15.06.2014г. "Дорожный калейдоскоп", нод "Чайные традиции" Бирюкова Г.В., воспитатель

Опубликовано: 08:05:52 14-09-2014

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ НОД

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

в подготовительной группе

«ЧАЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛ:

Бирюкова Г.В., воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного

вида № 7 г.Шебекино Белгородской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

 

Программное содержание:

 

Познакомить детей с историей чая, дать представление о странах, где выращивают и считают лучшим этот напиток, с чайными церемониями этих стран. Познакомить детей с понятием «традиция». Способствовать развитию любознательности, расширить кругозор детей. Формировать интерес к здоровому образу жизни. Активизировать в речи слова-прилагательные. Воспитывать у дошкольников уважение к традициям своей страны.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», « Здоровье», «Социализация», «Познание», «Музыка»

 

Предварительная работа:

 

Чтение художественной литературы (К.И. Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха»). Беседы о тульском прянике и тульском самоваре. Рассматривание соответствующих картинок. Подготовка костюмов. Беседа о традициях чаепития. Чтение стихотворений, пение песен, отгадывание загадок.

 

 

Материал:

 

Глобус, предметы посуды из Китая, Японии, Англии, России; угощения для чаепития; различные сорта чая; костюмы для детей; картинки с изображением процесса чаепития.

 

 

Ход:

 

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в ходе которого познакомимся с чайными церемониями разных стран.

 

(Дети сидят полукругом, воспитатель сидит перед ними за маленьким столиком, на котором стоит глобус).

 

Воспитатель:     - Ребята, что это такое? (глобус). Да, макет Земного шара, где можно увидеть все страны. Какие страны вы знаете? (ответы) Кто может показать, где расположена наша страна – Россия? На нашей планете много разных стран. В каждой стране люди разговаривают на своем языке. На каком языке разговариваем мы с вами? (ответы)

А теперь мы поиграем «Я начну – вы продолжите».  В Италии разговаривают на итальянском языке, в Испании - … , в Японии - … , в Германии - … , в Китае - … , в Англии - … , во Франции - … и т.д. Сколько народов, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки.

У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете слово «традиция»? (ответы: Традиция – это обычай, или ритуал, который передается из одного поколения к другому. Традиция – это празднование ежегодно Нового года, дня рождения, 8 марта… еженедельная уборка своей комнаты, ежемесячное посещение театров, выставок, музеев).

 

Воспитатель:     Традиция – слово нерусское, в переводе с латинского оно означает «передача». Традиция – то, что передается от поколения к поколению.

Сейчас мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

(Слайд)

Чай – это вечнозеленый кустарник, который растет плантациями высоко в горах. Срывают верхушки молодых побегов с 2-3 листочками. С древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным, бодрящим напитком. Его любят пить все: и путешественники, и моряки, и охотники.

Чай – это китайское слово. Существует такая легенда:  «Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай». И мы с вами отправляемся на родину чая – в Китай.

 

Офтальмотренажер В.Ф. Базарного «Поезд» (гимнастика для глаз) (звучит китайская музыка, закрыть глаза).

 

(Слайд)

 

Воспитатель:     Вот мы и в Китае. Здесь любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или в чашке с крышкой. Чай не любит грязных рук, запахов. Поэтому принято сначала мыть руки с мылом, а потом класть чай в чайник, наливать воду. На столе нет угощений. Во время чайной церемонии в Китае принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями.

Во дворце этот ароматный напиток было принято пить во время торжественных церемоний.

 

Воспитатель:     Отправляемся дальше на восток страны.

 

(звучит музыка)

 

Воспитатель:     Вот мы и в Японии.

 

Девочка-японка:        Коничива – Добрый день! Меня зовут Томико! Яххо – привет вам из страны восходящего солнца, Японии! У нас очень любят пить чай. Его пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и разными национальными предметами. Церемония чаепития в нашей стране проходит в молчании. К чаю японцы подают только сухие фрукты. Это для вас угощение к чаю (протягивает сухие фрукты).

 

Воспитатель и дети благодарят Томико, предлагают продолжить путешествие с ними и познакомиться с другими традициями. Отправляются в Англию.

 

Воспитатель:     Следующая страна, в которую мы отправимся – это Англия.

 

Англичанин:     Хэллоу! Я Дэвид, живу в Англии. У нас часто бывает дождливая, пасмурная погода, поэтому англичане не представляют свою жизнь без чая. Англичане пьют чай 3 раза в день строго в определенное время: утром – за завтраком, в 13 часов – за ланчем и обязательно вечером – ровно в 17 часов, где бы англичанин не находился в это время. О-о-о, 17-00! (достает из чемоданчика чай с сэндвичем).

 

Воспитатель:     Англичане пьют чай с молоком. По старинной традиции нужно сначала налить в чашку молоко. Это правило появилось из-за того, что англичане боялись испортить крепким чаем белые фарфоровые чашки.

К чаю англичане подают тосты с корицей, миндальное печенье, бисквиты, пышки, пирожные. И, конечно, самая известная в мире закуска – сэндвич – это бутердрод из двух пластинок хлеба с начинкой из ветчины, шоколада или джема. «Help yourself – угощайтесь сэндвичем!»

 

Воспитатель:     А сейчас мы поиграем в английскую игру «Кричали, шептали, молчали».

 

(Дети приглашают Дэвида в свое путешествие и отправляются дальше).

 

Воспитатель:   Мы дальше продолжим свое путешествие и отправимся в Россию.

 

(Звучит русская песня)

 

Хозяин:     Здравствуйте, люди добрые! Милости просим!

                                     Мы гостей встречаем … чаем, чаем, чаем

                                     Приглашаем к самовару … с чаем, с чаем, с чаем

И в накладку

И в прикуску … чай, чай, чай.

Пейте чай, друзья, по-русски!

                                                        Чай, чай, чай.

 

Хозяюшка:                 Сверху пар, снизу пар –

                                     Кипит наш русский самовар.

                                     Милости просим на чашку чая.

                                     Вот так мы и живем:

                                     Пряники жуем, чаем запиваем,

                                     Всех в гости приглашаем!

 

Воспитатель:     Спасибо, друзья, за приглашение!

 

(Слайд)

 

На Руси чай заваривал хозяин – глава семьи, а разливала хозяйка. Самым главным на столе был, конечно, самовар. Его еще называли в шутку «генералом». Кто-то любил пить чай из блюдца, держали блюдце под донышко и дули на чай, чтобы остудить и не обжечь губы. Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску, а потом запивали чаем. Из сладостей был мед, сахар, варенье, бублики, пряники, калачи, пироги.

Кстати, пить чай с лимоном придумали именно в России. Чашку принять было передавать двумя руками с пожеланием: «На здоровье!» Принимая чай полагалось отвечать: «Благо дарю вам.» Раньше самовары топились дровами, шишками, а теперь какие самовары? (ответы: электрические, металлические чайники, электрочайники).

 

Воспитатель:     В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – это интересный и важный ритуал! И с ним мы сейчас познакомимся.

 

- Как называется посуда, из которой мы пьем чай?

- Заваривать чай мы будем в заварочном чайнике, который хорошо держит тепло.

- Заварочный чайник надо обдать кипятком, вылить его и положить 2-3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5-7 минут.

- По какому признаку мы можем узнать, что в чайнике кипяток? (идет пар)

- Будьте предельно осторожны, так как кипяток опасен. Что может произойти? (можно обжечься) Поэтому, желательно горячий чай самим не наливать, а попросить взрослых.

 

Воспитатель:     Хочу угостить вас чаем. А где же чашки? Их нет. Ничего страшного, мы с вами вырезали чашки из бумаги, но не успели их украсить. Давайте доделаем свою работу, чтобы получился красивый чайный сервиз.

 

Воспитатель:     У нас сегодня необычная краска – волшебная, воздушная. Подумайте, как вы хотите украсить свою чашку и приступайте к работе.

 

(Звучит музыка, дети выполняют работу. Затем складывают их на поднос и воспитатель высушивает их в микроволновке).

 

Беседа о пользе чая:

Чай горячий, ароматный,

И на вкус такой приятный,

От недуга исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы свежие дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир!

 

Вопросы:

  1. В чем чудодейственная сила чая? (утоляет жажду, поднимает настроение, снимает усталость, лечит от простуды)
  2. Какие виды чая вы знаете? (черный, фруктовый, зеленый, лечебный)
  3. В чае много витаминов:

«А» - важен для зрения

«В» - полезен для нервной системы

«С» - повышает и укрепляет иммунитет

  1. Какие пословицы вы о чае знаете?

«Выпей чайку – забудешь тоску»;

«Чай попьешь – до 100 лет проживешь»;

«Чай крепче, если он с добрым другом разделен»;

«Мы за чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем»;

«Приходите к чаю – пирогами угощаю»;

«Чай у нас китайский, а сахар – хозяйский».

 

Воспитатель:     Вот и чашки наши подсохли.

 

         Методика – «Хоровое пение»

         Мотив песни «Голубой вагон»

 

1 куплет:

Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить..

Вы поспели к нашим сдобным пирогам,

Вкус их всех вас может удивить.

 

Припев:

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай

И наливай-ка всем

Ароматный чай.

 

2 куплет:

Знаем, лучше доктора серьезного –

Лечит чай и скуку и тоску.

Приглашаем взрослых мы и малышей

Выпить ароматного чайку!

 

Припев:

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай

И наливай-ка всем

Ароматный чай.

 

Воспитатель:     Многим отличаются народы друг от друга, но у всех есть общее – мы живем на планете Земля. Это очень красивая планета. И мы должны сделать все, чтобы она стала краше. Люди должны беречь Землю, украшать ее. Пока вы маленькие – дружите, играйте, берегите природу, любите своих родных. Через много лет вы станете взрослыми людьми и тогда постарайтесь сделать так, чтобы Земля стала еще краше.

 

Наше путешествие подошло к концу.

Документы для скачивания:

3706_DOROZhNYY KALEYDOSKOP.pptx
Формат: .pptx

3707_ChAYNYE TRADITsII.doc
Формат: .doc

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: