Ребёнок и окружающий мир: дидактические игры и упражнения, опыты

Опубликовано: 12:00:11 11-09-2014

Ребёнок и окружающий мир: дидактические игры и упражнения, опыты

 

Предметное окружение

 

1. Игра «Оглянись вокруг»

Цели: закреплять знания детей о свойствах и качествах материалов; учить устанавливать причинно-следственные связи между потребностями человека и возможностями материалов.

Ход игры: дети закрывают глаза, а воспитатель говорит: «Оглянись вокруг, и увидишь, что вдруг все предметы стали бумажными… (стеклянными, металлическими, глиняными, деревянными)». Дети высказывают свои предположения и объясняют их исходя из свойств и качеств материалов.

 

Цели: закреплять представление о многообразии рукотворного мира; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Материал: фишки.

 

Вариант 1

Ход игры:  воспитатель называет материал (глина, дерево, ткань), а дети подбирают предметы рукотворного мира, которые изготовлены из этих материалов. Выигрывает тот ребёнок, который определяет большее число предметов. Воспитатель отмечает правильно названный предмет ребёнком фишкой.

 

Вариант 2

Игра может быть оформлена как настольно-печатная. Ребёнок подбирает к определенному материалу предметные картинки.

 

Цель: активизировать способность детей определять свойства и качества материалов; упражнять в установлении причинно-следственных связей между признаками материала и его назначением.

Ход игры: воспитатель называет материал, дети определяют его положительные или отрицательные признаки.

 

Цель: закреплять умение подбирать предметы из заданного материала.

 

Вариант 1

Воспитатель называет предмет, а дети, перечисляют материал, из которого сделан названный предмет. Например: стол – он сделан из дерева. А что еще сделано из дерева?

 

Вариант 2

Материал: набор предметных картинок

Игру можно сделать подвижной с помощью набора предметных картинок, находящихся на некотором расстоянии от играющих. Ведущий называет предмет, а ребёнок должен добежать до набора и выбрать картинку с изображением предмета, сделанного из такого же материала.

 

Цель: закреплять умение группировать материалы на рукотворные и природные.

Материал: большая карта с символами природного и рукотворного мира, поделенная пополам (на одно половине – символы природного, а на другой половине – символы рукотворного мира); набор карточек с изображением видов материалов (глины, бумаги, дерева и  т.д.)

Ход игры: детям предлагается разложить карточки с изображением видов материалов на большой карте, расположив их у символов «дерево» и «человек».

 

Цель: упражнять детей в умении различать виды материалов по звуку.

Материал: предметы из разных материалов, фишки.

Ход игры: воспитатель сидит напротив детей. Все предметы находятся за ширмой, рядом с воспитателем. Поочередно воспитатель извлекает звука из материалов. Дети должны называть материал. За каждый

правильный ответ при получении фишки. Выигрывает те, кто набирает больше фишек.

 

Цель: закреплять представление о материалах, из которых сделаны предметы.

Материал: кубик с изображением на гранях видов материалов.

Ход игры: каждый ребёнок подбрасывает кубик и ловит его. Какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные дети контролируют правильность определения свойств и качеств материала.

 

Цели: учить вычленять общие признаки предметов; закреплять знания о видах материалов; развивать внимательность.

Материал: карточки с изображением 4-х предметов, три из которых изготовляются из одного материала, а один – из другого (например, платье, шорты, пальто, ваза).

Ход игры: воспитатель раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняют почему.

Усложнение: после того как ребёнок определил лишний предмет, ему задают вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?»  и  т.д.

 

Цель: закреплять знания о свойствах и качествах материалов и их названиях.

Материал: игрушечный Незнайка.

Ход игры: в гости приходит Незнайка, который забыл названия материалов, а знает только их свойства. Он просит детей помочь ему. Например, Незнайка говорит: «Этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?» и  т.д.

Усложнение: Незнайка показывает детям полный алгоритм свойств и качеств материалов. Дети определяют по нему название материалов.

 

Цели: закреплять знания о свойствах и качествах материалов; развивать внимание, быстроту реакции.

Ход игры: дети загадывают, каким предметом рукотворного мира они будут. Воспитатель называет одно из свойств и качеств материалов и определяет действие, которое должны выполнить дети. Например: «Те, чей материал, из которого они сделаны, утонет в воде, похлопайте в ладоши», «Те, кто боится размокнуть в воде, встаньте около меня»  и  т.д.

 

Цели: побудить детей группировать предметы по материалам, из которых они сделаны; воспитывать внимание и наблюдательность.

Материал: грузовик, игрушки из резины, дерева, металла.

Ход игры: воспитатель показывает грузовик и предлагает покатать игрушки, но только те, которые сделаны из металла (резины, дерева). Дети находят в групповой комнате необходимые предметы и по очереди их катают.

 

Цели: упражнять детей в узнавании предметов, сделанным из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в игру и задает детям вопрос: «Что ты видел из материала… (ткани, пластмассы, стекла и  т.д.) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов и правильно

 

Цель: закреплять знания о свойствах и качествах материалов; расширять словарь ребёнка.

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно из его свойств или качеств. Ребёнок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство Например, воспитатель: «Пластмасса – прозрачная», ребёнок: «Стекло – прозрачное» и  т.д.

 

Цель: закреплять знания о материалах, из которых сделаны предметы.

Материал: мяч.

Ход игры:

Вариант 1

Дети становятся в круг. Воспитатель с мячом стоит в середине круга, кидает мяч ребёнку и говорит:

«Стакан». Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Стекло».

Вариант 2

Воспитатель кидает мяч ребёнку и говорит: «Из стекла». Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Стакан».

 

Цели: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровые правила: класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Игровые действия: угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка».

Материал: предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Вариант 1

Ход игры: воспитатель предлагает назвать, из чего сделан предмет, помещенный в мешочек. Объясняет правила: нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его. Напоминает, что мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.

 

Вариант 2

Проводится игры под другим содержанием – в разведчиков. Воспитатель предлагает всем детям пройти по групповой комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические – положить на поднос, сделанный из металла, деревянные – на деревянную дощечку, пластмассовые – на такой же поднос и  т.д.

 

Дидактическая задача: учить детей сравнивать предметы; находить в  предметах признаки сходства и различия; развивать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Игровые правила: тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю; громко называть одинаковые игрушки нельзя; пусть все дети поищут и найдут их.

Игровые действия: поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя.

Материал: подбираются разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые.

Ход игры: воспитатель объявляет, что дети будут быстро выполнять задание. Затем она говорит: «Здесь стоят на столе игрушки. Я сосчитаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые игрушки. Будьте внимательны! Раз-два-три! Одинаковые найди!»

Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к педагогу и называют тихо. Чтобы усилить внимание играющих, воспитатель ставит игрушки почти одинаковые, среди других (например, две матрешки одинаковые по размеру, но в разных платочках).

Педагог привлекает чаще в этой игре детей рассеянных, невнимательных. которые торопятся ответить, не подумав, способствует тем самым формированию умения преодолевать негативные проявления характера.

 

Дидактическая задача: учить описывать предмет, который надо купить, быть внимательным и вежливым друг к другу; формировать нормы поведения в магазине: вежливо попросить, поблагодарить.

Игровые правила: отгадывать по описанию покупку; тот, кто первым отгадал, идет за покупкой в магазин. С купленными предметами, игрушками дети потом играют.

Игровые действия: загадывание, отгадывание, продажа и покупка предметов.

Материал: витрина «с товарами» (предметами, игрушками); пакет для покупки.

Ход игры: воспитатель объявляет детям, что открылся новый магазин, объясняя, что тот, кто пойдет в магазин и купит там игрушку, не показывает детям, т.к. они будут просить: «Покажи, что ты купил!». А тот, кто купил игрушку, будет отвечать: «Покажу, если отгадаете!»

Первого покупателя называет педагог. Все дети сидят спиной к магазину. Покупатель вежливо здоровается с продавцом и просит его продать понравившийся ему предмет, указывая на него указкой. Продавец опускает в пакет покупку и вежливо говорит: «Пожалуйста!». Покупатель благодарит продавца и прощается, а дети просят ребенка показать, что он купил, обращаясь к нему по имени.

Дидактическая задача: формировать у детей внимание, умение обозначать слово звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность и выдержку.

Игровые правила: показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издает.

Игровые действия: действовать со звучащими предметами;  не глядя на предмет, узнавать, какие предметы как звучат.

Материал: предметы, издающие звук (колокольчик – звенит, книга – шуршит, дудочка – играет, пианино – звучит, гусли – играют и  др.

Ход игры: за ширму приглашается один ребёнок, который так играет. Дети услышав звук, отгадывают, а тот кто играл, выходит из-за ширмы с предметом (например, с  дудочкой). Ребята убеждаются, что они не ошиблись. Затем участвует в игре другой ребёнок, выбранный первым участником, а дети отгадывают.

Предметы остаются за ширмой, потому что звуки можно повторять несколько раз (только тише).

 

Дидактическая задача: упражнять в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, около; развивать наблюдательность, активное запоминание и речь.

Игровые правила: называют изменения в расположении предметов те дети, на кого укажет Петрушка.

Игровые действия: перестановка за ширмой предметов так, чтобы дети не видели; отгадывание с использованием кукольного персонажа.

Материал: кукольный персонаж – Петрушка, игрушки: матрешка, пирамидка и кукла.

Ход игры: воспитатель объявляет детям, что к ним в гости пришел Петрушка и хочет с ними поиграть, а как поиграть, он расскажет сам.

Петрушка появляется из-за ширмы, стоящей на столе воспитателя и говорит: «Дети, сейчас мы будем играть. Я принес сюда игрушки: матрешку, пирамидку и куклу Машу. Посмотрите, где они стоят. Где стоит Маша? (Посередине стола.)  А пирамидка? (Справа от куклы Маши.) А как можно сказать, где стоит матрешка? (Она стоит слева от Маши.)  А кукла Маша, где стоит? (Между пирамидкой и матрешкой.) А теперь я закрою игрушки ширмой, что-то здесь переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо?»

Воспитатель закрывает ширмой свой стол и делает перестановку: кукла «перешла» в детям поближе, а сзади нее оказались рядом пирамидка и матрешка.

Петрушка за ширмой переставляет игрушки, разговаривает с ними. Куклу сажает сбоку, а пирамидка с матрешкой остаются посередине стола. Дети отгадывают изменения, называют слова: сбоку, посередине, слева, справа, рядом, около, спереди, сзади.

 

Дидактическая задача: учить детей умению описывать предмет, выделяя его наиболее характерные признаки; развивать связную речь, умение внимательно слушать товарища и дополнять его рассказ.

Игровые правила: вынимать игрушки по одной из коробки; рассказывать все об игрушке, что знаешь и видишь (другие дети дополняют).

Игровые действия: поиск предмета, одинакового с описанным, Кто первым нашел, тот берет следующую игрушку для описания.

Материал: два комплекта игрушек (по паре каждой из игрушек), один комплект кладется в коробку, а игрушки из другого комплекта раскладываются по групповой комнате так, чтобы их надо было искать.

Ход игры: воспитатель приносит и ставит на стол коробку и предлагает угадать, что в ней.

Затем воспитатель предлагает двум-трем детям вынуть из коробки все игрушки. Ребята рассматривают игрушки, расставленные на столе, по желанию берут их в руки. После этого воспитатель объясняет правила игры: «Дети, мы поиграем в игру, которая называется «Что игрушка расскажет о себе?» Игра эта трудная, но, я надеюсь, вы с ней справитесь. Вот, посмотрите: что это? (Показывает синий шар, потом толкает его, и шар катится по столу.)  Дети отвечают: «Шар, синий шар. Он катится» Воспитатель: «А как вы узнали?  (Да ведь видно сразу!). Правильно, шар сам рассказывает о себе, что он круглый, синий, катится. Вот мы и будем смотреть на игрушки, можно даже постучать ими, сравнить их, взвесить на ладошке и сказать, что игрушка рассказывает о себе. Один из вас будет рассказывать, а все слушать и замечать, все ли сказано. А потом мы пойдем по комнате, и будем искать такую же игрушку, совсем, совсем одинаковую. Кто первым найдет и принесет ее нас тол, тот возьмет игрушку из коробки и расскажет о ней»

Воспитатель уточняет, что приносить игрушку надо только одинаковую и искать ее по всей комнате. Кто первым увидел игрушку, бежит к столу, ставит ее, а остальные возвращаются на свои места.

Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки «расскажут» о себе и всем будет найдена пара.

Цель: упражнять в умении находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; воспитывать наблюдательность; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.

Игровые правила: отбирать только одинаковые картинки; выигрывает тот, кто не ошибется.

Игровые действия: поиск одинаковых картинок.

Материал: 10 – 12 картинок, все они разные, но среди них есть две одинаковые.

Ход игры: дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Воспитатель просит кого-либо из ребят найти и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладывают в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки (они должны быть перевернуты) и незаметно подкладывает еще одну парную картинку. Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но не одинаковые, например: чашки, одинаковые по цвету и по форме, но одна с ручкой, а другая без ручки; два яблока одинаковых, но у одного есть черенок, а у другого его нет, т.е. слабо заметные признаки различия дети не сразу замечают.

Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо было видны картинки. Усложняя игру, можно предложить найти не одну пару, а несколько пар одинаковых картинок. Дети рассказывают о предметах, что у них одинаковое, а что разное.

 

Дидактическая игра: закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобиля, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, отмечать их особенности; упражнять умение вместе играть, подчиняться правилам игры.

Игровые правила: выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: самолет, к самолету, автомобиль к автомобилю, катер к катеру – и ни разу не ошибается; он получает фишку – красный кружок.

Игровые действия: поиск нужных картинок, соблюдение очередности.

Материал: 24 карточки, разделенные на две половины: на каждой из них изображены разные виды транспорта.

Ход игры: в игре участвуют 4 – 6 детей. Карточки раздаются на 4 – 6 участников. Игра проходит по типу игры «Домино». Кто положит последнюю карточку, а у других они еще есть, тот и выигрывает.

 

Дидактическая задача: систематизировать разрозненные знания детей о транспорте, домашних животных, о семье; активизировать речь детей; упражнять в правильном назывании предметов, употреблять обобщающие слова: транспорт, домашние животные, семья.

Игровые правила: правильно отбирать предметы и закрывать ими клетки на больших картах, на которых изображены улица города, семья, домашние животные.

Материал: 3 карты с клетками  (домашние животные, транспорт, семья)  и маленькие картинки (для закрытия клеток на карте), фишки.

Ход игры: дети берут карты. Выбирают водящего, по сигналу которого все начинают быстро искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. Кто первым закроет все клетки, тот и выигрывает, получает фишку.

Игра повторяется несколько раз, при этом карты меняются карты. В конце игры подсчитывают: у кого оказалось больше фишек, тот и победил. Воспитатель не забывает напомнить детям. чтобы они все картинки положили в коробку, а ее убрали на место

 

Цели: расширять словарный запас, характеризуя предметы, их качества и свойства; развивать навыки непосредственного общения в игре.

Материал: предметы, дарованные природой и имеющий искусственное происхождение.

Вариант 1

Воспитатель обращается к детям: «Положите, пожалуйста, в ящик сухой лист, шишку, камень, небольшую игрушку, кусочек картона, ложку  и  т.п. Ваша задача – на ощупь определить предмет и доказать,

почему он имеет природное или искусственное происхождение.

 

Вариант 2

Воспитатель предлагает ребёнку, распознавшему на ощупь предмет, находящийся в ящике, не называть его, а только дать описание. Остальные дети отгадывают, о чем идет речь.

 

Цели: развивать умения устно описывать выбранный предмет; сосредотачиваться на чем-либо; обогащать словарный запас, используя речь-описание.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Проведение: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Один из играющих – «продавец», остальные – «покупатели». Они выбирают предмет «покупки» и точно описывают его «продавцу», который может задать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой нарисован цветок?»  и  т.п.

Когда «продавец» поймет, о каком предмете идет речь, он продает его. Игра продолжается, но «продавец» и «покупатель» меняются ролями.

 

Цели: формировать умение соотносить название продукта с предназначенной для него посудой.

Материал: сухарница, сахарница, салфетница, чайник, чашка с блюдцем, ложки, коробка с сахаром, сухари, салфетки; игрушки – ослик, медвежонок.

Проведение: дети рассаживаются за столами полукругом. Воспитатель обращается к детям: «Сегодня в гости к медвежонку пришел ослик. Хозяин решил угостить друга чаем. Стал накрывать на стол. Что полагается  к чаю?»  Дети перечисляют, медвежонок расставляет чашки, ложки, чайник. Воспитатель: «Все правильно. Чай зверята будут пить из чашек, с сахаром и сухарями. (Медвежонок кладет сахар в коробочку и сухари на стол.)  Но еще нужны салфетки.  (На столе появляются эти предметы.)

Теперь посмотрите внимательно, все ли правильно сделал медвежонок? Помогите ему, пожалуйста. Куда надо положить сахар? (Дети отвечают.)  Верно, для сахара есть специальная посуда – сахарница. И для салфеток есть специальная подставочка, называется…  (Дети отвечают.) Правильно, салфетница. А как называется тарелка для сухарей? (Выслушивает ответы детей.)  Правильно, сухарница. Зачем нужны специальная посуда? (Дети рассуждают.) Как красиво смотрится стол, когда все предметы расставлены так, как полагается. Вот, медвежонок, как надо накрывать на стол? Сахар кладут в сахарницу, салфетки – в салфетницу, сухари – в сухарницу. Приглашай гост!»  (Ослика и медвежонка усаживают за стол.)

 

Цели: формировать умение правильно называть посуду, понимая ее назначение.

Материал: полка с посудой: по две сахарницы и хлебницы, салфетница (отличающаяся формой, материалом, размеров), блюдо для печенья, сухарница, солонка, масленка.

Проведение: у нас открыт магазин посуды. Чтобы купить что-либо, надо точно знать, какой предмет необходим, каково его назначение. Если покупатель назовет желаемый предмет неправильно, продавец его не поймет, а значит, не продаст нужную вещь. Однако сначала рассмотрим, какая посуда есть в магазине. Вот знакомые вам предметы. (Показывает и с помощью детей перечисляет.) Хлебницы, сахарницы, салфетница.  Блюдо для печенья не имеет названия, просто блюдо.  Для соли солонка, для масла масленка. Запомнили, как звучат названия этих предметов? Сухарница, но солонка, хлебница, но масленка. Пожалуйста, не ошибайтесь, покупая, правильно называйте. Итак, кто какую посуду хочет купить? Входите,  в магазин открыт.

Купленную посуду воспитатель выкладывает на стол, сообщая, что специальная машина доставит покупки по домам.

 

Дидактическая задача: закреплять умение группировать материалы на рукотворные и природные.

Игровое действие: группировка предметов по материалам, раскладывание.

Игровое правило: действовать на основе символов.

Материал: большая карта, поделенная пополам, с символами природного («дерево») и рукотворного мира («человек»); набор карточек с изображением видов материалов (глина бумага, дерево и  т.д.)

Проведение: взрослый предлагает каждому ребёнку разложить карточки с изображением видов материалов на большой карте, ориентируясь по символам «дерево» и «человек».

 

Дидактическая задача: побуждать детей группировать предметы по материалам, из которых они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, ткань).

Игровое действие: группировать.

Материал: картинки с изображениями предметов.

Проведение: взрослый предлагает детям картинки с изображением предметов, изготовленных из металла, резины, стекла, дерева, ткани. Взрослый обращает внимание детей на то, что у всех ребят одинаковое количество предметных картинок. Поясняет, что победит тот, кто по сигналу «Положи предметы, сделанные из металла» или «Положи предметы, сделанные из резины»  и  т.д. быстрее и безошибочно положит картинку.

 

Дидактическая задача: помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем предмета; развивать ретроспективный взгляд на предметы.

Игровое действие: соединение.

Материал: предметные картинки (лист, тарелка, шкура, платье, пень, кресло, палочки, ложка, машина, иголка, швейная машина и др.).

Проведение: взрослый обращает внимание детей на волшебный сундучок, в нем находятся картинки, с изображением предметов настоящего времени. Он предлагает достать предметную картинку, назвать изображение и найти в групповой комнате предмет, составляющий пару (например, «пень – кресло»).

Ребёнок, найдя пару для своей предметной картинки, обосновывает свой выбор.

 

Дидактическая задача: развивать у детей умение ориентироваться в прошлом и настоящем предмета.

Игровое действие: раскладывание.

Материал: игрушка Буратино, предметные картинки, большие карточки с изображением предметов – стул, кресло, платье, туфли, ложка, тарелка.

Проведение:

Вариант 1: Буратино приносит детям картинки с изображением разных предметов. Буратино предлагает детям выбрать карточки (стул, кресло, платье, туфли, тарелка, ложка). По сигналу дети должны найти пару и объяснить свой выбор. Буратино поощряет, если ребёнок выстраивает цепочку из истории предмета. Кто первым закроет все пустые клеточки, тот и выигрывает. Дети обмениваются картами, и игра продолжается.

        Вариант 2: Буратино раздает детям большие карточки, разделенные на четыре части (в одной из частей карточки изображен один из предметов настоящего времени: стул, кресло, платье, тарелка, ложка, туфли) и маленькие карточки с изображением прошлого данных предметов. Буратино предлагает детям в пустые клеточки на большой карточке поместить предметные картинки из истории прошлого предмета. Кто первым закроет все пустые клеточки, тот и выигрывает. Дети обмениваются картами, и  игра продолжается.

 

Дидактическая задача: побуждать детей к группировке предметов по какому-то признаку (величина, материал и  т.д.).

Игровое действие: группировать.

Материал: предметные картинки.

Проведение: «Данила-Мастер» приходит в гости к ребятам и приносит сундучок, в котором лежат различные предметы. Он обращается к детям, чтобы они помогли ему найти среди всех предметов, только: металлические, съедобные, тяжелые, круглые, длинные, маленькие, резиновые  и  т.д.

 

Дидактическая задача: побуждать детей группировать предметы по способу использования; упражнять в употреблении и понимании обобщающих слов: посуда, одежда, мебель, игрушки, обувь и другие; развивать желание играть со сверстниками.

Игровое действие: группировать.

Материал: предметные картинки, вырезанные в виде лепестков цветка; «серединка» цветка с наклеенной картинкой: шкаф, кастрюля, барабан, туфли и  т.д.

Проведение:

1: взрослый обращает внимание детей на поляну, где растут необычные цветы. Сердцевиной необычного цветка может быть любой предмет, например, шкаф, тогда лепестки – предметы, в которые можно складывать и  т.п.

2: взрослый жалуется детям, что подул сильный ветер и разбросил лепестки цветков по всей полянке. Предлагает детям помочь соединить лепестки с серединой этих необычных цветов. Дети группируют лепестки с обозначениями на них предметными картинками по способу использования данного предмета, а за-

тем любуются поляной, на которой растут необычные цветы.

 

Дидактическая задача: побуждать детей группировать предметы по их происхождению: предметы

рукотворного и природного мира.

Игровое действие: разделение.

Материал: мяч.

Проведение: дети стоят  в кругу. Взрослый бросает мяч одному из игроков, при этом проговаривает чистоговорку не до конца. Ребёнок, который достался в руки мяч, называет последнее слово в рифму чистоговорки и определяет его происхождение (рукотворный или природный мир). Тот, кто ошибется, выбывает из игры.

Чистоговорки:

Са-са-са – в лесу бегает … (лиса).

Ро-ро-ро – у Раи новое …. (ведро).

Ар-ар-ар – кипит наш … (самовар).

Жа-жа-жа – есть иголки у … (ежа).

Ор-ор-ор – созрел красный … (помидор).

Усь-усь-усь – на лугу пасется … (гусь).

За-за-за – уходи домой … (коза).

Цо-цо-цо – на руке … (кольцо).

Ул-ул-ул – у нас сломался  …  (стул).

Ча-ча-ча – горит в комнате … (свеча).

Арь-арь-арь – на стене висит … (фонарь).

Ры-ры-ры – летают … (комары).

 

Дидактическая задача: побуждать детей к запоминанию названий детских музыкальных инструментов; закреплять понятие о том, что без недостающей части предмет трудно использовать.

Игровое действие: соединение.

Материал: разрезные картинки с изображением детских музыкальных инструментов.

Проведение:

Вариант 1: взрослый вносит в группу игровой персонаж «Данилу-Мастера» и от его имени просит детей помочь ему собрать разрезные картинки, затем назвать предметы, изображенные на собранной картинке (музыкальные инструменты), запомнить названия детских музыкальных инструментов.

Вариант 2: взрослый раздает каждому ребёнку одну из половинок разрезной картинки с изображением музыкального инструмента. По сигналу взрослого, дети ищут половину своей картинки и объединяют в пары. Игровое задание считается выполненным, если в результате соединения получится целая картинка с изображение музыкального инструмента. Взрослый просит детей назвать музыкальные инструменты.

 

Дидактическая задача: закреплять знания детей о предметах природного и рукотворного мира.

Игровое действие: разделение.

Материал: предметные картинки.

Проведение:  дети стоят в кругу, каждый ребёнок получает предметную картинку с изображением предметов природного или рукотворного мира. На противоположных сторонах комнаты расположены символы рукотворного мира (человечек) и природного (дерево) мира. По звуковому сигналу взрослого дети должны занять места на одной из сторон, соответственного полученным предметным картинкам.

Выигрывают те, которые справятся с заданием более четко и быстро.

 

Дидактическая задача: закреплять умение детей группировать предметы по их происхождению: предметы рукотворного и природного мира.

Игровое действие: разделение.

Материал: муляжи овощей и фруктов, кукольная посуда, мебель, одежда, коробка.

Проведение: взрослый обращает внимание детей на посылку и письмо от Незнайки. Незнайка просит детей разделить предметы рукотворного и природного мира и объяснить свои действия.

Варианты усложнения игры:

  • увеличить количество предметов;
  • вычленять группы предметов: мебель, посуда, одежда, игрушки, фрукты, овощи;
  • один ребёнок описывает предмет, остальные дети находят этот предмет среди других.

 

Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию; закреплять умение называть предметы обобщенным словом.

Игровое действие: отгадывание.

Материал: предметные картинки с изображением одежды, посуды, мебели, игрушек, орудий труда.

Проведение: воспитатель просит детей внимательно рассмотреть предметы, назвать материал и объяснить, для чего нужны человеку изображенные предметы. Затем воспитатель предлагает детям отгадать предмет по описанию его признаков. Например, это предмет сделан из металла и пластмассы, небольшого размера, серого цвета, создан человеком, нужен для того, чтобы резать картон и бумагу. (Ножницы.) 

Игровое задание считается выполненным, если отгаданы все предметы.

 

Дидактическая задача: побуждать детей к пониманию назначения и функции предметов, необходимых для человека; учить вычленять их общие признаки.

Игровое действие: группирование.

Материал: предметные картинки с изображением мебели, посуды, одежды, игрушек.

Проведение: на столе перед игроками разложены предметные картинки. Например: шкаф – кровать – кукла – кресло; майка – чашка – шорты – носки;ложка – вилка – юбка – нож;  белка – кошка – лиса – еж; груша – капуста – лук – огурец.

 

Дидактическая задача: упражнять детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны.

Игровое действие: группирование.

Материал: предметные картинки, кусочки разных видов материалов, обручи.

Проведение: игроки делятся на группы. Число групп зависит от количества представленных кусочков разных материала (символ материала расположен в обруче). Каждая группа выбирает себе один вид материала. Затем ведущий предлагает детям рассмотреть изображенные на картинках предметы, выяснит из какого материала они сделаны. По сигналу ведущего игроки каждой группы выбирают предметные картинки и разносят их по своим местам. Побеждает та группа детей, которая быстрее всех выполнит задание ведущего.

 

Дидактическая задача: побуждать детей к пониманию того. что без недостающей части или детали предмет трудно использовать.

Игровое действие: соединение.

Материал: картинки с изображением предметов с отсутствующей частью или деталью и картинки с изображением этой части или детали предмета.

Проведение: ведущий предлагает детям рассмотреть изображенные на картинках предметы, при этом обращает внимании детей на отсутствие той или иной детали предмета. Затем обращается с просьбой к детям отремонтировать сломанные предметы, т.е. найти для каждого предмета недостающую деталь.

Игровое задание можно считать выполненным, если дети отремонтировали все предметы.

 

Дидактическая задача: развивать у детей интерес к рукотворному миру и умение узнавать предметы по описанию; совершенствовать навыки выразительности пения и музыкально-ритмических движений.

Игровое действие: отгадывание.

Материал: шкатулка, предметные картинки.

Проведение: в шкатулке находятся предметные картинки, ведущий загадывает загадку о том предмете, который может находиться в ней. Ребёнок отгадывает загадку, называет предмет, вынимает картинку с изображением этого предмета из шкатулки. Дети рассматривают предмет, выделяя основные его признаки и назначение.

 

Дидактическая задача: закреплять умение детей определять назначение и функции предметов.

Игровое действие: группирование.

Материал: картинки с изображением предметов, выполняющих одинаковые и разные функции.

Проведение: воспитатель показывает детям шкатулку, в которой находятся  предметные картинки. Вместе с воспитателем  дети выясняют, что делают с помощью предмета, изображенного на картинке и как его используют. Затем воспитатель просит детей выбрать только те картинки с изображением предметов, которые выполняют функции:

  • переноски тяжестей;
  • освещения;
  • помощь в труде;
  • помощь в учебе и  т.д.

Дидактическая задача: закреплять умение детей определять материалы, из которых созданы предметы рукотворного мира.

Игровое действие: определение материала, из которого сделаны предметы.

Игровое правило: действовать согласно взятой роли.

Проведение: взрослый просит детей назвать себя в качестве чего-либо. Дети берут роль предмета рукотворного мира и определяют материал, из которого он сделан. Дети, предметы которых изготовлены из подобного

Документы для скачивания:

3685_rebyonok_i_okruzhayushchiy_mir.doc
Формат: .doc

Оставить комментарий: