a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов: "Значение малых форм фольклора в развитии речи детей младшего возраста"

Автор: Ширяева Ирина Михайловна Опубликовано: 2017-01-24 18:51:23

Документы для скачивания

Консультация для педагогов На тему: « Значение малых форм фольклора в развитии речи детей младшего возраста» Едва можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детс кой жизнью. Это малый фольклор. Малые формы фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведен ия. Под малыми фольклорными формами мы подразумеваем – сказки, песни, частушки, потешки, пословицы, поговорки … Поэтической ценностью нашего народа является словесное народное творчество. Припевки, приговорки использовали издавна для воспитания детей, особенно самых маленьких, чтобы привлечь внимание, успокоить, развеселить, поговорить. Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие. Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр( пальчиковый, маски и т. д. ) . Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т. д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем. Младший дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций. Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего возраста приносит огромный результат. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. Использование малых формы фольклора вызываю т эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми нужно читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учёто м доступности восприятия, включа ть их в повседневный разговор с детьми. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расста вания с родителями внимание ребёнка можно переключить на игрушку( кошку, собачку, петушка) , сопровождая её движениями, чтением потешки: Петушок, петушок Золотой гребешок… или: Киска, киска, киска брысь На дорожку не садись… или: Вот собачка Жучка Хвостик закорючка… Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей: Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – я, вот и вся моя семья. Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают: У сороки боли. У вороны боли. А у Ирочки заживи. или: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Сашенька хороший, Сашенька пригожий! С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. При умывании: Водичка – водичка, Умой моё личико… При причёсывании: Расти, коса, до пояса- Не вырони ни волоса. Расти косонька до пят, Все волосики в ряд… Во время приёма пищи: Умница Катенька. Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Сладкую, душистую. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. Главное в работе с детьми младшего возраста, чтобы фольклорный материал был доступным, понятным и интересным. В работе с детьми младшего возраста используют все виды фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т. д. Задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. Решить ее можно, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики можно брать народные игры: «Сорока- ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обращаются к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки. Само слово « заклички » побуждает детей говорить громко — закликать. Используют такой приём: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало! » Да разве можно сказать тихо такой текст, в со держании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце! Солнышко, появись! Красное, нарядись! Чтобы год от года Была у нас погода! Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно. Тише, куры, не шумите. Мово Ваню не будите, А мой Ваня будет спать, Будет глазки закрывать. Чтобы сформировать речь ребёнка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др. Основой речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. — Яму копал? — Копал. — В яму упал? — Упал. — В яме сидишь? — Сижу. — Яма сыра? — Сыра. — Как голова, цела? — Цела. — Значит, живой? — Живой. — Ну, я пошёл домой. И ещё хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития р ечи ребёнка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Через сказку дети учатся отличать, где добро, а где зло, кто хороший, а кто плохой. Сказки воспитывают добрые чувства. Р усский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Оставить комментарий: