Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в мир литературы»

Опубликовано: 11:00:23 22-01-2017

Автор: Чумак Юлия Владимировна

 

Конспект занятия

по ознакомлению с художественной литературой

«Путешествие в мир литературы» для детей

среднего дошкольного  возраста.

Цель: Развитие представлений о разных жанрах литературы. Знакомство с загадками.

Задачи: Способствовать усвоению содержания знакомых литературных  

             произведений.                      

            Развивать связную речь, чувство рифмы.

            Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к книге.

Средства: «Книговик» с подбором иллюстраций к русским народным сказкам, стихами, загадками. Набор героев к сказке «Теремок». Стихотворение «Помощница» А.Барто в аудиозаписи.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание детских стихотворений.

Словарь: Иллюстрация. 

 

                                                 Ход занятия:

Организационный момент:

- Солнце утром рано встало,

Всех ребяток приласкало (руки вверх, ладони скрещены)

Дружно к солнышку тянитесь

И друг другу улыбнитесь (руки через стороны вниз, улыбнуться)

Солнца лучики поймайте

Всем вокруг скорей раздайте.(руки вперед, к себе резким движением, снова вперед)

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправится в путешествие по интересному миру литературы. Мы с вами побываем в стране сказок, загадок и в мире стихов. А путешествовать нам поможет, угадайте кто.(читаю загадку)

- Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает.

Правильно, конечно же, это книга. Из книг мы узнаем много нового и интересного. Книги с самого раннего возраста становятся нашими друзьями. И сегодня к вам в гости  пришел мой друг Книговик. Надеюсь, вы с ним тоже подружитесь, потому что все кто любит книги становятся его друзьями.

Но Книговик – это не простая книга, а необычная. Страницы у него не сшиты, а складываются как в коробочку, поэтому их можно пакапливать много- много. Давайте посмотрим, что же сегодня Книговик приготовил нам для нашего путешествия в мир литературы. ( Достаю первую страницу).

Ребята, Книговик принес с собой наши любимые сказки. Но он хочет, чтобы вы ему напомнили, что же такое эти сказки (ответы детей). Правильно,сказка это то, чего не бывает на самом деле, в сказках бывает волшебство, звери в сказках умеют разговаривать. Хорошо, что такое сказка мы с вами вспомнили. А теперь пора заглянуть в гости к сказкам. Для этого послушайте строчки из сказок и угадайте, про какую сказку идет речь, а тот, кто узнает сказку, пойдет и подберет иллюстрацию к ней. А для того, чтобы очутится в сказке нужно произнести волшебные слова. Физкультминутка: Мы глазами миг-миг.

                                Мы плечами чик-чик.

                                Мы руками хлоп-хлоп.

                                Мы ногами топ-топ.

                                Раз-туда, два-туда,

                                А потом вокруг себя.

                                Чтобы в сказке очутится,

                                Надо низко поклониться.

( проводится Д/и «Угадай сказку».)

- Ждали маму с молоком,

 А пустили волка в дом.

 Кто же были эти, маленькие дети?           (козлята из сказки « волк и семеро козлят»).

- Маша в коробе сидит

 Далеко она глядит

 Кто несет ее ответь , быстрыми шагами?

 А несет ее медведь вместе с пирогами.  ( «Маша и медведь»).

- У Аленушки -сестрицы

 Унесли братишку птицы.

 Далеко они летят,

 Далеко они глядят.         ( «Гуси-лебеди»).

- Ах, ты Петя-простота

 Сплоховал немножко.

 Не послушался кота,

 Выглянул в окошко.               ( « Кот, лиса и петух».)

- В этом домике на тесно,

 Всем зверушкам хватит места.

 Что за дом среди дорог?

 Этот домик….     («Теремок».)

Воспитатель: Правильно, это теремок, только зверушек в нем я что-то не вижу. Кто нам поможет? (Книговик.) Ребята, а Книговик мне сказал, что вернуть зверушек  в сказку нам помогут загадки о них. Только некоторые слова в них потерялись, и если мы найдем это слово, то отгадаем загадку. (Достаю страницу с загадками.)

- Хитренько взглянула

 Хвостиком махнула

 И исчезла-чудеса

 Где ты, рыжая …  (лиса)

- Ой, зайчишкам не до смеха

 От его клыков и меха.

 В зайцах с детства знает толк

 Злой, зубастый, серый…  (волк)

- На лугу по кочкам

Прыгают листочки.

 Выпуклые глазки

 И кривые лапки.

 Только где же ушки,

 Кто это…    (лягушки)

- Всех важней она в загадке.

 Хоть и в погребе жила.

 Репку вытащить из грядки

 Деду с бабкой помогла.        (мышка)

- Кто большой и косолапый

 Мед достал из улья лапой?

 Скушал сладость и реветь

 Как зовут его…   (медведь)

- В стайке живет, корову мамой зовет? (бычок)

Воспитатель: Молодцы, всех героев отгадали, никого не забыли? Давайте еще раз вспомним всех героев, только называть их будем ласково как в сказке. Кто же  первый прибежал в теремок? Правильно, мышка.

- Нашла однажды мышка

 Совсем пустой домишко.

 Стала жить, да поживать

 Да жильцов к себе пускать.

А потом прискакала лягушка. Как ее в сказке называют? (лягушка-квакушка)

Прискакал и зайчик, зайчик-побегайчик. Ребята, а зайчика то у нас нет.Я забыла про него загадку, может вы мне поможете?( дети придумывают загадку про зайчика).

- Кто всегда грызет морковку

 Прыгает и скачет ловко?

 Быстрый маленький трусишка

 Это серенький …   (зайчишка).

А потом пришла лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь и бычок. ( Дети замечают, что бычка в этой сказке нет.)

Воспитатель: А что же нам теперь делать? Давайте отправим бычка в свою сказку «Бычок - смоляной бочок», наверное, в этой сказке ему будет неуютно. (Дети подбирают иллюстрацию к сказке и помещают бычка.)

Книговик хвалит детей, какие они молодцы, сколько сказок знают, умеют отгадывать загадки.

Воспитатель: Конечно, наши ребята молодцы. Но они еще и сами умеют загадки загадывать. (Ребенок читает загадку в стихах).

А, сейчас послушайте, куда же еще Книговик предлагает нам отправится. (звукозапись стихотворения А.Барто «Помощница».)

- Что вы сейчас прослушали? Правильно, стихотворение. Стихи бывают коротенькие, например такие стихи вы рассказывали, когда были совсем маленькие. А бывают большие стихи, как только что вы прослушали. В стихах некоторые последние слова созвучны, или мы их называем слова-друзья. Стихи в книжках очень легко узнать, они записываются в столбик. Рассказывать стихи нужно громко, с выражением.

( Дети читают стихи).

Воспитатель: Молодцы, замечательно читаете стихи. Но я открою вам небольшой секрет, стихи можно не только рассказывать, но используя их можно поиграть в пальчиковую игру. (проводится пальчиковая игра по стихотворению И. Токмаковой «Мы на пальчиках считали».)

А теперь давайте вспомним еще знакомые  стихи , но только слова из них выпали, помогите мне их вставить.

( Д/и «Вставь слово».)

- Мой веселый, звонкий мяч,

 Ты куда помчался…  (вскачь)?

 Я тебя ладонью хлопал,

 Ты скакал и громко…  ( топал)

- Маша варежку надела:

Ой, куда я пальчик…  ( дела )?

Нету пальчика,  пропал,

 В свой домишко не …  (попал )

- Мама спит, она устала

 Ну, и я играть не…  ( стала)

 Я волчка не завожу,

 А уселась и …  (сижу ).

Воспитатель: А сейчас давайте еще поиграем в подвижную игру со стихами.

Проводится подвижная игра на стихи:

- Вышли мыши как-то раз,

 Посмотреть, который час.

 Вдруг раздался страшный звон,

 Убежали мыши вон.

( Дети в соответствии со стихами сначала идут как мышки, на цыпочках, затем бегут на место.)

Воспитатель: Вот наше путешествие заканчивается. Вам понравилось? А посмотрите, какая улыбка у нашего друга Книговика. Он очень рад, что мы выполнили все его задания. Он хочет, чтобы вы еще раз вспомнили, где сегодня побывали. ( В стране сказок, загадок и в мире стихов). Как мы узнавали сказки?  ( По строчкам из сказок, по иллюстрациям). Что помогло нам вернуть героев в сказку «Теремок»?  ( Загадки.)  А во что мы так весело играли? (В игру с пальчиками и подвижную игру).  А что помогло нам в них играть? (Стихи). А как вы думаете играть в игры интереснее со стихами или без них? Конечно же, со стихами. Замечательно. Книговик говорит, что вы стали его самыми лучшими друзьями и приглашает вас в круг:

- Собрались все дети в круг,

 Я  твой друг, а ты мой друг.

 Крепко за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: