a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

В помощь воспитателям. Тема : «Развитие связной речи детей 5-6 лет"( воспитатель смешанной группы Баранова Н.С.)

Опубликовано: 2017-01-21 17:04:41

Документы для скачивания

МДОУ «Кизильский детский сад №3». Отчёт по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста». Выполнила воспитатель: Баранова Н. С. 2015- 2016гг. Цель: - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Задачи:     Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. расширение, обогащение и активация словаря по средством фольклора; воспитание звуковой культуры речи; формирование правильной разговорной речи; развитие связной речи   Осуществить взаимодействие с родителями с целью ознакомления их с развитием связн ой речи дошкольников по средства м фольклора Обеспечить развивающую среду дополнительным  материалом( картотека, фотоальбом и т. д. ) - развитие свободного общения со взрослыми; - совершенствовать диалогическую форму речи. - развивать монологическую форму речи; - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; - учить( по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями; - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта. Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь- это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально- волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы. В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Ребёнок во многом зависит от взрослых; прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растёт, закладывают предпосылки высоких человеческих начал.                                                                                        А что может развить и обогатить речь детей, его духовную среду? Это русский народный фольклор. Фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития. Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем. Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии Гипотеза Использование фольклора в освоении связной речи дошкольников будет более успешным, если будут обеспечены следующие педагогические условия: последовательная и системная педагогическая работа по данному направлению; освоение детьми различных форм фольклора; освоение изобразительно- выразительных и технических умений; использование совместной деятельности детей и педагога, активизация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста; при накоплении опыта освоение связной речи посредством фольклора. Планируемый результат овладение детьми грамматической структурой язык сформировать диалогическую и монологическая речь, обогатить и активизировать словарный запас ребенка, сформировать устойчивый интерес к русскому народному творчеству, проявление активности детьми на всех этапах ознакомления детей с фольклором План работы Месяц Тема месяца НОД с детьми подготовительной группы Задачи Работа с родителями Сентябрь Знакомство детей со сказкой И. Соколова – Микитова « Листопадничек » «Осенняя сказка» Составление творческого рассказа по пословицам Познакомить детей со сказкой И. Соколова- Микитова « Листопадничек ». - Продолжать учить детей пересказывать сказкуИ. Соколова – Микитова « Листопадничек » с опорой на кружки – заместители «Составляем описательные рассказы дома», в которой разместим небольшие рассказы по пейзажной картине, написанные родителями со слов детей. Творческая работа с детьми книжки- малышки по пословицам Октябрь «Золотая осень» «Хлеб – всему голова» «Магазин одежды». Продолжать учить детей составлять описательный рассказа по картине «Золотая осень». Продолжать учить детей составлять коллективный рассказ на тему предложенную воспитателем. Продолжать учить детей составлять описательный рассказ – загадку о предмете предложенную воспитателем. Консультация для родителей. «Нарушение связной речи у дошкольников и пути их преодоления»; Ноябрь «День рождения зайца» «Путешествие в осенний лес » Продолжать учить детей составлять творческие рассказы на тему предл Учить детей составлять рассказы – сравнения предложенную воспитателем. «Роль семь и в работе по развитию связной речи у дошкольников»; Декабрь Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Поможем птицам» «Зимняя сказка» Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. Продолжать учить детей составлять коллективный рассказ на тему предложенную воспитателем. Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». «Читайте детям сказки. Учите пересказу. Январь Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. ( О. С. Ушакова) . «В зимнем лесу» Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Продолжать учить детей составлять описательный рассказа по картине «В зимнем лесу Тематическое занятие «Зимние забавы» Февраль Работа с загадками. Рисуем и составляем загадки «Наша армия сильна» Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Продолжать учить детей составлять творческие рассказы по наглядной модели Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». Март Продолжаем Обучению сочинению сказок Кто на кухне хозяин» Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов( прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес Закреплять умение детей составлять описательный рассказ – загадку о предмете. к сказкам и их сочинительству. Тематическое занятие «В мире сказок» Апрель Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». «Конкурс чтецов» Май Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. «Отворяй ворота – сказка в двери пришла» Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Закреплять умение детей пересказывать русскую народную сказку Тематическое занятие «Скоро в школу» Для реализации моей темы по самообразованию в течение года провела консультации с родителями: « Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». «Читайте детям сказки. Учите пересказу ». « Нарушение связной речи у дошкольников и пути их преодоления»; В течение года сделала и играла с детьми в дидактические игры: «что с начало, что потом», «Слова наоборот», Картотека речевых игр, «фразовый конструктор» Схемы для составления рассказов и заучивания стихов». Анализируя свою работу в этом году увидела, что некоторым детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы я изучаю литературу. Провела Диагностическое обследование уровня развития связной речи детей Для определения динамики развития связанной речи детям предложила составить короткий рассказ по сюжетной картинке. В ходе обследования выявлялся уровень развития связной речи детей и проводился анализ эффективности использования современных образовательных технологий в развитии связной речи детей. Уровни обследования: Дети в рассказах по сюжетным картинкам допускает логические ошибки, но в состоянии исправить их при помощи взрослого или сверстников. П ри составлении творческих рассказов вызывало затруднения, требовалась помощь взрослого; повторяет рассказы других детей. Содержание рассказов не всегда последовательно и логично, т. к. нарушена структура повествования. Допускают отдельные г рамматические ошибки. Анализ обследования. Таким образом, благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок с применением современных технологий не все дети стали наблюдательнее и внимательнее. У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети, с помощью язык овых средств, стараются рассказать о событиях, но не используют подробности изображённых на картинах или картинках, немного увереннее подбирают и используют разные ча сти речи, у детей при сутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании по серии сюжетных картинок. В процессе работы по обучению детей составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам, удалось решить следующие воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил, дети используют и в повседневной жизни — в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности. Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе НОД и закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников. Из всего вышесказанного я могу сделать вывод: использование мнемотехник и ТРИЗ- технологий способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.

Оставить комментарий: