Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса

Опубликовано: 15:04:36 23-01-2017

УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ.

      Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. В паре «ученик-учитель» успехи ученика в постижении предмета напрямую зависят от профессионализма учителя. Он должен замотивировать ученика, увлечь его, подобрать такие приёмы и методы, которые не оставили бы безучастными самого равнодушного.

    Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

    Наиболее удачной формой использования ИКТ являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. В ней могут быть показаны наиболее выигрышные моменты темы урока. Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Презентации – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются тир вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме. Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное - незабываемым.

    Главная цель дифференцированного обучения - создание оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей, склонностей, раскрытия собственной индивидуальности. Она способствует адаптации учебного процесса к способностям ученика: темпу его продвижения, особенностям развития памяти, внимания, мышления, учитывает интересы и познавательные потребности. Организация дифференцированного обучения – дело необходимое и очень интересное, если подходить к нему теоретически обоснованно и действовать постепенно, анализируя и корректируя учебный процесс при необходимости.

    Большое значение в организации работы с учащимися начальных и средних классов, в предупреждении утомляемости, формировании у детей некоторых достаточно сложных логических операций приобретают нетрадиционные формы и методы проведения уроков. Как же сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным, помогая постичь новый материал? При построении урока учителю необходимо учитывать и подбирать задания так, чтобы можно было сочетать игровые формы с учебным содержанием заданий. Нетрадиционные формы проведения уроков нравятся детям, они проходят живо, интересно, увлекают детей своей неожиданностью и доступностью. Дети на таких уроках чувствуют, что учиться можно с увлечением.

    Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Нестандартные уроки обычно начинают или завершают изучение темы. На уроках математики можно использовать следующие виды нестандартных уроков: игры, соревнования, турниры, путешествия, уроки-сказки, урок-сюрприз.

    «Здоровый ребёнок – хороший ученик!». Проблема здоровья детей стоит особо остро. Всем понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно. Основанная цель  образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие в соответствии с принципом природосообразности. Поэтому, в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики различных заболеваний, необходимо:

- соблюдать санитарно - гигиенические требования к организации современного урока;

- проводить физкультминутки, гимнастики для глаз;

-психологический комфорт;

- прививать учащимся любовь к физической культуре и спорту.

    От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. На уроках русского языка и математики учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статистическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить.

    Реальный путь сохранения детского здоровья – это формирование баланса между образовательной средой в школе и физиологическими процессами детского организма. Поэтому так необходимо ещё в начальном звене школы научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность, дарованную нам; это необычайно сложная задача, которую мы должны стараться решать.

    В системе школьного образования русский язык и математика были и остаются до сих пор системообразующими предметами. Они учат анализировать. Интерпретировать информацию, находить возможные варианты решения поставленных жизнью задач, пользоваться алгоритмическими приёмами в их решении. Каждый школьный предмет развивает общий интеллектуальный уровень человека, и это выходит далеко за рамки обыденного представления о значении этих предметов.

Документы для скачивания:

Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса
Формат: .docx

Оставить комментарий: