a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Открытое занятие по организации эксперементально - исследовательской деятельности (старший возраст) "Случай с Капитошкой"

Опубликовано: 2017-01-25 13:23:47

Документы для скачивания

Конспект открытого занятия в старшей группе. Экспериментально- исследовательская деятельность «Случай с Капитошкой » Цель  занятия: Закрепить знания детей о свойстве воды( жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течет, замерзает, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются, вода не имеет формы) . Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе. Развивать речь, мышление, любознательность. Развивать умение делать выводы. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Познакомить детей еще с одним свойством воды( «Пар- тоже вода») . Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Воспитывать аккуратность, же лание выполнять правила поведения в лаборатории. Воспитывать экологическую культуру. Материал: картинк и « Капитошка » и « Капитошка грязный», грязна вода, чистая вода, прозрачные пластиковые стаканчики, сок малиновый или вишневый, молоко, камешки, лед, чайные ложечки сахар, кубик, шар, термос с горячей водой, стекло, салфетка, алгоритмы, аудиозапись  «Вода», аудиозапись  « Капитошка », аудиозапись «Синяя вода »( сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского) Ход занятия: Группа  разделена на две  части: в одной части стоят скамейки полукругом, в другой – лаборатория. Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает  стихотворение: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране, Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает, На плите у нас кипит, п аром чайника шипит. Без нее нам не умыться, н е наесться, не напиться! Смею вам я доложить: б ез нее нам не прожить. Воспитатель. И сегодня речь пойдет о воде. Кому же нужна вода? А может ли человек прожить без воды? Какая нужна человеку вода? Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды все живое на Земле погибнет, засохнет. Вода- это жизнь и воду надо беречь. А как же вы должны беречь воду? Проводится игра на внимание  «Вода, воздух, огонь, земля». - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы уже знаете, что такое лаборатория? ( Это место, где учёные проводят опыты и ставят  эксперименты. ) - Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.  ( Дети садятся на стульчики за столы) . - Приступим к нашему исследованию. Опыт 1. Вода не имеет собственного запаха. Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  ( Ответы детей) Затем предложить размешать в воде капли с каким- либо запахом. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у  воды: цвет, вкус, запах. ( и спользуем алгоритм символизирующий, что у воды нет собственного запаха, вывешивая алгоритм на доску) . Опыт 2. Какого цвета вода? Предложить детям поднять стакан с водой и рассмотреть ее. Спросить видны ли пальчики через грязную воду, а видны ли через чистую воду.  ( о тветы детей) . Вывод: вода прозрачная жидкость, не имеющая цвета( используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску. ) Опыт 3. Вода – растворитель, у воды нет вкуса. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям размешать в воде сахар. После растворения вещества предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая.   Вывод: своего вкуса у воды нет. А что  случилось с веществом, которые мы положили в воду?  ( ответы детей) . ( в ывешиваем алгоритм символизирующий это свойство воды) . Опыт 4. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы ( ответы детей) . А имеет ли форму вода? Для этого возьмем широкий стаканчик с водой и перельем в узкий стаканчик. Форма, которую принимает вода изменяется.      Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. ( Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску. ) Слышится плач. Воспитатель на обратной стороне доски находит  «Капельку»- она грустная и грязная. Воспитатель. Дети посмотрите внимательно и скажите, кто это? А откуда появилась  «Капелька»? Как вы думаете, почему она грустная? А грязная? Дети, а зовут нашу капельку,   « Капитошка ». Как мы можем ей помочь? Почистить. Воспитатель предлагает детям очистить воду. Воспитатель бере т все необходимое для очистки  воды: емкость, во ронку, фильтр, стаканчики. Выполняе т работу.   Воспитатель меняет грустную капельку на весёлую. Обратить внимание детей, что капелька стала веселой. По окончании работы ребята делают  вывод: что грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой, поэтому наша Капелька стала веселой и чистой. Физкультурная минутка. Капля раз, капля два Капля медленно сперва Кап- кап- кап Капли стали поспевать Капля каплю догонять Кап- кап- кап А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом Зонтики скорей раскройте, от дождя себя укройте.    Опыт:   «Па р- это тоже вода». Воспитатель. Ребята, вы знаете, что вода бывает холодной, теплой, а еще вода может быть горячей. Сильно, сильно горячей- кипяток. Я вскипятила чайник и налила горячую воду в термос. Воспитатель  открывает  термос и показывает детям пар,   стараясь, чтобы дети заметили пар.    Воспитатель. Что вы видите над термосом? Интересно, откуда он появился, ч то это такое пар, из чего он? Тогда, давайте, аккуратно его поймаем на это стеклышко. Посмотрите, что  случилось со стеклышком  ( оно запотело) . Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар, что это такое. Воспитатель предлагает салфетку ( она сухая) . Необходимо промокнуть стеклышко об салфетку. Она стала мокрой. Значит пар- это тоже вода. Вывод:   «Пар- это вода». Отмечаем еще одно свойство воды ( выставляем алгоритм) . Подвести итог  занятия спросить, что нового узнали на  занятии, что большего всего понравилось, отметить каждого ребенка в чем он себя проявил на  занятие. Воспитатель: а теперь давайте потанцуем под песенку о воде. Звучит песня  «Синяя вода». Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского) Синяя вода,  ( Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны. ) Поле без следа, Без конца и края.  ( Кружимся на месте. ) Синяя вода, Ты спешишь куда? Ты спешишь куда?  ( Присели, обхватили плечи руками. ) К морю синему, Там, где волны сильные,  ( Встали, руки вытянули вверх. ) Там, где волны сильные Плещутся всегда.  ( Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны) К морю синему Поскорей неси меня,  ( Кружимс я на месте. ) Поскорей неси меня, Синяя вода.  ( Присели, обхватили Плечи руками. ) Открытое занятие по экспериментальной деятельности в средней группе «Школа почемучек» Татьяна Чепайкина   Открытое занятие по экспериментальной деятельности в средней группе «Школа почемучек» Цель: создавать условия для открытий новых знаний путем исследовательской деятельности, для расширения представлений детей об окружающем мире. Программное содержание: - повышать уровень развития ребёнка: учить анализировать, сравнивать; закреплять представления о свойствах песка познакомить с увеличительными приборами. - обогащать словарь новыми словами: мокрый, сухой, рыхлый песок, песчинки, песочные часы, лупа, микроскоп, бинокль, телескоп. - развивать желание ребенка узнавать что- то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. - совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка. Оборудование: мультимедиапроектор, экран, ноутбук, подносы с песком, тарелочки с песком, мольберты, лупы, песочные часы, микроскоп, телескоп, бинокль. Ход занятия В.   Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Поприветствуйте их. Ребята послушайте меня: Почему плывут по небу облака Почему впадает в озеро река? Почему горит восход, почему трава растет? Почему же летом жарко, а зимой наоборот? Сто тысяч «почему» живут на белом свете! Сто тысяч «почему» гуляют по планете! Как много интересного вокруг нас! Хочется все узнать. Хочется? А где же нам могут помочь в этом? Где можно получить знания? Д.   В школе! В.   Да, в школе. Я предлагаю вам отправиться в школу, но не в обычную, а в «Школу почемучек» за новыми интересными знаниями. ( Дети идут в школу под муз. с опровождение) . Ребята вот мы и в школе почемучек. И я вижу уже что- то интересное! Д.   Это песок. В.   Действительно, песок. Но мне кажется он разный: на одном подносе светлый, а на другом темный, почему? Д.   На одном подносе песок мокрый, а на другом сухой. В.   Да, сухой песок светлее темного. Ребята, а на ощупь сухой песок какой, потрогайте его? Д.   Теплый, сыпучий. В.   А мокрый песок? Д.   Холодный, не сыплется, вязкий. В.   Ребята, а я знаю, вы очень любите лепить из песка куличики, пирожки. Я тоже хочу попробовать слепить кулич( подходит к подносу с сухим песком, пытается слепить кулич, что же это такое ничего не получается? Д.   Из сухого песка куличик не получится, он рассыпается, лепить можно только из мокрого( дети показывают, как лепится куличик) . В.   Ребята, я теперь уже никогда не забуду из какого песка можно что- то слепить. Как вы думаете, песок нужен только для того, чтобы играть в песочнице? Д.   Песок нужен на стройке, когда строят дом, еще при постройке дорог, песком посыпают дороги зимой, когда скользко, в песок прыгают спотсмены, песком тушат пожар( во время ответов детей идет показ слайдов) . В.   Ребята, а вы знаете, песок используют для того, чтобы узнать время. Вот смотрите у меня песочные часы, внутри помещен песок. Если часы перевернуть, песок будет высыпаться вниз через маленькое отверстие. Песок высыпается и отмеряет время. Бывают часы на 1 минуту, две минуты и больше. Ребята посмотрите внимательно, песок сыплется тонкой струйкой, песчинка к песчинке. Ребята, какие песчинки? Д.   Очень мелкие. В.   Да, песчинки очень мелкие, их даже трудно рассмотреть. А я могу вам помочь рассмотреть песчинки получше. Подойдите к этому столу. Как вы думаете, что это? Это лупа. Через лупу можно увидеть очень мелкие предметы крупнее. Видите, вот это стекло увеличивает мелкие предметы, оно называется увеличительным. У вас на тарелочках лежат песчинки, видите, какие они мелкие, а попробуйте посмотреть на них через лупу. Что вы видите? Д.   Песчинки стали больше. В. А почему? Д.   Потому что, лупа их увеличила. ( Физкультурная пауза) В.   Ребята лупу еще называют увеличительным прибором. А хотите, я покажу Вам какие еще увеличительные приборы бывают? Смотрите вот это микроскоп? Через него можно увидеть, то, что даже через лупу не рассмотреть. Вот посмотрите у меня в руках вата, мягкая, белая, но как она выглядит, если на нее посмотреть в микроскоп. ( Дети смотрят в микроскоп, высказывают свои мысли, эмоции) . Ребята, приборы могут не только увеличивать предметы, но и приблизить их. Посмотрите в окно, видите, стоит дерево, оно далеко, мы не можем рассмотреть каждую веточку, но если на него посмотреть в бинокль, то что вы видите? ( дети смотрят в бинокль) . Ребята, а я хочу познакомить вас с еще одним увеличительным прибором, который приближает предметы – это телескоп. Давайте тоже посмотрим в него. Скажите, что вы видите? ( ответы детей) . Ребята, есть такие мощные и большие телескопы, через которые можно увидеть планеты, посмотрите на экране такой телескоп. Ребята вам интересно было сегодня в академии почемучек? А что нового, интересного вы узнали? Ну что ж, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. ( Дети возвращаются группу) . Конспект НОД по организации экспериментально- исследовательской деятельности в первой младшей группе «В гости к Золотой рыбке» Чукур Людмила Васильевна  Конспект НОД по организации экспериментально- исследовательской деятельности в первой младшей группе «В гости к Золотой рыбке» Конспект занятия опытно – экспериментальной деятельности в первой младшей группе. воспитатель Чукур Л. В. В  гости к Золотой рыбке Предполагаемый результат: - Дети называют свойства воды ( прозрачная, льется, теплая – холодная, отражает) ; - Рассказывают, для чего людям нужна вода ( пить, мыть посуду, поливать растения, стирать белье и т. д. ) ; Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе  экспериментирования с водой. Задачи: Образовательные: - Формировать представления детей о свойствах воды ( прозрачная, льется, отражает) ; - Формировать представления детей о воде, как о нашей помощнице( она нужна нам, чтобы пить, мыть посуду, поливать растения, стирать белье и т. д. ) . Развивающие: - Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь ( прозрачная, льется, отражает) ; - Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения  экспериментальной деятельности; - Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам  эксперимента. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде и своему здоровью. Приоритетное направление ( образовательная область)  в соответствие с  ФГОСТ ДО:   «Познавательное развитие»  ( ПР)  интегрируется с направлением  «Речевое развитие»  ( РР) . Методы: Наглядный: наблюдение, демонстрация опытническо- экспериментальной деятельности, Словесный: проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность; использование художественного слова. Практический:   экспериментирование, показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка. Приемы: внезапное появление объекта, создание игровой ситуации, смена  деятельности. Виды детской  деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательная. Индивидуальная работа: - В ходе совместной  деятельности  задавать вопросы разной степени сложности, учитывая индивидуальные возможности детей. - Оказывать помощь детям в процессе  экспериментирования по их потребностям. Оборудование и материалы: большая емкость с водой ( таз) ; пластиковые баночки или контейнеры ( по количеству детей) ; камешки ( по количеству детей) ; приспособления для переливания  воды: поварёшки, ложки, бутылочки ( по количеству детей) ; приспособления для вылавливания предметов из  воды: друшлачки, ложки, щипцы ( по количеству детей) . Предварительная работа: Тема Содержание Цель Форма  организации Вода Дидактические упражнения: «Помоем ручки»,   «Умоем куклу», «Плавают кораблики и т. п. Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно- гигиенические навыки и желание играть сообща. Предметно- манипулятивная   деятельность, режимные моменты. «Водичка, водичка»  Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать. Режимные моменты «Напоим кукол»  Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. Часть занятия «Чистые ручки»  Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. Игра «Помощники»  Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой. Режимные моменты «Теплая – холодная»  Дать представление о том, что вода может быть теплой и холодной. Часть занятия Чтение художественной литературы) : 3. Александрова  «Капель», К. Чуковский  « Мойдодыр », С. Маршак  «Дождь», А. Барто   «Девочка чумазая». Разучивание наизусть потешек  ( см. Хрестоматию для малышей) . Ситуативный разговор:   «Водичка, водичка, умой мое личико. »,   « Зачем нужна вода». Дидактические игры:   «Теплый – холодный»,   « Кто где живет». Подвижные игры:   «Капельки и тучка»,   «Солнышко и дождик». Игры с водой и песком. Наблюдение за дождем, снегом и поливом комнатных растений. Ход занятия В: Ребята! Сегодня нас пригласили в  гости в музыкальный зал! Давайте сядем на наш любимый паровозик и поедем! Д: Давайте! Дети встают друг за другом и идут в музыкальный зал, воспитатель проговаривает текст  потешки: Едет, едет паровоз, две трубы и сто колёс, машинистом… Кто? Максим! Дети заходят в зал и обращают внимание на  гостей, В: Ой, ребята! Так вот кто нас в  гости пригласил! Что нужно сделать воспитанным и вежливым детям? Д: Здравствуйте! В: Ребята, а что это за шум? Давайте прислушаемся, на что похоже? Д: Это шум моря! В: Правильно, водичка шумит…. Посмотрите вокруг …Что же тут у нас есть? Д: Тазик! В: А давайте посмотрим, что же в тазике у нас? Воспитатель наклоняется над тазиком, видит своё  отражение: Ой, ребята … а тут  Рыбка! И не только она, а ещё и моё отражение! Маша, загляни- ка в тазик, что ты видишь? М: Себя, Машу. В: Маша видит своё отражение, а Максим увидит? И Максим увидел! Воспитатель предлагает всем детям заглянуть в воду и увидеть свое отражение. В: Вот какая волшебная вода, все ребята в ней отражаются! Воспитатель обращает внимание детей на  рыбку и говорит за неё. Зр: Здравствуйте, ребята! Это я вас в  гости приглашала, мои детки, маленькие  рыбки очень хотят с вами познакомиться и поиграть! А вы с ними поиграете? Д: Да! Зр: Ой, ловите их, ловите! Воспитатель незаметно бросает маленьких рыбок в детские контейнеры. В:   Рыбка, почему ты переживаешь? Твои детки поиграют с нашими малышами и назад к тебе вернутся? Зр: Мои детки –  рыбки, они не могут жить без воды, а у вас в контейнерах нет водички! В: А ведь и правда! Что же делать, ребята, как нам помочь малышам –  рыбкам? Предполагаемые ответы  детей: Налить воды, пустить рыбок обратно к маме в большой таз В: Так маленькие  рыбки  поиграть с нами хотят, если мы их к маме отправим, как играть будем? Давайте посмотрим, есть ли у нас приспособления, которые нам помогут? Д: Да! Поварёшки, бутылочки, кувшинчики! В: Выбирайте себе инструмент, который больше нравится и поскорее наливайте воду в ваши контейнеры! Дети выбирают себе инструменты и переливаю воду из тазика в контейнеры, воспитатель комментирует их действия, помогает по мере необходимости, активизирует речь  детей: Вот какая водичка, льётся, переливаем, наливаем и т. д. В: Ну вот, ребята, комфорт для рыбок мы обеспечили, а теперь поиграем с  рыбками? Что же есть тут у нас ещё? Смотрите какая красивая коробочка! Что же внутри? Гремит! Как вы думаете? Д: Камушки, конфетки и т. д…. Воспитатель открывает коробочку, там ракушки, предлагает детям бросить ракушки в контейнеры к  рыбкам, дети выполняют задание. В: Ребята, скажите мне, а что вы видите в своих контейнерах? Д: Рыбок и ракушки! Воспитатель задает наводящие вопросы для объяснения свойства вод ы- прозрачная, мы все через воду видим и рыбок и ракушки. В:   Золотая рыбка  беспокоится о своих детях и зовёт их к себе! Как же мы ей поможем? Как деток вернём? Д: Посадим деток обратно в тазик. В: Ой, а вода то у нас, мокрая, холодная, рукава намочим! Может есть что у нас ещё, что нам поможет? Д: Сачки! Поварёшки, ложки! В: Хорошо! Давайте попробуем! Дети выбирают себе орудие действия и пересаживают рыбок обратно к маме –  рыбке. З. р: Спасибо вам, ребята, что в  гости к нам пришли, с моими детками поиграли! В:   Золотая рыбка, а у наших детей еще много всяких интересных приспособлений и игрушек для твоих деток в  группе есть! Пойдемте к нам в  гости теперь? З. р: С удовольствием! В: Ребята, возьмём рыбок в  гости к нам группу? Д: ДА! В: Мы сегодня познакомились, ребята с  рыбками и водичкой. Какая водичка, что она делает? Отражает, льётся, прозрачная, холодная. А только ли  рыбкам вода нужна? Нет! Правильно! Вода нужна всем людям, животным, растениям! Давайте скажем нашим  гостям до свидания, сядем на волшебный паровозик и повезём рыбок в  группу! Д: До свидания! Конспект НОД по организации экспериментально- исследовательской деятельности в первой младшей группе «В гости к Золотой рыбке» Чукур Людмила Васильевна  Конспект НОД по организации экспериментально- исследовательской деятельности в первой младшей группе «В гости к Золотой рыбке» Конспект занятия опытно – экспериментальной деятельности в первой младшей группе. воспитатель Чукур Л. В. В  гости к Золотой рыбке Предполагаемый результат: - Дети называют свойства воды ( прозрачная, льется, теплая – холодная, отражает) ; - Рассказывают, для чего людям нужна вода ( пить, мыть посуду, поливать растения, стирать белье и т. д. ) ; Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе  экспериментирования с водой. Задачи: Образовательные: - Формировать представления детей о свойствах воды ( прозрачная, льется, отражает) ; - Формировать представления детей о воде, как о нашей помощнице( она нужна нам, чтобы пить, мыть посуду, поливать растения, стирать белье и т. д. ) . Развивающие: - Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь ( прозрачная, льется, отражает) ; - Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения  экспериментальной деятельности; - Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам  эксперимента. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде и своему здоровью. Приоритетное направление ( образовательная область)  в соответствие с  ФГОСТ ДО:   «Познавательное развитие»  ( ПР)  интегрируется с направлением  «Речевое развитие»  ( РР) . Методы: Наглядный: наблюдение, демонстрация опытническо- экспериментальной деятельности, Словесный: проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность; использование художественного слова. Практический:   экспериментирование, показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка. Приемы: внезапное появление объекта, создание игровой ситуации, смена  деятельности. Виды детской  деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательная. Индивидуальная работа: - В ходе совместной  деятельности  задавать вопросы разной степени сложности, учитывая индивидуальные возможности детей. - Оказывать помощь детям в процессе  экспериментирования по их потребностям. Оборудование и материалы: большая емкость с водой ( таз) ; пластиковые баночки или контейнеры ( по количеству детей) ; камешки ( по количеству детей) ; приспособления для переливания  воды: поварёшки, ложки, бутылочки ( по количеству детей) ; приспособления для вылавливания предметов из  воды: друшлачки, ложки, щипцы ( по количеству детей) . Предварительная работа: Тема Содержание Цель Форма  организации Вода Дидактические упражнения: «Помоем ручки»,   «Умоем куклу», «Плавают кораблики и т. п. Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно- гигиенические навыки и желание играть сообща. Предметно- манипулятивная   деятельность, режимные моменты. «Водичка, водичка»  Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать. Режимные моменты «Напоим кукол»  Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. Часть занятия «Чистые ручки»  Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. Игра «Помощники»  Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой. Режимные моменты «Теплая – холодная»  Дать представление о том, что вода может быть теплой и холодной. Часть занятия Чтение художественной литературы) : 3. Александрова  «Капель», К. Чуковский  « Мойдодыр », С. Маршак  «Дождь», А. Барто   «Девочка чумазая». Разучивание наизусть потешек  ( см. Хрестоматию для малышей) . Ситуативный разговор:   «Водичка, водичка, умой мое личико. »,   « Зачем нужна вода». Дидактические игры:   «Теплый – холодный»,   « Кто где живет». Подвижные игры:   «Капельки и тучка»,   «Солнышко и дождик». Игры с водой и песком. Наблюдение за дождем, снегом и поливом комнатных растений. Ход занятия В: Ребята! Сегодня нас пригласили в  гости в музыкальный зал! Давайте сядем на наш любимый паровозик и поедем! Д: Давайте! Дети встают друг за другом и идут в музыкальный зал, воспитатель проговаривает текст  потешки: Едет, едет паровоз, две трубы и сто колёс, машинистом… Кто? Максим! Дети заходят в зал и обращают внимание на  гостей, В: Ой, ребята! Так вот кто нас в  гости пригласил! Что нужно сделать воспитанным и вежливым детям? Д: Здравствуйте! В: Ребята, а что это за шум? Давайте прислушаемся, на что похоже? Д: Это шум моря! В: Правильно, водичка шумит…. Посмотрите вокруг …Что же тут у нас есть? Д: Тазик! В: А давайте посмотрим, что же в тазике у нас? Воспитатель наклоняется над тазиком, видит своё  отражение: Ой, ребята … а тут  Рыбка! И не только она, а ещё и моё отражение! Маша, загляни- ка в тазик, что ты видишь? М: Себя, Машу. В: Маша видит своё отражение, а Максим увидит? И Максим увидел! Воспитатель предлагает всем детям заглянуть в воду и увидеть свое отражение. В: Вот какая волшебная вода, все ребята в ней отражаются! Воспитатель обращает внимание детей на  рыбку и говорит за неё. Зр: Здравствуйте, ребята! Это я вас в  гости приглашала, мои детки, маленькие  рыбки очень хотят с вами познакомиться и поиграть! А вы с ними поиграете? Д: Да! Зр: Ой, ловите их, ловите! Воспитатель незаметно бросает маленьких рыбок в детские контейнеры. В:   Рыбка, почему ты переживаешь? Твои детки поиграют с нашими малышами и назад к тебе вернутся? Зр: Мои детки –  рыбки, они не могут жить без воды, а у вас в контейнерах нет водички! В: А ведь и правда! Что же делать, ребята, как нам помочь малышам –  рыбкам? Предполагаемые ответы  детей: Налить воды, пустить рыбок обратно к маме в большой таз В: Так маленькие  рыбки  поиграть с нами хотят, если мы их к маме отправим, как играть будем? Давайте посмотрим, есть ли у нас приспособления, которые нам помогут? Д: Да! Поварёшки, бутылочки, кувшинчики! В: Выбирайте себе инструмент, который больше нравится и поскорее наливайте воду в ваши контейнеры! Дети выбирают себе инструменты и переливаю воду из тазика в контейнеры, воспитатель комментирует их действия, помогает по мере необходимости, активизирует речь  детей: Вот какая водичка, льётся, переливаем, наливаем и т. д. В: Ну вот, ребята, комфорт для рыбок мы обеспечили, а теперь поиграем с  рыбками? Что же есть тут у нас ещё? Смотрите какая красивая коробочка! Что же внутри? Гремит! Как вы думаете? Д: Камушки, конфетки и т. д…. Воспитатель открывает коробочку, там ракушки, предлагает детям бросить ракушки в контейнеры к  рыбкам, дети выполняют задание. В: Ребята, скажите мне, а что вы видите в своих контейнерах? Д: Рыбок и ракушки! Воспитатель задает наводящие вопросы для объяснения свойства вод ы- прозрачная, мы все через воду видим и рыбок и ракушки. В:   Золотая рыбка  беспокоится о своих детях и зовёт их к себе! Как же мы ей поможем? Как деток вернём? Д: Посадим деток обратно в тазик. В: Ой, а вода то у нас, мокрая, холодная, рукава намочим! Может есть что у нас ещё, что нам поможет? Д: Сачки! Поварёшки, ложки! В: Хорошо! Давайте попробуем! Дети выбирают себе орудие действия и пересаживают рыбок обратно к маме –  рыбке. З. р: Спасибо вам, ребята, что в  гости к нам пришли, с моими детками поиграли! В:   Золотая рыбка, а у наших детей еще много всяких интересных приспособлений и игрушек для твоих деток в  группе есть! Пойдемте к нам в  гости теперь? З. р: С удовольствием! В: Ребята, возьмём рыбок в  гости к нам группу? Д: ДА! В: Мы сегодня познакомились, ребята с  рыбками и водичкой. Какая водичка, что она делает? Отражает, льётся, прозрачная, холодная. А только ли  рыбкам вода нужна? Нет! Правильно! Вода нужна всем людям, животным, растениям! Давайте скажем нашим  гостям до свидания, сядем на волшебный паровозик и повезём рыбок в  группу! Д: До свидания! Занятие по опытно- экспериментальной деятельности «Царица- водица» Анна Сибрина   Занятие по опытно- экспериментальной деятельности «Царица- водица» Открытое  занятие по опытно- экспериментальной деятельности. « Царица – водица ». Цель: научить детей  опытно экспериментальной деятельности. Т. е. выдвигать гипотезу и в ходе  опыта  или эксперимента подтверждать или опровергать ее. Задачи: - совершенствовать представления детей о воде. - способствовать накоплению у детей конкретных научных знаний. - развивать мышление, любознательность. - воспитывать экологическую культуру- воспитывать аккуратность, желания выполнять правила поведения в лаборатории. Оборудование: стаканчики пластмассовые и прозрачные, соломинки( трех цветов, сок( вишневый или малиновый, молоко, емкости для воды( шара, куба, песня  «Синяя вода». Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского. Ход занятия: 1. Часть. Вступительная. Воспитатель: Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране, Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает, На плите у нас кипит, паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: без нее нам не прожить! Н. Рыжова. Сегодня, ребята, мы поговорим о воде. Давайте, подумаем, где мы можем найти воду? Выслушать ответы детей. Рассмотреть иллюстрации. Вода находится в разных метах, она нас окружает, она нам очень нужна. Воспитатель: а хотели бы вы побольше узнать о воде? Дети: Воспитатель: Давайте проведем  опыты  с водой и узнаем ее поближе. Для того, что бы проводить  опыты, необходимо соблюдать правила. Послушайте и запомните правила. Ничего не делать без разрешения воспитателя. Внимательно слушать воспитателя. Если что- то не понятно, спроси. Будь аккуратным. Не спеши. Не бегай и не толкайся. Результат запиши. Посмотрите здесь у нас две зоны. 1- я здесь мы будем проводить  опыты. 2- я а здесь будем записывать результат. I. Часть. Наглядные  опыты. 2- я зона. ОПЫТ № 1. ФОРМА. Воспитатель: Ребята, посмотрите на мяч, какой он формы. ? Дети: шар. Воспитатель: посмотрите на кубик, какой он формы? Дети: куб. ( таким образом, рассматривают, подручные материалы) Воспитатель: подводит итог сказанному. А теперь посмотрите, какая форма у воды? Переливает одну и туже воду  в: ( кругленькой емкости, в емкости в форме куба и т. д. ) . Так какая же форма у этой воды? Дети: 1. Разная; 2 смотря во что ее нальешь. Воспитатель: Давайте сделаем вывод. ВЫВОД: ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ. Рассматриваем СХЕМУ. ОПЫТ №2. Цвет. Воспитатель: Рассматривает с детьми цвет молока, сока. А теперь посмотрите, внимательно. Какой цвет у воды. Дети: 1. Нет цвета; 2. Прозрачная. Воспитатель: Давайте сделаем вывод. ВЫВОД: ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА, ОНА ПРОЗРАЧНЫЯ. Рассматриваем условные знаки. Самостоятельное экспериментирование. 1- я зона. ОПЫТ №3. Запах. Воспитатель: Ребята, подойдите к рабочим местам. Возьмите стаканчик с цифрой 1. Что это? Дети: молоко, Воспитатель: Почему? Дети: пахнет молоком. Воспитатель: возьмите стаканчик с цифрой 2. Что это? Дети: малиновый ( или какой есть)  сок. Воспитатель: почему? Дети: он пахнет малиновым соком. Воспитатель: А теперь возьмите стаканчик с цифрой 3. Что это? Дети могут сомневаться. Выдвигают предположения. Воспитатель: Это вода. Скажите, чем пахнет вода? Дети: 1. Ничем, 2. У нее нет запаха. Воспитатель: давайте сделаем вывод. ВЫВОД: ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА. Рассматриваем условные знаки. Опыт №4. Вкус. Воспитатель: А как вы думаете, какой вкус у воды? Дети выдвигают гипотезы. Воспитатель: давайте проверим. Возьмите зеленую соломинку попробуйте, что у нас в стаканчике № 1, Дети: молоко, у него вкус молока. Воспитатель: возьмите красную соломинку, попробуйте, что у нас в стаканчике №2? Дети: малиновый сок, у него вкус малинового сока. Воспитатель: теперь возьмите желтую соломинку и попробуйте из стаканчика №3. Что можно сказать? Дети: 1. у воды нет вкуса; 2. Она безвкусная. Воспитатель: давайте сделаем вывод. ВЫВОД: В ОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА, ОНА БЕЗВКУСНАЯ. Рассматриваем условные знаки. Условные знаки поочередно вывешиваются на доске, вызванный к доске ребенок перечеркивает знаки поле каждого  опыта. 2- я зона. Воспитатель: Ребята, давайте запишем, все что у нас получилось. ( ребята наклеивают условные знаки и перечеркивают их) А теперь хорошенько подумаем, и сделаем вывод о всем, что мы сегодня узнали. А подмогой нам будут наши записи. ( спрашивает 2- 3х детей) ВЫВОД: ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ; НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА, ОНА ПРОЗРАЧАНЯ; НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА И ВКУСА. Воспитатель: а теперь давайте потанцуем под песенку о воде. Звучит песня  «Синяя вода». Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского) Синяя вода,  ( Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны. ) Поле без следа, Без конца и края.  ( Кружимся на месте. ) Синяя вода, Ты спешишь куда? Ты спешишь куда?  ( Присели, обхватили плечи руками. ) К морю синему, Там, где волны сильные,  ( Встали, руки вытянули вверх. ) Там, где волны сильные Плещутся всегда.  ( Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны) К морю синему Поскорей неси меня,  ( Кружимся на месте. ) Поскорей неси меня, Синяя вода.  ( Присели, обхватили Плечи руками. )

Оставить комментарий: