Конструкт по речевому развитию с детьми седьмого года жизни на тему: "Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову – Микитову)"

Опубликовано: 19:42:38 19-01-2017

Форма организации: подгрупповая

 Учебно-методический комплект:

На основе  примерной образовательной программы дошкольного образования  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО «Издательство «Детство  - Пресс», 2014. – 352 с., Обучение дошкольников пересказу. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования 2015. –

 96 с., интернет - ресурс https://goo.gl/images/PGIrIQ, https://goo.gl/images/Bi2Vfs.

Средства:

Мультимедиа: проектор, экран;

Наглядные: презентация  «Пересказ рассказа «Клесты»» на  флеш – накопителе.

 Оборудование и материалы: стулья 10 штук,  графические схемы, картинный материал «Клесты», мяч.

Литературные: загадка – «Кто зимой средь хвойных веток….»

Музыкальные:  аудиозапись пение клеста.

 Предварительная работа:

-Чтение рассказов о зимующих птицах.

-Чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Клесты».

-Знакомство с творчеством писателя.

-Составление описательных рассказов по теме «Зимующие птицы»

-Дидактические игры по теме «зимующие птицы»:  «Четвёртый лишний», «Лото», «разрезные картинки».

 Цель:

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам.

 Основные задачи:

  1. Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.
  2. Формирование грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка.
  3. Формирование активного зрительного и слухового контроля над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.
  4. Активизация и обогащение словарного запаса по теме «Зимующие птицы».

 Методы и приёмы:

Моделирование, беседа, чтение рассказа, лексико-грамматические упражнения, звукобуквенный анализ слова.

Этапы

(последовательность) деятельности

Средства, методы, технологии

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Мотивационный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный

 (на экране зимний лес, слайд 1)

Дети вы хотите оказаться  в зимнем лесу?

Мы сегодня пойдём не просто в лес, а к необычной птичке. А чтобы узнать к какой…. угадайте загадку?

Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут ... (Клестом) (на экране, слайд 1, появляется клёст )

 

Предлагает принять решение.

 

 

Загадывает загадку.

Предлагает рассмотреть  птицу

 

Принимают решение.

 

 

Отгадывают загадку.

Рассматривают птицу

 

Привлечь интерес детей.

-Клёст зимует у нас, это какая птица? (Клёст – зимующая птица).

-Какие перья у клеста? (Перья у клеста бордового цвета).

-На что похож клюв? (Клюв похож на изогнутые клещи).

-Для чего клестам такой клюв? (Чтобы питаться семенами хвойных деревьев).

- С помощью своего клюва клёст ловко срезает шишку, раздвигает чешуйки и достаёт семена. Зимой у клестов очень много корма, поэтому они постоянные жители зимних лесов.

Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления.

 

 

 

 

 

Вводит элемент новизны.

Активно отвечают, полными ответами.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают.

Вовлечь в беседу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вызвать интерес.

Основной:

 

 

 

 

Чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по содержанию рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторное чтение текста

 

Выстраивание графической мнемодорожки

(опорная схема рассказа, слайд 2)

 

 

 

 

-Послушайте рассказ Ивана Соколова – Микитова «Клесты».

         Тишину зимнего леса нарушают веселые птичьи голоса. Стайка клестов красными бусами обсыпала ель. Быстро и ловко теребят они тяжелые шишки и добывают из них семена. Клесты вьют свои гнёзда зимою и выводят в них птенцов. Гнёзда клестов трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнёзд. Зато самец кормит заботливую самочку, поёт ей весёлую песенку.

Обращает внимание детей на графические схемы.

 

 

Вовлекает в слушание.

Рассматривают графические схемы.

 

 

 

Внимательно слушают.

 

 

 

 

 

Внимательно слушать.

-Чем непохожи на других птиц клесты? (Тем, что вьют гнёзда и выводят птенцов зимой).

-С чем сравнил клестов автор рассказа? (С красными бусами).

-Чем питаются клесты? (Клесты питаются семенами еловых шишек).

-Какие зимние гнёзда к клестов? (У клестов гнёзда тёплые и глубокие).

-Где скрыты гнёзда? (Гнёзда клестов спрятаны в густых ветвях хвойных деревьев).

-Как самки высиживают своих птенцов? (Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих тёплых гнезд).

-Что делает самец? (Самец кормит самочку и поёт её песенку).

Задаёт вопросы по прочитанному тексту.

Отвечают на вопросы.

Развивать диалогическую речь.

Ребятки, а давайте поиграем в игру «Закончи предложение».

 

Тишину нарушают…..

Стайка пролетела….

Быстро и ловко теребят….

Клесты вьют….

Гнёзда трудно увидеть….

Они скрыты….

Самки высиживают…..

Самец заботливо кормит…..

Способствует подгрупповой работе.

 

Проявляет уважение к детским высказываниям.

 

Обсуждает с детьми.

 

 

 

 

Выражают собственные мысли.

Выражают собственные мысли.

Обсуждают ответы.

 

 

 

 

Подбирать и употреблять синонимы.

Игра (с мячом) «Посчитаем».

Ребята, а давайте сейчас вы превратитесь в клестов, вы согласны?

Дети «летают друг за другом, музыка заканчивается – дети становятся в круг, передавая мяч друг другу, считая птиц: «Первый  клёст, второй клёст…)

 

-Послушайте рассказ ещё раз и постарайтесь его запомнить.

 

(Появляется слайд 3 –перепутанные схемы рассказа

-Ребятки, давайте мы  составим графический  план рассказа.

 

 

 

 

 

Вовлекает в совместную деятельность.

 

 

 

Вовлекает в слушание.

 

 

Согласовывает с детьми действия, их последовательность.

 

 

 

 

Активно играют.

 

 

 

 

 

Слушают и запоминают.

 

 

Выстраивают последовательно опорные схемы рассказа.

Работают у смарт-доски.

 

Обучать договариванию предложений.

 

 

 

 

 

 

Слушать текст и запоминать.

 

 

Обучать выстраивать графические мнемодорожки.

Заключительный

 

 

 

 

Итог

 

-Ребятки, а теперь попробуем пересказать рассказ с наглядной опорой в виде графических схем.

 

Использует наглядные, информационные средства.

Пересказывают по цепочке.

Пересказывают 2-3 ребёнка.

Развивать связную речь.

-Как называется рассказ, который вы сегодня пересказывали?

-Чем необычны клесты?

-Что нового вы сегодня узнали?

Задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы.

Оценить деятельность детей.

Предоставить возможность задать вопросы.

 

Документы для скачивания:

Конструкт с презентацией
Формат: .rar

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: