a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сочинение-рассуждение на основе художественного текста 7 класс

Опубликовано: 2017-01-23 15:09:00

Документы для скачивания

Тема: «Сочинение-рассуждение на основе текста                          

              художественного стиля». 7 класс

Цели:

  • Совершенствовать навыки анализа слова и текста.
  • Формировать умения обосновывать свою точку зрения.
  • Учить писать сочинение по шаблону на основе текста художественного стиля.

Планируемые результаты: Написание сочинения-рассуждения на основе текста художественного стиля

Тип урока: развитие речи.

Формы работы: фронтальная, в парах, в группах.

Оборудование: компьютер, толковый словарь, шаблоны.

Ход урока:

  • Организационный момент.

2) Сообщение темы и формулирование целей урока.

- Сегодня у нас урок развития речи, и мы будем писать сочинение. А начнём с загадки.

Загадка о «языке».

3) Работа с теоретическими понятиями.

- Мы неслучайно начали урок с загадки. В каком стиле загадка? (художественный)

- Давайте определим значение слова «язык». Воспользуемся словарём (Интернетом)

- Вспомните, в литературе есть понятие «эзопов язык».

- Кто такой Эзоп? И каково значение этой фразы?

  • Сообщение подготовленного учащегося об Эзопе.

Эзо́п — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических

Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Впервые его упоминает Геродот, который сообщает, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы

Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина 

В XX веке отдельные авторы допускали возможность существования исторического прототипа Эзопа.

Словарная работа: эзопов язык, иносказание, аллегория

- Определим значение понятий.

Фразеологизм «Эзопов язык», значение.

Выражение мыслей с помощью аллегории, иносказательно.

Выражение связано с именем легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI веке до н.э. Эзоп, будучи рабом, не мог о многом говорить свободно, открыто. Он был вынужден прибегать к иносказательной (аллегорической) басенной форме выражения своих мыслей. Отсюда всякое умение говорить или выражать свои мысли обиняком, притчами, аллегориями получило название эзопового языка.

4) Анализ текста.

1) Чтение текста учителем (тексты на партах перед учащимися)

Рассказывают, что однажды к богатому и знатному Ядмону пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар. Пусть он принесёт самое прекрасное, что есть на свете.»

Хозяин позвал Эзопа и велел ему выполнить желание гостей. Спустя время раб возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Её откидывают и видят бараний язык.

- Эзоп, при чём здесь язык?

- А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова верности, нежности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово свобода.

Через некоторое время кто-то из гостей сказал хозяину: «Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое ужасное, что есть на свете». Хозяин повелел выполнить и это желание.

Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.

- Эзоп, что это за шутки? Ты же опять принёс язык!

- А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово раб.

Э.А. Вартаньян

2) Беседа учителя по тексту.

-Что нового вы узнали из текста?

- Как бы вы озаглавили текст? Аргументируйте.

3) Задание по рядам (по группам, в парах).

1.Тема. Идея. Какова основная мысль? Ключевые слова. Выделить предмет изображения.

  1. Стиль и тип речи. Доказать. Найдите эпитеты к слову «язык».Отметьте языковые средства и приёмы, помогающие автору раскрыть тему (аллегория, эпитет, диалог и антитеза).

3.На сколько частей можно разделить текст? Составьте его план.

На работу учащимся отводится 3-5 минут

Ответы учащихся.

- Какова цель автора текста? Для чего написан этот текст?

4) Работа над сочинением-рассуждением.

А) Вспомните, из каких частей состоит сочинение-рассуждение?

Структура сочинения-рассуждения:

Тезис

Комментарий по теме

Позиция автора

Собственная позиция

Аргументы

Вывод

-Что такое тезис?

-Что такое аргументы?

 Обращаю внимание, что в сочинении-рассуждении на основе художественного текста отсутствуют вводные слова, указывающие на порядок мыслей говорящего.

Б) Работа с сочинением-шаблоном.

Язык… Задумываемся ли мы, для чего ___________________?

В своей притче Э.А. Вартаньян говорит о роли_____________________________________.

Речь человека может быть как ______________________________, так и ______________ , что есть на свете.

Здесь нельзя не согласиться с_______________________________.

Безусловно, если __________________________________________________,

то_________________________________________________________________.

И наоборот, если ________________________________________________________,

то_________________________________________________________________________.

Я считаю, что ______________________________________________________________, и тогда _________________________________________________________________.

Нужно всегда __________________, что язык дан человеку для того, чтобы _______________

________________________________________________________________________________.

В) Проверка.

-Зачитайте, что получилось.

5) Итог. Заключительное слово учителя.

6) Рефлексия.

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Что было выполнить сложнее? С какими трудностями столкнулись?

- Легче ли писать сочинение по шаблону?

7) Д/з: Для слабых учащихся – Доработать текст по шаблону и записать.

Для остальных – Написать  сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля (по переработанному тесту)

Для сильных учащихся – Сочинение-рассуждение по пословице о русском языке  « Хорошим словом мир освещается»

Оставить комментарий: