Консультация для родителей

Опубликовано: 07:26:26 12-09-2014

 

Работа «Семейной медиатеки»

как средство создания оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление

физического и психического здоровья

воспитанников ДОУ в сотрудничестве

педагогов и родителей»

В современном мире человеку необходим доступ к различным источникам информации, поиск, обработка и восприятие этой информации.

До недавнего времени в образовательных учреждениях работали, в основном, библиотеки с одним видом информации (на печатной основе: книгами, газетами, журналами). Но поскольку книга перестала быть единственным источником информации, то в арсенале современного учебного заведения должны быть видеои аудиоматериалы, компьютерные учебники, электронные словари, энциклопедии и т. д.

Рассмотрим роль медиатеки в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Что же такое медиатека?

В переводе с латинского «медиа» обозначает «средства», «способ». Следовательно, если «тека» это «хранение», то толковать слово «медиатека» следует как средство или способ хранения.

Требования к материально-технической базе медиатеки.

Состав информационных и технических средств.

Поскольку медиатека выполняет широкие функции в информационно-педагогическом обеспечении педагогического коллектива, состав ее информационных и технических средств разнообразен.

Книга - базисная основа медиатеки. Поэтому в медиатеке собираются справочная и энциклопедическая литература, художественные произведения. Для работы по ознакомлению с художественной литературой очень полезны разнообразные звукозаписи, которые собираются в медиатеке. Они могут быть нескольких видов: исполнение художественных и музыкальных произведений, выступление писателей, ученых, деятелей искусства и культуры, рассказы очевидцев и участников событий, инсценировки литературных произведений.

При создании медиатеки широко используются диапроекторы и фильмоскопы для просмотра диапозитивов (слайдов) и диафильмов. Диафильмы, включенные в фонд медиатек различны: документальные, научно-популярные, учебные, сказки и истории. Фонд диафильмов, диапозитивов, изопродукции в совокупности образуют в медиатеке рабочую зонуизотеку.

 

Видеосистемы в медиатеке представляют совокупность монитора или телевизора; видеоплеера или видеомагнитофона; видеокамеры; видеокассет и СД-дисков, дискет, флешек.

Копировально-множительная техника для размножения различного печатного материала.

Итак, в состав информационного комплекса медиатеки рекомендуют включать информационные средства: диапроекторы и диапозитивы, фонозаписи и магнитозаписи, видеоматериалы, компьютерное программное обеспечение. А так же технические средства: Диапроекторы, фильмоскопы, проигрыватели, магнитофоны, видеотехнику, ксерокс, компьютер с принтером, модемом и пр.

 

Использование медиатеки в учебно-воспитательном процессе

В медиатеке участники образовательного процесса учатся:

- работать с различными носителями информации;

- работать с компьютерными банками данных, справочными и энциклопедическими изданиями;

- создавать и поддерживать web-странички, наполнять их новой информацией и приобретая полезный практический опыт работы с новыми информационными технологиями;

- получать информацию о педагогической и методической литературе, новых средствах обучения и их использования;

- индивидуально просматривать, оценивать и отбирать информацию;

- связываться с педагогами других городов, стран и работать над совместными телекоммуникационными проектами.

 

Цели создания медиатеки

Медиатека должна создаваться в целях удовлетворения потребностей педагогического коллектива, воспитанников, родителей, а так же населения микрорайона в оперативном предоставлении педагогической информации, сведений о воспитанниках ДОУ, каталогов учебных информационных материалов, баз данных, нормативно-правовых документов, внедрения форм дистанционного обучения и новых информационных технологий, использования глобальных сетей Интернета.

 

Задачи медиатеки

Медиатека решает задачу самостоятельной образовательной деятельности, ведение исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, педсоветам, подбор материалов для творческой деятельности.

 

Заключение

Медиатека структурное подразделение, предоставляющее всем участникам образовательного процесса доступ к различным источникам информации, способствует овладению современными информационными технологиями и повышению квалификации сотрудников образовательного процесса.

 

   Информация хранится не только в книгах, но и на дисках, аудио-видео кассетах. Молодые родители (особенно папы) всё чаще обращаются к воспитателям с просьбой познакомится с медиа-пособиями по воспитанию детей; проявляют интерес к образовательным порталам и сайтам в Интернете.

Для того чтобы детский сад стал для родителей источником информации о ребёнке, о развитии детско-родительских отношений, а новых  формах совместной познавательной и коммуникативной деятельности в триаде «ребёнок-родитель-педагог» можно оборудовать в ДОУ семейную медиатеку (как в самостоятельном помещении, так и в методкабинете).

Термины «медиа», «медиатека» в первые прозвучали в отечественной методической и педагогической литературе 1991 год. «Медиа» (мн. число) - это не только аппаратное устройства, но и носители информации, которые хранятся и распространяются отдельно от аппаратных устройств, а кроме того, собственно информация.

Медиатека может стать важной составляющей общей системы образовательного и информационного пространства ДУ. Более того, взаимодействуя с региональными, городскими, районными детскими и взрослыми библиотеками, музеями, учебными заведениями, научными организациями и прочими источниками информации, медиатека активизирует процесс интеграции, координации и кооперации необходимых ресурсов.

В состав семейной медиатеки могут быть включены:

  • мультимедийные материалы к занятиям с детьми и взрослыми;
  • мультимедийные энциклопедии, словари;
  • развивающие и обучающие программы;
  • собрания медиа-объектов (аудио-, видео-, мультимедиа- ресурсы и др.);
  • коллекция проектов и итоговых  мультимедийных презентаций, выполненных педагогами и родителями.

Основа семейной медиатеки – фонд документов, включающий электронные копии печатных изданий (книг, переодики), аудио-, видеоматериалы и пр. Создавая фонд, необходимо помнить, что он должен удовлетворять интересы детей и воспитывать взрослых; содержать хрестоматии по семейной педагогике и психологи, психологи детства; педагогические, психологические энциклопедии, словари, монографии, методические и учебно-методические пособия и материалы, художественную литературу для семейного чтения и др. документы.

Пользуясь медиатекой, дети и взрослые с помощью воспитателя (социального педагога, психолога) выбирают необходимую литературу, видеокассеты с записями художественных, учебных фильмов и мультфильмов, диски с электронными развивающими играми и пр.

В случае, когда информационного поля ДОУ оказывается недостаточно, специалисты направляют семью в детскую районную (городскую библиотеку, музеи и др. учреждения культуры, научные организации или рекомендуют посетить сайты в Интернете.

Агентство «Детский отдых» - http://www.baby.ru

Библиотека классической русской литературы – http://www.klassika.ru/

«Век образования» - http://bibio.narod.ru/gurnal/vek/sod_vse_tabl/htm

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского -  http://www.gnpbu.iip.net

Государственная Третьяковская галерея – http://www.tretyakov.ru

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – http://www.museum.ru/gmii

Детский развлекательно-образовательный портал «Солнышко» -

http://www.solnet.ee

Журнал «Семья и школа» - http://www.parent.fio.ru

Сайт для учителей и родителей «Интер-педагогика» - http://www.inter-pedagogika.ru

Интернет-система «Мир семьи» - http://www.fm.ru

Клуб многодетных семей – http://www.8ya.ru

Комитет по образованию и науки Государственной Думы РФ – http://www.duma.gov.ru

Министерство науки и образования РФ – http://www.informika.ru/text/goscom

«Орфей». Музыкальное образование и культура в сети Интернет – http://www.math.rsu.ru/orfey

Популярная психология – www.alenkin.narod.ru

Портал «Семейное воспитание» - http://www.sciteclibrary.com/family

Психологический словарь – http://www.psycho.lgg.ru

«Родительское собрание» - http://www.rodsobr.narod.ru

Семь Я – http://www.7ya.ru

Учёные -  детям – http://www.kids.genebee.msu.su

 

 

 

 

 

 

Библиотека - медиатека в детском саду.

    Сейчас в детских садах создаются библиотеки-медиотеки. Одной из важных составляющих методического кабинета дошкольного учреждения является правильно организованная библиотека. В современном ДОУ она служит центром формирования навыков детского и семейного чтения: приобщает дошкольников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга , развивает информационную культуру личности , участвует в адаптации детей к условиям жизни в обществе.     Основу книжного фонда в методическом кабинете  ДОУ составляет обычно специализированная литература по вопросам развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ежегодно он пополняется новыми экземплярами в соответствии с изменяющимися педагогическими тенденциями и разнообразием современного книжного рынка. Но поскольку книга перестала быть единственным источником информации ,то в арсенале современного ДОУ появляются видео - и аудиоматериалы , энциклопедии и т.д. Открытию нового структурного подразделения библиотеки – медиотеки в МБДОУ способствует появление методической , развивающей литературы и пособий на электронных носителях , подключение к сети Интернет ,организация локальных сетей между отдельными службами ДОУ , а также изменившиеся интересы и потребности пользователей (педагогов и родителей), желающих получать информацию с помощью средств информационных технологий Библиотека – медиатека представляет собой информационный центр , который накапливает ,каталогизирует и систематизирует материалы на всех видах носителей ,а также обеспечивает воспитателям , родителям и детям максимально возможный доступ к педагогической информации. Основными задачами деятельности структурного подразделения являются обеспечение доступа к информационным образовательным ресурсам педагогическим работникам, воспитанникам ДОУ,их родителям ,а также помощь участникам педагогического процесса в овладении информационными компетенциями ,социализации воспитанников , развитии их творческого потенциала .Библиотека – медиатека формируют навыки независимого библиотечного пользователя : поиск ,отбор , критическая оценка информации , внедрение новых информационных технологий.

 

Первым этапом в организации деятельности является разработка положения о библиотеке - медиатеке (приложение1) и определение ее миссии. Миссия библиотеки - медиатеки заключается: • В повышении компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания дошкольников; • Обеспечение доступа педагога и пользователя-родителя к объективной и всесторонней информации о воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста; • Формирование информационной культуры личности педагога; • Консультативной помощи в поиске и выборе источников информации (использование ее в самообразовании, индивидуальной и групповой работе с детьми); • Активизации внимания родителей к проблеме приобщения детей к чтению,книге; • Пропаганде ценности детства.    Особое значение в организации деятельности библиотеки - медиотеки имеет планирование с учетом знаменательных дат, праздников и традиционных массовых мероприятиях детского сада. В начале года составляется годовой план работы с указанием направлений и содержания деятельности, срока выполнения и ответственных исполнителей (приложение 2),а в конце учебного года - отчет о проделанной работе. В библиотеке – медиотеке ДОУ ежемесячно оформляются информационные буклеты и стендовые материалы для просветительской работы с родителями, презентационный материал к городским окружным открытым мероприятиям, выставкам, создаются электронные альбомы групп «жизнь группы в детском саду в20_/20_учебном году». Использование ресурсов библиотеки - медиатеки.    Помимо обеспечения информационными ресурсами участников образовательного процесса библиотека – медиатека выполняет педагогическую функцию – ее ресурсы используются при организации массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры воспитанников.

 

  Актуальной проблемой является приобщение дошкольников к книге. Ведь статус чтения и отношение к нему сильно изменилось . Многие родители сами практически не читают и зачастую не осознают , что чтение – это ключ к современному информационному пространству. Поэтому одна из важнейших задач - повышение компетентности родителей в сфере детской культуры, общение с ребенком на основе книги и системной работы с текстом.

   В специальном разделе для родителей представлено психолого-педагогическая литература, рекомендательная библиография и другая полезная информация. Групповая работа с детьми по приобщению их к книге организуется по средствам «громкого чтения». Сочетание живого голоса, книги и общения создает ауру тепла и общности, которая способствует возникновению положительных эмоций. В ДОУ проводятся тематические мероприятия, например, книжные выставки, литературные викторины досуги, КВНы.

   Особый интерес вызывает медиалекторий для детей «Хочу все знать!». Помимо традиционных форм проводится виртуальные путешествия, интерактивные игры и викторины ,разработанные на основе презентаций. Например, виртуальное путешествие по родному городу Стерлитамаку, приуроченное ко Дню города; интерактивная игра «Подарок для самого слабого», веселые приключения в стране «Мультфильмия» ко дню анимации, и т.д.

    Структурное подразделение «Библиотека -медиотека» является информационно-образовательным центром ДОУ, т.к. имеет достаточные ресурсы по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, хорошее техническое оборудование и обеспечивает разнообразие форм досуговой деятельности воспитанников.

 

 

                            СЕМЕЙНАЯ МЕДИАТЕКА    Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Современные люди являются свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома.

 

    Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии ребенка.     Можно попробовать расширить возможности использования компьютерных и информационных технологий в нашей работе с родителями.     Несомненным остается тот факт, что семейное воспитание занимает лидирующие позиции в становлении личности ребенка. А педагоги только помогают родителям в этом. Можно проводить с ними беседы, консультировать, анкетировать, предлагать ознакомиться с материалами по различным направлениям деятельности. Как правило, родитель соглашается с предлагаемой информацией. Но представьте себе качество и количество усвоенной информации человеком, который провел на работе восемь часов, не считая дороги в детский сад! Можно раздать родителям листовки и буклеты… Но информации по рассматриваемой проблеме очень-очень много, и один буклет не способен отразить ее всю!     Именно в этот момент нам на помощь приходят современные информационные технологии. Применение им можно найти в виде семейной медиатеки.      В течение года можно проводить декады, недели и месячники различной проблематики: правовое воспитание, профилактика дорожно-транспортного травматизма, формирование здорового образа жизни, сезонные профилактические мероприятия и прочее.

  Все это может находить свое отражение в стенгазетах, памятках, буклетах, консультациях и прочих наглядных формах работы с родителями. Для того чтобы предоставить им более полную информацию по рассматриваемой теме, можно делать электронные сборники, включающие в себя все вышеперечисленное, а также различные дополнительные материалы: стихи, сказки, раскраски, дидактические и развивающие игры. Любому желающему позаниматься с ребенком дома, да и просто родителю, заботящемуся о разностороннем развитии собственного ребенка, мы записываем диски по выбранной им теме. В  семейной медиатеке могут быть несколько разделов: - Безопасность на улицах и дорогах города; - Маленьким детям – большие права; - Мой маленький художник; - Будем здоровы…    Информация по каждому из разделов легко умещается на CD-диск или флэш-носитель.

 

   Кроме того,  дети также принимают активное участие в пополнении активов медиатеки. В этом нам помогает освоенный нашими педагогами метод проектов. Например, проект «Витаминка» в группе «Почемучки».

 

   Ребята с родителями могут найти много полезной информации о пользе витаминов и продуктах, в которых они содержаться. С помощью медиатеки они готовы поделиться результатами проекта со всеми детьми и родителями нашей прогимназии. Таким образом,  родители могут дома, отдохнув от дневных забот, более подробно познакомиться с полезной информацией, которая, несомненно, поможет им в воспитании ребенка. А малыш сможет разукрасить тематические рисунки, собранные на диске, с помощью стандартного графического редактора.

 

Документы для скачивания:

3692_MEDIATEKA.doc
Формат: .doc

Оставить комментарий: