a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего возраста «Путешествие в весенний лес»

Автор: Чумак Юлия Владимировна Опубликовано: 2017-01-22 11:02:20

 «Путешествие в весенний лес»

       конспект занятия по развитию речи для детей младшего возраста.

 

Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе весной, на примере леса через игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с характерными признаками весенней природы;
  2. Учить употреблять существительные с предлогом В, через д/и «Кто где живет?», называть местообитание диких животных.
  3. Знакомить с правилами поведения в природе.
  4. Учить пользоваться мнемотаблицами (мнемотехника).

Развивающие:

  1. Закреплять представления о деревьях (березке и елочке), цветах, животных; расширять представления о простейших связях в природе.
  2. Расширять и активизировать предметный словарь детей (подснежники, берлога, дупло, логово). Выявить уровень развития у детей речевых умений: Отвечать на вопросы полным предложением; составлять предложения по сюжетным картинкам; читать наизусть знакомое произведение; использовать слова с предлогами; продолжать учить детей отгадывать загадки; упражнять в звукоподражании.

 

  1. Развивать двигательную активность детей, координацию, ориентацию в пространстве, координацию слов с движениями через использование физических упражнений, хороводной игры, пальчиковой гимнастики.

 

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к весеннему пробуждению в природе.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому.

 

Интеграция образовательных областей:

«речевое развитие» - развитие речевого общения детей в ходе беседы;

«познавательное развитие» - формирование целостной картины мира,  ознакомление с миром природы;

«социально-коммуникативное развитие» - формирование навыков безопасного поведения в природе; готовности к совместной деятельности со сверстниками;

«физическое развитие» - двигательная активность детей во время физических упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики.

«художественно-эстетическое» - слушание звуков природы, пения птиц.

 Методы:

- словесный (беседа, диалог, вопросы, речевые упражнения)

- наглядный (рассматривание иллюстраций, показ, демонстрационный материал, карточки с изображением диких животных, деревья);

- игровой (дидактическая игра «Назови птиц», « Кто в лесу живёт?», «Кто, где живет?», физминутки «Вышел мишка из берлоги», «Вместе по лесу идем», пальчиковая игра «Подснежник»).

 

Оборудование: макет березки, елочки, подснежников, 3 шнура, 3 кубика, дуга, круги - «кочки», 2 скамейки; животные (карточки ) - заяц, лиса, волк, медведь, белка, ежик, птица; домики – кустик, нора, логово, берлога, дупло; опорные схемы примет весны (мнемотаблица). Картинка-загадка «Кто, где спрятался?» и «Кто, где живет?»

 

                                                     Ход занятия:

 

Организационный момент:

Воспитатель: Проходите ребята, посмотрите как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо от кого вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

 

Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку. (весна)

- В письме весна нам еще прислала интересные картинки, с разными своими приметами. Посмотрите и назовите, что происходит в природе с приходом весны?

 (Рассматривание мнемотаблицы)

 

Мнемотаблица: Ярко светит солнышко, тает снег, бегут ручейки, появляется зеленая травка, расцветают подснежники, на деревьях появляются листочки, прилетают птицы, просыпаются животные.

(Дети по очереди называют приметы весны)

 

2.Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонче льется

Разговорчивый ручей.

 

Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю на прогулку  в весенний лес, где мы с вами увидим много интересного.

     

      Собирайтесь скорей в необычный поход,
      Ждут нас тайны лесные,
      В лес тропинка зовёт.

 

- Подумайте, какую одежду нам нужно надеть, чтобы пойти  в лес весной?

Дети: Шапку, резиновые сапоги, куртку, штаны.

    ( Имитация одевания)

Воспитатель: Правильно. Не будем терять время, отправляемся в путешествие. Идите за мной. В лесу нельзя далеко уходить от взрослых, можно заблудиться.

 

Прохождение пути препятствий:

- Вот узкая тропинка. (ходьба по шнуру)

- Перешагиваем через пеньки. (ходьба с перешагиванием через 3 кубика)

- Здесь бежит широкий ручеек. (на полу лежат два шнура) Как мы его можем пройти? Мы его перепрыгнем, перешагнем. (прыжки на двух ногах через препятствие).

- Вот деревья наклонились низко-низко и нам надо наклоняться (подлезание под дугу)

-  Ребята, вот мы дошли до болота, на болоте нужно быть  осторожными, если мы упадём в болото, то можем утонуть. Чтобы нам не упасть в болото, мы пойдём по кочкам. Идите аккуратно, осторожно друг за другом, не толкайтесь.

Воспитатель: Мы с вами преодолели все  препятствие. Вот  мы и  очутились в весеннем лесу.  (звучит музыка весеннего леса) 

Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок, и чудес.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои! 

(Присаживайтесь на бревнышко.)

 - Весной в лесу очень красиво, воздух чистый и свежий.

Воспитатель: Ребята, мы в лесу с вами гости, а в лесу есть свои правила поведения, громко не разговаривать, не кричать, не шуметь, т.к. можно напугать лесных жителей: зверей и птиц.

Воспитатель: С приходом весны, все  изменяется в лесу? 
 Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо, кажется синим – синим.

 

Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.

 

Воспитатель: Оглянитесь вокруг, какие деревья нас окружают в лесу?

Дети: Ёлка, берёза.

Воспитатель: Правильно. Назовите части дерева.

Дети: Ствол, ветки, листики (иголки), корни.

Воспитатель: Скажите, чем отличается березка от елочки?

Дети: У березки белый ствол, а у елочки коричневый. У березки распускаются листики, а у елочки иголки всегда зеленые.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что растет под деревьями?

Дети: Цветы.

Воспитатель: Это подснежники. Самые первые цветы, которые расцветают в лесу. Сколько их здесь?

Дети: Много подснежников.

Воспитатель: Ребятки, можно ли рвать цветы?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Почему? (высказывания детей)

 

Пальчиковая гимнастика « Подснежники»

Подснежников  цветки                (Переплести пальцы

Распускают лепестки.                  Плавно разжать пальцы

Ветерок чуть дышит,                   Легко плавно подуть

Лепестки колышет.                       Пошевелить пальцами

К цветку носик приближаем,       Податься вперед

Аромат цветов вдыхаем.             Втянуть носом воздух)

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много  в лесу  разных птиц на деревьях.

    Назовите, какие птицы сидят на ветках деревьев?

Дети: Ворона, сорока, дятел, синица, воробей.

Воспитатель: - Маша, какая птица сидит на берёзе? (Сорока, воробей)

    - Саша, а какие птицы сидят на ёлке? (Ворона, дятел, синица)

Правильно. Весной птицы возвращаются домой из жарких стран, потому что на улице стало тепло. Стало больше корма для птиц. Птицы рады возвращению домой. Они весело щебечут. Послушайте, как красиво поют птички в лесу.

                                         ( Музыка пения птиц)

Воспитатель: Продолжаем нашу прогулку по весеннему лесу.

 

Физминутка «Вместе по лесу идем»

Вместе по лесу идём,

 Не спешим, не отстаём.

 Вот выходим мы на луг.

 (Ходьба на месте).

Тысяча цветов вокруг!

 (Потягивания - руки в стороны).

Вот ромашка, василёк,

 Медуница, кашка, клевер.

 Расстилается ковёр

 И направо, и налево.

 (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой).

К небу ручки протянули,

 Позвоночник растянули.

 (Потягивания - руки вверх).

Отдохнуть мы все успели

 И тихонечко присели.

 

Воспитатель: А где же лесные жители? Они нас немного, наверное, испугались и спрятались. Мы с вами попробуем  их отыскать.

 

Работа по картинке-загадке «Кто, где спрятался?»

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинку. Как вы думаете, кто спрятался за деревом? (За деревом спрятался медведь.) Как вы догадались?  (Видны лапы.) Чьи это лапы? (Медвежьи лапы.)

 А из-за куста, чей хвост выглядывает? (Лисий хвост.) Кто там, за кустом спрятался? (За кустом спряталась лиса.)

Воспитатель: Каких еще жителей леса вы знаете?

 

Словарная работа «Назови жителей леса»

Дети вспоминают названия знакомых им лесных обитателей. (Заяц, белка, медведь, лиса, волк, ежик)

Воспитатель: Правильно, а если они все живут в лесу, как их можно назвать одним словом?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Весной  в лесу просыпается не только природа, но и звери, которые спали зимой. Скажите, какие звери просыпаются весной? (Медведь, ежик). А где медведь спал зимой? (в берлоге). Правильно, весной у медведицы рождаются маленькие медвежата. Весной некоторые животные меняют свои шубки на более легкие, например, белка, становится серой. А какие животные еще меняют свою шубку? (заяц)  Правильно. Он становится серым.
Воспитатель: А сейчас поиграем в мишек.

 

Физминутка «Мишка вылез из берлоги».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед, (наклоны)
Вот он по лесу идет (имитируем движение – ходьбу)
Ищет мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки – 
Для медведя – витаминки. (наклоны вперед)
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся.

Воспитатель: У каждого животного в лесу есть свой дом. А знаете ли вы кто из них, где живет?

 

Дидактическое упражнение «Кто, где живет?» детям предлагается расселить животных в свои лесные домики.

Волк живет в логове.

 Белка живет в дупле.

 Медведь живет в берлоге.

 Лиса живет в норе.

 Птица живет в гнезде.

Ежик в траве.

Мышка в норке.

 

Дидактическое упражнение «Назови детенышей»

Детеныши волка — волчата.

 Детеныши зайца — зайчата.

 Детеныши ежа — ежата.

 Детеныши лисы — лисята.

 Детеныши медведя — медвежата.

 Детеныши белки — бельчата.

 Детеныши мыши — мышата.

 

Воспитатель: Какие вы догадливые, помогите мне отгадать загадки. Но только к отгадкам нужно добавить голос – сказать,  кто как говорит, какие звуки издает.

 

Отгадывание загадок со звукоподражанием:

 

В шар свернулся под ногами.

 На спине с тремя грибами.

 Не споткнись — вдруг упадешь!

 Это же колючий … еж.                          Звукоподражание: ф-ф-ф.

 

До ушей зеленый рот,

 В камышах она живет.

 И в болоте хохотушка

 Громко квакает … лягушка.                  Звукоподражание: ква-ква.

 

Солнца яркого боится.

 Ночью - хищник эта птица.

 Ловко мышь найдет в траве.

 Говорим мы о … сове.                            Звукоподражание: у-ух.

 

Очень тоненько жужжит

 И над нами он кружит.

 Берегись и млад, и стар..

 Кровь у всех сосёт ... комар                    Звукоподражание: з-з-з.

 

Тук да тук, тук да тук,

 Что в лесу за странный стук?

 Лес очистить от жучков -

 Проще пары пустячков!

 Леса друг – приятель,

 Это пёстрый… дятел.                                Звукоподражание: тук-тук.

 

 У этой птицы нет гнезда,

 Но это вовсе не беда.

 И на деревьях у опушки

 Кто нам «ку-ку» поет? … Кукушка.            Звукоподражание: ку-ку.

 

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все загадки отгадали. Но кукушка не просто так нам куковала. Она напомнила  нам о том, что наша прогулка  подошла к концу и пора нам возвращаться обратно в детский сад. Скажите до свидания нашему лесу. Пойдемте обратно, снова через болото, пеньки и речку.

 

Воспитатель: Вам понравилась прогулка в лес? А что понравилось больше всего?

Молодцы, мне тоже очень понравилось гулять с вами в весеннем лесу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: