a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов на тему "Кризисы возрастного развития"

Автор: Смирнова Анастасия Сергеевна Опубликовано: 2017-01-16 19:05:01

Документы для скачивания

Консультация для педагогов на тему: Кризисы возрастного развития Выполнила: воспитатель МДОУ №5 Смирнова Анастасия Сергеевна Любим 2016 Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени( до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития( Эриксон) . Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. Раннее детство: 0 – 3 года Кризис новорожденности:  0- 2 месяцев Причина:  катастрофическое изменение условий жизни( появление индивидуальной физической жизни) , помноженное на беспомощность ребенка. Характеристика:  потеря веса, происходящая настройка всех систем организма на существование в принципиально иной среде – вместо водной в воздушной. Противоречие, разрешаемое в кризисе:  Беспомощность и зависимость от мира решаются через возникновении доверия к миру( или недоверия) . При благополучном разрешении рождается умение надеяться. Новообразования к концу кризиса: – индивидуальная психическая жизнь; – комплекс оживления( особая эмоционально- двигательная реакция ребёнка, обращенная ко взрослому. Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление. Также при комплексе оживления отмечаются учащенное дыхание, радостные вскрики и т. д. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается комплекс в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех- четырёх месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения) ; – возникновение привязанности. Младенчество:  0- 1 год Основная деятельность:  непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. Сфера деятельности:  мотивационно- потребностная. Стадия умственного развития:  сенсомоторная. 6 подстадий: 1. Врожденные рефлексы( до 3- 4 мес. ) ; 2. Моторные навыки, рефлексы, переходящие в действия( с 2- 3 мес. ) ; 3. Развитие координации между глазами и руками, появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты собственных действий( с 4 мес. ) ; 4. Координация средств и целей, возрастает способность к возпроизведению действий, направленных на продление вызвавшего интерес впечатления( с 8 мес. ) ; 5. Формирование связи между действием и его результатом, открытие для себя новых способов получения интересных результатов( с 11- 12 мес. ) ; 6. Ребенок учится отыскивать оригинальные решения проблем в результате уже имеющихся у него схем действий и внезапно возникающих идей, появление способности представлять себе отсутствующие события в символической форме( с 1, 5 лет) . Основные достижения  этого периода включают образование скоординированных движений, соответствующих такой материальной структуре как группировка, конструирование репрезентаций и интенциональность. Особо заметным итогом этой стадии является конструирование постоянного объекта – понимание независимого от субъекта существования объектов. Уровни привязанности:  на уровне физического контакта, эмоций. Потребности:  чтобы взрослый откликался и удовлетворял все потребности( формирование ситуации привязанности) . Основные потребности данного возраста – еда, комфорт, физический контакт, изучение мира. Результат к концу периода:  Разрушение тесной симбиотической ситуации между ребенком и заботящимся о нем взрослым, связанное с тем, что у ребенка появляется самостоятельная человеческая психическая жизнь, основанная на второй сигнальной системе. Кризис 1 года Причина:  увеличение возможностей ребенка, появление все большего количества новых потребностей. Характеристика:  всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций, знакомство с границами, возможно нарушение биоритма сна/ бодрствования. Противоречие, разрешаемое в кризисе:  разрыв между желаниями и речевой регуляцией разрешается через возникновение автономии, самостоятельности в противоположность сомнениям и стыду. При благополучном разрешении обретается воля. Развивается речевая саморегуляция. Новообразования к концу кризиса: – автономная речь, эмоционально аффективная, многозначная; – ощущение себя как отделенного от взрослого индивидуума; – произвольность движений и жестов, управляемость; – границы существуют и они легитимны( взрослые также им подчиняются) . Младший детский возраст 1- 3 года Основная деятельность:  деятельность вместе со взрослым по освоению манипуляций с предметами. Взрослый как образец, как носитель культурно- исторического опыта. Вербализация контакта в совместной деятельности. Развитие игры как подражание конкретному действию, игры как развлечения и как упражнения. Сфера деятельности:  у мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно- орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная. Стадия умственного развития:  до 2- х лет продолжение сенсомоторной( см. выше 5- 6 подстадия) , далее – дооперациональная, которая не следует законам логики или физической причинности, а ограничивается скорее ассоциациями по смежности. Магический способ объяснения мира. Уровни привязанности:  на уровне похожести, подражания( теперь ему не нужно все время быть в физическом контакте с родными, надо просто быть похожими на них, и появляется больше простора для исследований) и потом на уровне принадлежности, лояльности( чтобы сохранить контакт с родителями, достаточно ими обладать) . Потребности:  необходимо предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Физическое ограждение от опасности. Введение ограниченного количества четких границ и их совместное поддержание. Это период, когда ребенок накапливает знания о себе через восприятие себя глазами заботящихся о нем взрослых. Он не умеет критически мыслить, соответственно принимает на веру все, что они сообщат ему о нем и на основании этого будет выстраивать свое «Я». Очень важно уметь давать безоценочную обратную связь, сообщая о его достижениях, ошибках и возможностях их исправления. Результат к концу периода:  становление самосознания ребенка, развитие речи, приобретение туалетных навыков. Детство: 3 года – 12 лет Кризис 3 лет ( нынче часто смещается к 2 годам) Причина:  жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Взрослый как носитель социальных и личностных отношений. Характеристика:  так называемое семизвездие трехлетнего кризиса: 1) негативизм, 2) упрямство, 3) строптивость, 4) обесценивание, 5) стремление к деспотизму, 6) протест- бунт, 7) своеволие. Негативизм.  В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой- то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я». Упрямство.  Высказав собственную точку зрения или попросив о чем- то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по- своему? Строптивость.   Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают. Обесценивание.   Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка- противной, родители- злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться( происходит обесценивание старых норм поведения) , сломать любимую игрушку или порвать книжку( обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т. д. Стремление к д еспотизм у. Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав. Протест- бунт.  Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л. С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Своеволие.   Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими. Противоречие, разрешаемое в кризисе:  столкновение «хочу» и «надо» решаются через возникновение «могу», появление инициативности в противовес чувству вины. При благополучном разрешении рождается умение ставить цели и добиваться их. Нахождение своего «Я». Новообразования к концу кризиса: – соподчинение мотивов и проявление личностной характеристики ребенка; – формирование внутренних позиций, рождение «Я»; – произвольность мышления( логический тип обобщения) . Старший дошкольный период: 3- 7 лет Основная деятельность:  игра, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Развитие сюжетно- ролевой игры происходит через сюжетную и процессуально- подражательную. В конце периода возможно введение игр по правилам. В это время происходит развития действия от операциональной схемы к человеческому действию, имеющему смы сл в др угом человеке; от единичного действия к его смыслу. В коллективной форме сюжетно- ролевой игры происходит рождение смыслов человеческих действий. Сфера деятельности:  мотивационно- потребностная. Стадия умственного развития:  дооперациональная. Интуитивное, наглядное мышление, эгоцентризм( не способность представить отличную от своей точку зрения) , появляются зачатки логического мышления и устанавливаются причинно- следственные связи. Уровень нравственного сознания:  доморальный. Ориентировка на одобрение- неодобрение( собственно, вместе с появлением «Я» появляется и нравственное сознание) . Уровни привязанности:  на уровне чувства важности для другого, и потом на уровне любви( только на этом уровне он может быть несовершенным без боязни потерять привязанность) . При прохождении уровня любви ребенок может захотеть заботиться о младшем или питомце. Ждать заботы ранее этого уровня – малореально. Потребности:  важно отнестись со вниманием к его потребностям и суждениям. Поддержка в отношениях собственности( для того, чтобы человек научился делиться, ему надо насытиться своей собственностью, своим правом распоряжаться) . Поддержка в проявлении эмоций, дать возможность безопасно переживать слезы тщетности. Важно сформировать в дошкольном возрасте уверенность в своих силах, а не способностях. Результат к концу периода:  собственная позиция в системе социальных отношений. Кризис 7 лет Причина:  замечаются собственные эмоции, чувства. Возникает возможность их саморегуляции. Из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка. Характеристика: 1) потеря непосредственности; 2) кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения; 3) замкнутость, неуправляемость. Противоречие, разрешаемое в кризисе:  умение подчинять свои желания правилам способствует приобретению трудолюбия в противоположность комплексу неполноценности. При благополучном разрешении рождается компетентность. Новообразования к концу кризиса: – внутренний план действий; – возникновение интегративного мышления, рефлексии; – формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов; – рождение Я- концепции, самооценки. Список использованной литературы http: / / alpha- parenting. ru/ 2013/ 09/ 12/ vozrastnyie- osobennosti- razvitiya- ponyatie- o- krizisah- i- stabilnyih- periodah- ih- osobennosti/ https: / / www. 2mm. ru/ malysh/ vospitanie- rebenka/ 437/ krizis- 3- let

Оставить комментарий: