a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Консультация для родителей «Что является основой воспитания» (воспитатель Жогина Т.И.)

Опубликовано: 2017-01-30 09:39:39
<p>&nbsp; Что нужно, чтобы сохранить здоровье ребёнка?</p> <ol> <li>Соблюдение режима</li> <li>Правильное питание</li> <li>Физические упражнения</li> <li>Закаливающие процедуры.</li> </ol> <p>&nbsp;&nbsp; Это рекомендуется любому ребёнку. В такой &laquo;подпитке&raquo; нуждается растущий организм. Если у ребёнка есть отклонения в состоянии здоровья, ему тем более нужны все вышеперечисленные меры, но только по индивидуальной программе. Режим дня &ndash; это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности. предохраняет от переутомления. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее работавших участков коры головного мозга. Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм. подчиняются единому суточному ритму &ndash; смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребёнка не одинаковы. Их подъём отмечается от 8 до 12 часов и от 16 до 18 часов. а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 часов. Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 часами. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.</p> <p>Сон</p> <p>Рекомендуемая в течение суток продолжительность сна составляет от 12 ч 50 мин &mdash; для детей 3 лет до 12 ч &mdash; для детей старшего дошкольного возраста. Режим сна складывается из, ночного (10 ч 30 мин &mdash; 10 ч 15 мин) и дневного сна (2 ч 20 мин &mdash; 1 ч 45 мин). Сон восстанавливает функциональное состояние нервной системы, недосыпание же приводит к глубоким качественным изменениям реактивности корковых клеток и может явиться одной из причин возникновения неврозов у детей. Чередование бодрствования и сна способствует нормальной психической деятельности. Качество, глубина и продолжительность сна связаны с условиями его организации и рядом других факторов, знание которых необходимо и воспитателю, и родителям. Быстрое и спокойное засыпание ребенка обусловливается укладыванием его в строго определенные часы, что вырабатывает известную системность (стереотип). При правильном распорядке дня фактор времени приобретает свойства условного сонного раздражителя и способствует нормальному засыпанию. Глубокий сон обеспечивается предшествующим активным бодрствованием. С этих позиций еще раз следует напомнить о необходимости разнообразной деятельности по возможности с более продолжительным двигательным компонентом и достаточным пребыванием на свежем воздухе. Здоровая усталость &mdash; предпосылка хорошего сна. Процесс засыпания осложняется и удлиняется, если дети перевозбуждены. Поэтому незадолго до сна необходимо устранить все причины, которые создают в коре головного мозга очаг повышенной возбудимости, препятствующей распространению торможения и нарушающей процесс засыпания. Подвижные эмоциональные игры, чтение книг, новые игрушки, просмотр телевизионных передач, шумная обстановка, большая радость и сильные огорчения, даже прием пищи непосредственно перед сном,&mdash; все это приводит к возникновению в коре очагов возбуждения и нарушает процесс засыпания...</p> <p>. Подвижные эмоциональные игры, чтение книг, новые игрушки, просмотр телевизионных передач, шумная обстановка, большая радость и сильные огорчения, даже прием пищи непосредственно перед сном,&mdash; все это приводит к возникновению в коре очагов возбуждения и нарушает процесс засыпания. Полумрак, приглушенные звуковые раздражители, опорожненный кишечник и мочевой пузырь, теплый душ или ванна, удобная чистая постель, ласковое обращение с ребенком и.вместе с тем мягкая настойчивость способствуют нормальному засыпанию. Очень полезна перед сном спокойная прогулка. В помещения, где спят дети, должен постоянно поступать свежий воздух, ускоряющий наступление сна и поддерживающий его физиологическую глубину и длительность.</p> <p>Прием пищи</p> <p>&nbsp; Обязательным компонентом режима является прием пищи, который организуется с учетом перерывов между завтраком, обедом, полдником и ужином в пределах 4 ч. Строгое соблюдение установленных часов приема пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки: мыть руки перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом. Ребенку достаточно 10&mdash;15 мин, чтобы съесть всю порцию еды во время завтрака и ужина, 15&mdash; 20 мин &mdash; для обеда, 5&mdash;7 мин &mdash; для полдника, что в общей сложности составляет не более 50&mdash;60 мин на все приемы пищи. Но важным гигиеническим правилом приёма пищи является неторопливая еда, тщательное пережевывание. Во время поспешной еды пища плохо смачивается слюной, что значительно ухудшает переваривание её в желудке. Плохо пережеванная пища травмирует слизистую оболочку пищевода. Во время еды ребёнок не должен отвлекаться, громко разговаривать.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Дошкольники должны знать правила поведения за столом, уметь красиво сидеть (ровно, не сутулясь, не разваливаясь, не ставить локти на стол), правильно пользоваться столовыми приборами, красиво и аккуратно есть. По окончании еды ребёнок должен обязательно поблагодарить взрослых и попросить разрешения выйти из-за стола. Нельзя разрешать выходить из-за стола с куском хлеба, яблоком, сладостями. Не следует давать ребёнку какую- либо пищу в промежутках между кормлениями, во время прогулки, во время просмотра телепередач. Никакой пользы такая еда не приносит, а вред &ndash; очевидный (нарушение режима питания, снижение аппетита, выработка привычки к случайным приёмам пищи). Лакомства детям можно давать во время приёма пищи (после еды) и не слишком часто. Ребёнку необходимо в доступной и интересной форме давать элементарные сведения о значении правильного питания, полезности различных продуктов и блюд (молока, овощей, фруктов). Важно, чтобы ребёнок сознательно подходил к своему здоровью и понимал, каким образом правильное питание может способствовать его укреплению, а что может ослабить здоровье, привести к развитию болезней.</p> <p>Прогулка</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp; Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе по- ложительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи, и, конечно, оказывает закаливающий эффект. Наконец, прогулка &mdash; это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений. Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть меньше 3&mdash;4 ч</p> <p>Физические упражнения</p> <p>&nbsp;&nbsp; Важнейшим условием воспитания здорового ребёнка является двигательная активность. Выделены следующие ориентировочные показатели суточной ДА детей: 8-10 тыс. движений в 3-4 года; 10-12 тыс. движений в 4-5 лет; 13-14 тыс. движений в 6-7 лет. Ребёнка нужно приучать к ежедневной утренней гимнастике, длительность её для детей 2-3 лет &ndash; 5 мин; к 6-7 годам до 12 мин. Если ребёнок гуляет на свежем воздухе до 4 часов в день &ndash; это позволяет удов..</p> <p>это позволяет удовлетворить потребность ребёнка в движении. Необходимо дома иметь комплект спортивного оборудования: мячи, обручи, скакалки, кегли и др. (см. в папке &laquo;Здоровье&raquo; -&laquo;Профилактические и оздоровительные мероприятия в семье&raquo;, статья &laquo;Помогите ребёнку укрепить здоровье&raquo;).</p> <p>Закаливание</p> <p>&nbsp;&nbsp; Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию внешней среды. Из факторов внешней среды наиболее длительное и непрерывное воздействие на организм оказывают воздух, солнце и вода. Прогулка в любую погоду! следует помнить, что правильная одежда для ребёнка должна предусматривать возможность двигаться. Ребёнок должен вернуться с прогулки непотным, с сухими и теплыми ногами. Чем моложе ребёнок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее он может переохладиться или перегреться. В результате закаливания ребёнок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям. Закалённые дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, бодры, жизнерадостны.</p> <p>Принципы закаливания:</p> <ol> <li>Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Закаливание лучше начинать летом.</li> <li>К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребёнок привык к воздушным ваннам.</li> <li>Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры, т.к. исчезают приспособительные изменения.</li> <li>Закаливание должно сочетаться с прогулками на свежем воздухе, утренней гимнастикой, регулярным проветриванием.</li> <li>Положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Воздушные ванны.</li> </ol> <p>&nbsp; При переодевании следует оставлять ребёнка на некоторое время обнажённым, при этом давая ему возможность двигаться, ориентируясь на реакцию, можно постепенно, через 2-3 дня либо снижать температуру в помещении, либо увеличивать время. Полоскание горла. Лучше делать вместе с ребёнком. набрать в рот воду комнатной температуры и делать булькающие движения со звуком &laquo;а-а-а- а&raquo;. Постепенно температуру можно снижать до водопроводной.</p>

Документы для скачивания

Предыдущие материалы
Следующие материалы