a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогический опыт

Автор: Саляева Оксана Юрьевна Опубликовано: 2017-01-24 17:16:25

Документы для скачивания

Структурное подразделение «Детский сад №3 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района П едагогический опыт воспитателя Саляевой Оксаны Юрьевны по теме: «Использование ИКТ в работе с детьми с общим недоразвитием речи» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Использование информационно- коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО. В нашей стране за последние 5 лет произошел ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет- технологий в дошкольных учреждениях. В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю( около 25 лет) , но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога без использования информационных ресурсов. Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, я пришла к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. ИКТ стали завоевывать прочные позиции в образовании. А все началось еще в 6о- е гг. прошлого столетия с идеи профессора Сеймура Пейперта об использовании компьютеров в обучении детей. Ребенок, будучи от природы одаренным, считал он, может постепенно терять вкус к обучению. Одну из причин формирования у ребенка нежелания и даже страха обучения исследователь усматривает не в способностях, а в организации процесса обучения. Согласно Пейперту, компьютер — это средство, способное придать процессу обучения естественный, неформализованный характер. По его мнению, компьютер может изменить характер учения — учение не чему- то определенному, а учение вообще — и сделать его более интересным и эффективным, а полученные знания — более глубокими и обобщенными. Разделяя точку зрения этого автора, убеждаясь в необратимости процесса информатизации общества, и детского в том числе, я считаю не столько возможным разумное, элементное использование информационно- коммуникационных технологий в системе дошкольного образования как одном из сегментов образования, сколько необходимым элементом формирования информационно- коммуникационной культуры детей. Действительно, сложно в полной мере осуществлять образовательный и воспитательный процессы, если при этом не учитывать современной действительности и достижений в области науки и техники. Такие современные технические средства и источники информации, как фрагменты видео записей, телепередач, слайд- шоу, компьютерных презентаций, мультимедийных приложений и программ, посредством своих технических характеристик, определенного динамизма позволяют поддерживать познавательный интерес ребенка, ощущать радость осознания происходящего, удовлетворять свой ментальный опыт, возможность проявлять самостоятельность в обучении, поиске знаний и решении проблемных задач. Более того, ИКТ обеспечивают возможность одновременной интеграции использования и восприятия графической и аудиовизуальной информации, позволяют моделировать такие проблемные жизненные ситуации, которые сложно или даже невозможно иначе отразить в образовательном процессе. Теоретическая база опыта. Современные ученые и специалисты в области дошкольного образования С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова, Духанина Л. Н. , Волосовец Т. В. , Веракса Н. Е. , Дорофеева Э. М. , Комарова Т. С. , Алиева Т. И. , Комарова И. И. , Белая К. Ю. в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения и развития ребенка. Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца, исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. Поддерживая мысль С. Л. Новоселовой о необходимости включения компьютера в предметно- развивающую среду детей дошкольного возраста, а также мнение Е. И. Бондарчук и Ю. М. Горвиц об эффективности использования в образовательном процессе ДОУ компьютерных программ, я стою на позиции не замены классических и традиционных методов обучения и развития детей старшего дошкольного возраста, а дополнения и расширения их возможностей посредством разумного применения современных технологических средств. Технология опыта. Система к онкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы, воспитания и обучения. Целью педагогической деятельности является п овышение качества образования через активное внедрение в воспитательно- образовательный пр оцесс информационных технологий, о птимизация коррекционного процесса дошкольников посредством информационно- коммуникационных технологий для осуществления качественного воздействия на детей, с оздание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению. Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи: - Изучить сферы и формы использования ИКТ в обучении дошкольников; - Создать медиатеку для работы в коррекционно- развивающей группе; - Разработать собственные электронно- образовательные ресурсы в различных направлениях де ятельности для коррекции нарушен ий речи; - Внедрить инновационные методы( использование ИК технологий) во все формы деятельности детей с ОНР. Алгоритм пошагового выполнения Мною в течение двух лет велась работа по активному использовани ю во всех режимных моментах И КТ в гр уппе с ОНР. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Проблема, с которой я столкнулась, это мотивация. Ребенка утомляют занятия, жесткий график работы логопедической группы, ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. С целью оптимизации процесса развития речи дошкольников я стала использовать обучающие компьютерные программы: “ Супердетки ” Занимательные упражнения для детей старшего дошкольного возраста. “Несерьезные уроки” Подготовка к школе в игровой форме. Красочное оформление, забавные персонажи порадуют детей, а увлекательные задания, головоломки, загадки и игры сделают процесс обучения легким, веселым и интересным. “ Смешарики ” Развитие интеллектуальных и творческих способностей, форми рование их ключевых компетенции; развитие социал ьного партнерства. “Кирилл и Мефодий” К оллекция увлекательных и полезных сведений о многообразии окружающего нас мира. “ ПервоЛого 3. 0” Обучающая игра, созданная для детей дошкольного возраста. Версия 3. 0- своеобразный альбом для рисования. При помощи обучающих компьютерных программ улучшилось обучение детей с нарушениями речи, значительно возросла мотивация, заинтересованность детей на зан ятиях. Использование компьютера, интерактивной доски в работе позволило мне активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. Применяемые ИКТ: • Использование Интернета( InternetExplorer – веб- браузер) • Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами MicrosoftOffice" • MicrosoftWord- текстовый процессор • MicrosoftExcel- электронные таблицы • MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций • AbodePhotoshop CS2- графический растровый редактор • Фотоаппарат и видеокамера • MovieMarker – видео- редактор • Аудио( энциклопедия, музыка) Овладев способами вышеперечисленных технологий я стала облада т ь следующими навыками: - использую компьютер как педагогическо- техническое средство; - разрабатываю и применяю электронные дидактические и педагогические программные средства; - использую информационные технологии в воспитательно- образовательном процессе; - создаю графические и текстовые док ументы( самостоятельно оформляю групповую документацию, диагностику и т. д. ) ; - владею навыками поиска информации в сети Интернете; - создаю презентации; - разрабатываю занятия с использованием информационных технологий; - владею способами и методами применения И К Т в работе с родителями. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнооб разить методическую работу. Основные формы использования ИКТ В своей работе я активно использую следующие средства информационно- коммуникативных технологий: • Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформление родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок- передвижек, ( сканирование, Интернет; принтер, презентация) ; • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям( энциклопедии) ; • Оформление групповой документации( списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т. п. ) . Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. • Создание презентаций в программе Р ower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом э тапе занятия. Мною созданы пр езентации к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. • Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их; • Использование фото для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей; • Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно- методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении; • Создание медиатек, ко торые представляют интерес для педагогов, детей и родителей; • Соз дание электронной почты, работа на сайте ДОУ. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности. Являюсь активным пол ь зователем сайтов периодических изданий и издательств, посвященных теме дошкольного воспитания и образования: - га зета «Дошкольное образование» http: / / dob. 1september. ru/ сайт содержит полное содержание номеров газеты «Дошкольное образование». Ш ирокий спектр материалов учебного, воспитательного и развивающего характера для родителей и воспитателей. - «Сказки для детей»- раздел электронной версии журнала «Костер», посвященный сказкам. На сайте содержится полная коллекция детских сказок: русские народные, шведские, классические сказк и русских и зарубежных авторов. http: / / www. kostyor. ru/ - Сайт «Учительский портал» во вкладке Дошкольное образование содержит большую коллекцию готовых презентаций для педагогов Детского сада по различным направлениям, конспекты НОД, сценарии праздников и много другое. www. uchportal. ru- Сайт «Дошкольник». Это й сайт очень содержателен. Это готовые презентации, коллекция стихов, коллекция игр, рекомендации по рукоделию с дошкольниками и много другое. http: / / doshkolnik. ru- Сайт «Мам» www. maaam. ru Конспекты НОД, Консультации, Праздники, викторины, развлечения, работа с родителями, Физическое воспитание в детском саду, Мастер- классы, Доклады, педсоветы, методические объединения в ДОУ, профессиональные конкурсы. - Сайт « ДЕДсад » http: / / detsad- kitty. ru/ сайт для детей и взрослых. Содержит большое количество папок- передвижек, шаблонов, картинок, раскрасок, мультфильмов, учебных пособий, сценариев праздников, музыки для детей и др. - Сайт « Ме рсибо » https: / / mersibo. ru/ Развивающие игры для детей от 2 до 8 лет, вебинары для специалистов. В группе с детьми с ОНР все занятия проводятся с учетом лексических тем, которые дети проходят с логопедом группы. Помощь выше перечисленных сайтов неоценима, подготовка к НОД, наглядный материал, методические пособия, игры, развлечения, коррекционно- развивающие упражнения, физкультминутки, музыкальные произведения для разных видов деятельности и др. Индивидуальная работа с детьми на компьютере имее т большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх и заданиях детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторо в, что с успехом достигается в индивидуальных и групповых играх детей на компьютере. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в коррекционной работе являются мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне внести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций. Мною создана медиатека, в которую вошли: Презентации к НОД( диск №1) Игры на развитие речи( диск №2) Игры на развитие ФЭМП( диск №3) Игры на развит ие логического мышления( диск №4) Игры по ознакомл ению с окружающим миром( диск №5) Игры- загад ки по лексическим темам( диск №6) Интерактивные игры на развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления( диск №7) Музыкальные произведения: физкультминутки, классические произведения, детские песни( диск №8) Видеофильмы и фото групповых досугов( диск №9) Работа с родителями( диск №10) Моя работа с дошкольниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Современным и наиболее эффективным взаимодействием с родителями является использование информационно- ко ммуникационных технологий: - консультации; - беседы; - открытые занятия и праздники; - тематические встречи; - круглые столы; - сайт ДОУ; - презентации; - наглядная информация в родительских уголках. Безусловно, участие ИКТ во всех этих разнообразных формах работы с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне. Анкетиров ание показало, что 9 0% родителей являются активными пользователями сайта нашего детского сада. Я имею архивы с фото и видео материалами своей группы, которые использую т при создании своих видеосюжетов. Такой способ проведения родительских собраний позволил наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями, потому что любому родителю приятно воочию наблюдать за тем как протекает время его чада в детском саду. Многие родители просят воспитателей записать видео на диск или любой другой носитель, а это уже является новой ступенью взаимодействия в современной информационной среде. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь: «НЕ НАВРЕДИ! ». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил, по которым использование компьютера предполагает для детей 5лет – 10 минут, для детей 6- 7 лет- 15 минут. Обязательно смена деятельности и физ культ минутки. В конце занятия проводится гимнастика для глаз. Конечно, проветривание помещения до и после занятия. Занятия с использованием ИКТ проводятся у нас в группе не более 2 – 3 раза в неделю. Анализ результативности. Критериями результативности опыта является диагностика уровня развития детей, которая осуществлялась при помощи игровых тестовых заданий. В ходе проведения диагностики, выявилась позитивная динамика уровня знаний детей, о чем свидетельствуют полученные результаты: 24% - высокий уровень, 53- средний уровень, 23% - низкий уровень. Использование ИКТ позволило значительно оживить нашу совместную образовательную деятельность с детьми, дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со стороны детей, расширило возможности предъявления учебной информации, разнообразило игровые компоненты, активизировало познавательную деятельность обучающихся, усилило воздействие изучаемого материала, большая у сваиваемость материала на занятиях, следовательно улучшилась динамика в речевом развитии. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Современная педагогическая и учебно- методическая литература предлагает педагогу дошкольного образовательного учрежде ния разнообразные методики по работе с детьми с общим недоразвитием речи. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить эффективность этого процесса в дошкольном возрасте. Большое значение в развитии детей с ОНР принадлежит семье. Но родители испытывают затруднения в воспитании детей, применении взятой из литературы информации непосредственно на практике. Позиция взрослых должна постепенно меняться: от обучающей позиции к позиции равного партнера в игре, а затем к созданию условий для применения ребенком полученных знаний. Поэтому для решения проблемных ситуаций, которые необходимо решать в процессе педагогической деятельности, важно тесное взаимодействие двух социальных институтов: семьи и детского сада. В связи со всем вышесказанным необходимо было организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Адресные рекомендации по использованию опыта. Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные форм ы взаимодействия с ребенком.

Оставить комментарий: