Семенякина С.Л. Толерантность – что это такое, и как развивать её у детей. Консультация для родителей

Опубликовано: 14:07:37 15-01-2017

 

 

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе

не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

Одной из задач воспитания   является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых выделяется права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что сейчас определяется термином «толерантность». Начинать эту работу необходимо уже в раннем детстве,   поэтому формирование у детей  толерантного и терпимого отношения к сверстникам, имеющим проблемы в здоровье, не таким, как все, является одной из главных задач нравственного воспитания. Ведь отношение к этим детям часто бывает пренебрежительным или безразличным, ровесники порой не умеют общаться, играть, участвовать с ними в совместной деятельности. Именно в детстве, дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, оказывать им действенную помощь, сочувствовать, разделять с ними радость, печаль и другие чувства.

Необходимость этой работы обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников. С одной стороны, им присущи активность, любознательность, инициативность, а с другой стороны, слабо развитая произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, эгоцентричность. Более того, в дошкольном возрасте начинают отчётливо проявляться негативные явления, которые относятся к разряду нетерпимости: агрессивность,конфликтность, насмешки, угрозы, запугивание, изгнание, отчуждение, бойкот,превосходство над другими, стремление утвердиться любыми способами, что приводит к нежелательным поступкам по отношению к сверстникам, особенно к детям-инвалидам.

         Что же должны делать педагоги и родители, чтобы стимулировать развитие терпимого отношения к детям-инвалидам?

Во-первых, необходимо вести работу по преодолению агрессивности и конфликтности детей, если таковые имеют место быть.

Во-вторых, организовывать взаимодействие и сотрудничество детей, правильно объединяя их для игры, занятий, выполнения трудовых поручений и т. д., учитывая принцип равенства позиции в общении.

В-третьих, повышать чувствительность к ситуациям и состояниям сверстников, воспитывать умение принимать их такими, какие они есть, развивать понимание партнеров по взаимодействию, терпение к ним.

В-четвертых, использовать любые стихийно возникающие моменты для оказания действенной помощи ровеснику, целенаправленно создавать проблемные ситуации, стимулируя активность детей на позитивный выход из них.

Какие  задачи решаются в ходе формирования у дошкольников способности проявлять терпимое отношение к детям-инвалидам?

  • необходимо формировать представление о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • необходимо учить детей занимать различные позиции во взаимодействии, они должны научиться как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных.
  • терпимое отношение возможно только на основе проявлений дружелюбия, симпатии, умения замечать состояния другого человека, позитивно разрешать конфликты.
  • ребенок должен научиться выдержке и терпению.
  • большое значение приобретает развитие у дошкольников эмпатии (сопереживания), сочувствия, содействия.
  • он должен освоить элементарные навыки принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: