a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект НОД «Зимующие птицы»

Автор: Чумак Юлия Владимировна Опубликовано: 2017-01-22 11:00:56

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 «Зимующие птицы»

( для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Расширение и обобщение  знаний о зимующих птицах,  их особенностях. Формирование  бережного отношения к птицам, желание помогать в трудное для них время.

Задачи:

Уточнять и расширять знание детей о зимующих птицах.
Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы». 
Развивать умение составлять описательные рассказы по мнемосхеме о зимующих птицах. 
Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой. 
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им зимой.

 Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.


Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, картинки с изображением корма для птиц, мнемосхема; магнитная доска. 

 

Ход непосредственно образовательной деятельности.

 

Организационный момент: 

- Ребята какое сейчас время года? (зима) 
- Какие зимние месяцы вы знаете? 
(декабрь, январь, февраль), хором повторите пожалуйста. А сейчас я вам загадаю загадку и вы поймёте о чем мы сегодня будем говорить.

 

Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите.             (птицы) 

 

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о  зимующих  птицах. Мы будем отгадывать загадки про них,  слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также научимся рассказывать про птиц.


- А сейчас вспомним названия зимующих птиц.

(Воспитатель загадывает детям загадки. По мере называния птиц на экране выставляет соответствующую картинку). 

Найдешь ее в своем дворе,
Она на радость детворе,
Ты обижать ее не смей,
Эта птичка…(воробей)



Спинкою зеленовата 
Животиком желтовата, 
Черненькая шапочка 
И полоска шарфика. (Синица) 

В красной шапке ходит он 
Дуб долбит как долотом. (Дятел) 

Зимой на ветках яблони!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири). 



Окраской – серовата, 
Повадкой – воровата, 
Крикунья хриповатая – 
Известная персона 
Кто она? (Ворона) 

Непоседа пестрая 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая. (Сорока) 

 

Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.) 

Днем слепая, ночью зряча. 
Мышей ловит, а не кот. (Сова) 

Воспитатель: Скажите, какие это птицы? 
Дети: Зимующие. 
Воспитатель:  Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?    (ответы детей). Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края? 
Дети: Потому что они могут найти себе корм. 
Воспитатель: А чем питаются птицы зимой? 
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками. 
Воспитатель: А хватает ли птицами пищи зимой? 
Дети: Нет, не хватает. 
Воспитатель: Почему не хватает? 
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега. 
Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам? 
Дети: Мы можем их подкармливать. 

Основная часть: ( подходим к столам)

На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц.
Воспитатель: Дети подойдите к столам и каждый возьмите себе  по  картинке. А теперь посмотрите картинки друг у друга и найдите часть от своей картинки, а затем  встаньте в пару  те, у кого получится изображение птицы.
Воспитатель: Назовите птиц, которых вы собрали (ответы детей).
Воспитатель: А одним словом, как назвать этих птиц?  (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, зимующие. А сейчас садитесь за столы.


Рассказ воспитателя о птицах:

 

- Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими.

 

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

 

Воспитатель: Дети, посмотрите, у вас есть наборы картинок с изображением разных птиц. Вам нужно  выбрать, зимующих птиц. Не забывайте, что вы вместе  в паре выполняете задание. ( Дети выполняют задание. Затем проверяем правильность задания, дети называют выбранную птицу.)  ??

 

Воспитатель: А  сейчас  мы с вами будем учиться составлять рассказ про птиц.

  Послушайте внимательно, как надо представить птичку, чтобы мы ее узнали?

Сначала надо сказать какая птичка большая или маленькая, какой у нее клюв, какие лапки, перья, где живет, что ест, как передвигается, какой у нее нрав: веселая или певунья.

Но чтобы рассказ получился связным надо рассказывать все по порядку.

Назвать птицу, чтобы не забыть об этом закрепим карточку без изображения, потому что каждый из вас назовет свою птичку.

Воспитатель: Послушайте, я вам расскажу про птицу  клест. ( воспитатель дает образец рассказа про птицу)

Затем дети рассказывают каждая пара про свою птицу.

Физкультминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

 

Воспитатель:  Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? 

- Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Но еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки.

 

Воспитатель: а сейчас мы с вами поиграем  в игру в игру «Птички на кормушках» . Слушайте внимательно, какие птицы прилетят на нашу кормушку и подумайте чем вы их угостите.

На магнитной доске  находятся изображения кормушки, птиц и корма.

  1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?

Пара, у которой есть  птица, изображающую воробья, выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.

  1. 2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?

Дети  выставляют картинку птички-синички на кормушке.

  1. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.

  1. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?

 

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие).

Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

 

Коментарии
Айсылу написано 2018-12-05 20:58:58
прекрасная работа
Ответить

Оставить комментарий: