окончания работы. |
Работа с детьми над преодолением затруднений, возникших в про цессе ООД. Указы ваются дети, испы тывающие затруд- нения в процессе ООД, характер выявленных затруднений и меры по их преодолению. |
Фотовыставка « Мой дом»
Грабли, лопатки, ведерки, лейки.
Цветные карандаши, листы бумаги.
|
Создание и отрабатывание маршрута «Дорога от дома до д/сада и обратно» |
Среда- познавательное развитие |
Познавательно- исследовательская деятельность |
Ситуативная беседа «Москва-столица нашей Родины».
Конструирование Московского Кремля.
|
Разгадывание ребуса к слову столица. Объяснение смысла слова столица. Просмотр видеофильма о Москве.
Игра- путешествие «Достоприме чательности Москвы».
Дидактическая игра: «Узнай наш флаг» Способы и направления под держки детской инициативы в познавательной деятельности: проявление интереса к государст венным символам, их значению; в конструировании поддержка проявления активности в совмест ной деятельности, доведения деятельности до конца. |
Работа с детьми над преодолением затруднений, воз никших в процес се ООД.Указываю тся дети, испыты вающие затрудне ния в процессе ООД, характер вы явленных затруд- нений и меры по их преодолению. |
Символика России. Фотография президента. Видеофильм «Москва-столица нашей Родины». Карточки к дидактическим играм.
|
Создание фотоотчёта о праздновании Дня села. |
Четверг- речевое развитие |
Организация ООД на основе художественной литературы и коммуникативной деятельности |
В гостях у сказительниц Воронежского края.
Самостоятельная работа. «Придумай и нарисуй сказочное существо. Дай ему имя. Расскажи, где живет существо, доброе оно или злое». |
Отгадывание загадки о доброте. Создание ассоциативного ряда слова доброта. Игра «Добрые и злые герои русских сказок». Ситуативная беседа «Добро и зло в сказках Воронежских сказителей (бабушка Куприяниха, А. Король кова). Упражнение по развитию речи: закончи фразу «Если бы я был волшебником..» Инсценированние пьесы-сказки « Чья лень больше» (по мотивам сказки А. Корольковой.) Составление памятки «Законы дружбы». Выполняют сам. работу под песню « В мире много сказок». Способы и направления под держки детской инициативы в процессе восприятия художественной литературы поощрять у детей способность внимательно слушать текст, запоминать элементы текста, описания и детали в изобразительной деятельности самостоятельно выбирать цвет, положительную мотивацию к уча стию в данном виде деятельнос ти; в коммуникативной деятель ности поддержка бесконфликт ного общения, развивать монологическую речь |
Работа с детьми над преодолением затруднений, возникших в процессе ООД. Указываются дети, испытывающие затруднения в процессе ООД, характер выявленных затруднений и меры по их преодолению.
|
Портрет А.Королько вой, презентация «Биография А. Корольковой» . Выставка книг А. Борышниковой, А. Корольковой. Костюмы и декорации к инсценировке. Аудиозапись песни « В мире много сказок» Сл. Ю. Энтина, Муз.В.Шаинского |
|
Пятница- художественно-эстетическое развитие |
Изобразитель ная деятельность Музыкальная деятельность: Двигательная деятельность.
|
Праздник «Я – на дежда Отечества»
|
Литературно – музыкальная композиция на стихи В. Степанова «Россия –Родина моя» Проведение игры «Что? Где? Когда?» (дети против родителей). Монологи детей о том, как сохранить величие России. Подвижная игра «Лапта» вместе с родителями. Рисование своих впечатлений о празднике цветными мелками на асфальте |
Работа с детьми над преодолением затруднений, возникших в процессе ООД. Указываются дети, испытывающие затруднения в процессе ООД, характер выявленных затруднений и меры по их преодолению. |
флаг, герб, текст (фонограмма)
|
|
Итоговое мероприятие «Я - надежда Отечества»
Цель: систематизация знаний по теме недели, осознание ребёнком себя как надежды Отечества.
Задачи: - закрепить знания детей о государственных символах России, о традициях, о русской народной одежде, о танцах, песнях, играх;
- воспитывать чувство любви к своей Родине – России, к малой родине, к своему дому;
- воспитание самооценки, желания стать еще более умелым, умным, добрым, ловким и т.д., этикета общения детей друг с другом и взрослых с детьми;
- развивать способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
- формировать у детей потребность в двигательной активности через знакомство с играми наших предков;
Предварительная работа: - беседы воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста на темы: «Наш флаг», «Наш герб», «Наш гимн»; - дидактическая игра: «Узнай наш флаг, герб, портрет президента России»; - заучивание стихотворений и песен о России, гимна Российской Федерации, хоровода «Во поле берёза стояла»; - организация выставки детских рисунков на тему: «Мой родной край», «Родная улица в будущем», «Дом моей мечты»; - индивидуальные консультации с родителями по участию в играх на празднике. &
Документы для скачивания:
33833_us.docx Формат: .docx