Белоненко Ж.В. «Формирование положительного образа семьи и привитие духовных и семейных ценностей у детей дошкольного возраста посредством организации совместной работы семьи и ДОО». Мастер-класс для воспитателей

Опубликовано: 13:54:39 15-01-2017

ЦЕЛЬ:

- создать условия для поиска форм, методов и приемов взаимодействия с родителями.

 

Задачи:

- совершенствовать практические навыки, необходимые при организации работы с родителями по формированию положительного образа семьи и привитию семейных ценностей у воспитанников;

-достигнуть максимального взаимодействия и взаимопонимания среди педагогов в вопросах воспитания у детей семейных ценностей и сотрудничества;

- создать мотивацию для применения современных форм организации совместной деятельности с родителями воспитанников.

 

Методы и приёмы: беседа, мозговой штурм, тренинговые упражнения, практические занятия, демонстрация наглядных материалов.

Оборудование: искусственные деревья (2 шт.), листья деревьев, мяч, куклы (9 шт.), цветик-семицветик (3 шт.), технические средства: (мультимедиа).

Предварительная работа: анкетирование участников мастер-класса.

 

Ход мастер-класса:

 

Вступление

Уважаемые, коллеги! Сегодня мы поговорим об одной из основных задач, стоящих перед дошкольной организацией, о взаимодействии с семьей для полноценного развития ребенка, воспитания у него духовных и семейных ценностей, повышения имиджа семьи. Если такое взаимодействие будет установлено и будет достаточным, то и ребенку по дороге детства будет идти значительно легче. Это обеспечит малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

 

Основная часть

Организуя работу с семьями воспитанников, необходимо предварительно провести всесторонний анализ воспитательно-образовательного процесса.

1. Мозговой штурм: «Определи и сформулируй проблему».

- Как вы считаете, сложно ли формировать семейные ценности у детей? Какие проблемы возникают у вас при взаимодействии с родителями?

Участники мастер-класса по очереди озвучивают проблемы, возникающие в работе с семьей.

- Проблемы в работе всегда бывают, а есть ли пути решения этих проблем? (обсуждение).

 

- В представленном опыте описан алгоритм процесса воспитания семейных ценностей, условия взаимодействия участников образовательного процесса; средства, формы, методы, направления взаимодействия: педагоги – родители, родители – дети, педагоги – дети. Остановимся подробнее на первых двух.

2. Практическое задание «Древо идей» (заранее выставляются два искусственных дерева).

Каждый педагог на «листочках» пишет предлагаемые методы, приемы, формы работы, мероприятия:

 

1 дерево 2 дерево

- с родителями - родители + дети

 

- Как мы видим, форм и методов работы с родителями и детьми великое множество.

Повышение педагогической компетентности родителей должно реализовываться в индивидуальном подходе к каждой семье и сочетаться с организацией коллективных форм работы с родителями.

В этом направлении можно выделить две основные группы методов работы: информационные, познавательные. Информация с обучающими, наглядными, справочными материалами может носить следующий характер: консультации «Ценности семейного воспитания», «Играем детьми», «Формирование адекватной самооценки у детей, уверенности в себе», памятки «Если Вам не нравятся черты характера Вашего ребенка», буклеты «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей» и др. Интересным средством информирования родителей является ежемесячная газета детского сада (демонстрация наглядных материалов).

Особенность работы с родителями состоит в том, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями строится на взаимопонимании и доверии (показ слайдов).

Организация встреч за круглым столом позволяет расширить воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов; обсудить актуальные проблемы выработки положительного образа семьи, формирования семейных традиций; развития интересов и потребностей ребенка. Круглые столы рекомендуется проводить ежеквартально, рассматривая проблемные ситуации различной тематики, например, «5 ошибок родительской любви», «Любимая игрушка моего ребенка» и др.

Мастер-классы способствуют распространению положительного семейного опыта воспитания детей, и формированию определенных навыков взаимодействия с ребенком.

На вечерах вопросов и ответов родители могут уточнить свои педагогические знания о возрастных и психологических особенностях детей дошкольного возраста, обсудить проблемы воспитания и обучения с педагогом-психологом, медицинской сестрой и воспитателями.

Ключевым условием эффективного взаимодействия с родителями по выработке положительного образа семьи и привитию духовных и семейных ценностей у детей дошкольного возраста, в котором реализуются все направления работы, является организация семейного клуба «Семейный очаг».

Первое заседание клуба необходимо посвятить знакомству с семьями детей. Так, игра «Давайте познакомимся» способствует объединению взрослых, снятию напряжения (все встали в круг и рассказали немного о себе). Каждое занятие рекомендуется начинать с приветствия.

4. Предлагаю Вам принять участие в игре «Приветствие». Участники становятся в круг и передают мяч соседу со словами «У меня хорошее настроение, потому что…».

- С целью создания дружественной, творческой, рабочей атмосферы и настроя на позитивный контакт между участниками педагогам рекомендуется использовать тренинговые упражнения и задания. Так, выполняя задания «Любимая игрушка», «Воспоминание о детстве», взрослые актуализируют образ ребенка в себе, и тем самым могут посмотреть на малыша его же глазами. Включение творческих заданий, ролевых, имитационных и деловых игр помогает родителям не просто «впитывать» определенные знания, а сконструировать новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники ситуативной игры с помощью специалистов пытаются проанализировать проблему и найти приемлемое решение.

5. Игровое упражнение «Такие разные дети»

- Сейчас мы отправимся в галерею детских характеров. Выберите игрушку-куклу с каким-либо детским характером (на куклах надписи):

Я – НЫТИК

Я – КАПРИЗНЫЙ

Я – ТИРАН

Я – ЛЮБЛЮ ЗАКАТЫВАТЬ ИСТЕРИКИ

Я – МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ

Я – КОНФЛИКТНЫЙ

Я – УПРЯМЫЙ

Я ЛЮБЛЮ ТРЕБОВАТЬ

Я ИГНОРИРУЮ ВЗРОСЛОГО

Скажите какую-нибудь фразу или опишите модель общения с такими детьми.

 

Для создания доверительных взаимоотношений рекомендуется первые занятия проводить без детей, а в дальнейшем приглашать родителей вместе с детьми. На эти практические занятия необходимо подбирать такие задания и упражнения, которые позволили бы родителям открыть новое в своем ребенке, научиться новым способам родительского поведения в различных ситуациях, укрепить семейные отношения.

6. Детско-родительская игра «Цветик-Семицветик» нацелена на развитие децентрации мышления, нравственных качеств личности

- Приглашаю для участия три пары. Каждая «семейная» команда получает цветик-семицветик. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает «ребенок» для «родителей», три – взрослый для «ребенка», одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем участники меняются лепестками и отбирают лепестки-желания, которые им действительно приятны. Необходимо проанализировать, какая пара имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

 

Заключительная часть. Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Сегодня у нас была продуктивная встреча. Мы обобщили имеющиеся знания об организации работы с семьей. Обогатили практические навыки. В заключение предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые можно задать и родителям.

 

Что нового Вы узнали?

Что оказалось для Вас полезным?

Каким опытом Вы могли бы поделиться?

Какая тема была бы интересной для Вас в дальнейшем?

       

Оставить комментарий: