a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи дошкольников", подготовила Тарасова О.В.

Опубликовано: 2017-01-30 19:24:52

Чтобы понимать речь, мало знать лексическое  значение слов, из которых оно состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. В иерархии единиц, составляющих структуру речевых умений по фонетике, лексике, грамматике, первое место принадлежит умениям грамматическим, так как степень совершенства грамматического строя языка  ребенка – это показатель его интеллектуального развития и, прежде всего, развития его мыслительных способностей. Таковы закономерности усвоения речи.

Усвоение грамматики дает возможность:

  1. Совершенствовать мыслительные процессы абстрагирования, обобщения, способность производить логические операции сужения и расширения понятий, операции порождения мыслей.
  2. Совершенствовать выразительность речи детей.
  3. Расширять объем речевой памяти.

         Как же усваивается речь, ее грамматическая сторона?

         Несмотря на единство мнений относительно того, что дети во всем мире усваивают речевые навыки  сходным образом, ученые и специалисты расходятся в вопросе  специфики формирования способности к языку. Одни полагают, что эта способность формируется благодаря подражанию и подкреплению. Другие считают, что ребенок самостоятельно способен усвоить правила грамматики и использовать их в своей речи. Третьи утверждают, что способность к усвоению языка запрограммирована, дана каждому ребенку от рождения.

         Отечественная наука придерживается точки зрения, что все компоненты  (социальное окружение, собственный опыт жизни ребенка и биологические задатки) в определенной мере воздействуют на процесс усвоения ребенком навыков речевого общения, помогая или препятствуя ему развивать речь.

         Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком  как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. Чтобы начать говорить на определенном языке, нужно овладеть арсеналом языковых единиц, созданным предшествующими поколениями, а также усвоить правила  их использования в речевой деятельности. Правила использования языковых единиц называют «грамматикой». Академик Л.В. Щерба  утверждал, что грамматика есть не что иное, как сборник правил речевого поведения. Однако, для речевого поведения принятого в обществе, необходимо знать также правила выбора и употребления лексических единиц, правила звукового формирования речи.

         При овладении родным языком в естественных условиях все эти правила усваиваются ребенком самостоятельно, по подражанию. Ребенок поставлен перед  необходимостью добывать  язык из речи, другого пути овладения языком просто не существует. При этом  добываемый материал  должен быть определенным образом упорядочен. Интуитивный, неосознанный характер этой деятельности не снижает ее огромной ценности. Однако правила, добываемые ребенком из речи взрослых, не вполне тождественны тем правилам,  которые управляют речевой деятельностью взрослых. Если бы такое тождество  наблюдалось, то не было бы почвы для детских инноваций типа  «искаю, ушов, победю». Нормативная грамматика исключает подобные формы; детская грамматика, напротив, их порождает. Особенности детской речи во многом обусловлены  способностями ребенка к анализу речи взрослых, а именно тем, что он конкретно в состоянии извлекать из воспринимаемой им речи взрослых.

 

 

                                

Общение матери с ребенком.

         Обычно данный вопрос в науке рассматривается более широко – это общение (речь) матери, бабушки, старшей сестры, няни, т.е. всех лиц женского пола, ухаживающих за детьми. Считают, что речь пап, дедушек, братьев отличается  в значительной степени от речи представительниц женского пола, но мужской стиль общения остается пока неизученным. Известно, что мужчины, общаясь с детьми, уделяют больше внимания с различными предметами, чем комментированию окружающих событий; матери же, напротив, заняты в большей степени констатацией происходящего, объясняя его ребенку. Американские ученые провели исследование, согласно которому отцы гораздо чаще, чем матери, в диалоге с ребенком обращаются к нему с просьбой разъяснить сказанное и делают это в менее детской манере, чем матери.  Замечено, что тема, предложенная ребенком, больше по времени поддерживается матерью, чем отцами.  Стиль общения матери с ребенком более изучен, чем какой – либо другой.

         У матери, воспитывающей ребенка, как бы два языка – на одном она говорит со своим ребенком, на другом со всеми остальными. Более того, мать по-разному говорит с ребенком до года, двухлетним, пятилетним ребенком.

         Мать говорит с ребенком сразу после его рождения. Ребенок учится реагировать на речь, вступает в диалог.  Особое место в общении с ребенком  принадлежит обращенным к нему  вопросам взрослого. Вопросы используются в общении с детьми часто,  особенно матерями предпочитающим рассказывать ребенку о происходящем.

         Речь, адресованная ребенку, отличается от обычной нашей речи . Наблюдения показывают: разговаривая с малышом, мы стараемся строить предложения правильно, планируем их структуру, не перестраиваем на ходу, не об-

 

рываем посередине и т. п.  Это облегчает ребенку как восприятие их содержания, так и построение  собственной языковой системы, являющейся упрощенной и специфической  копией языковой системы взрослого человека.

         Еще одно существенное свойство речи, адресованное ребенку – частые повторы, обычно сопровождаемые перестановкой компонентов предложения: Мячик упал у Ванечки. Дай мне мячик. Красивый мячик.

         В речи взрослых при общении с малышом отсутствуют, как правило, сложносочиненные предложения, обособленные конструкции, длинные ряды однородных членов. Это облегчает их восприятие и осмысление.

         Речь матери, обращенная к малышу, как правило, богата по интонационной окраске. В раннем возрасте дети очень чутки к интонации.

         Имеет особенности и содержание речи  матери, обращенной к малышу - она говорит  исключительно о том, что происходит сейчас, здесь и является объектом непосредственного восприятия.

         Одно из важных качеств речи матери – обработка ими речевой продукции ребенка:

  • матери повторяют из сказанного ребенком, корректируя эти фрагменты в звуковом и грамматическом отношении;
  • повторяя, они в ряде случаев, расширяют высказывания ребенка, вводя в них дополнительные компоненты, помогая достраивать фразу.

Так мать учит ребенка языку, шлифуя и отрабатывая с ним различные языковые модели.

                                   

                                              Словотворчество детей.

         Грамматический строй – логика языка, его организующее начало, обеспечивающее использование всех его средств в связной речи. Исследователи детской речи  выделяют два взаимосвязанных процесса в освоении грамматики: подражание и языковое общение.

         Итак, обучая детей речи, мы добиваемся от них  подражания речи взрослых.  Но если внимательно прислушаться к детской речи, можно заметить множество слов, которые малыши как  будто не могли заимствовать у нас, взрослых.

- Я правдун! – заявляет малыш.

- Фу, какая капота! – морщится ребенок от дождя.

Появление в речи детей таких слов называется словотворчеством.

         Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. К.И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко  именно в процессе словотворчества.

         Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас множеством новых слов, построенным по всем законам языка, которым ребенок только начинает овладевать?

         Прежде всего, надо выяснить, как появляется словотворчество в речи малышей? В связи с этим интересно привести некоторые наблюдения  психолога Т.Н. Ушаковой, которая много  сделала в изучении словотворчества детей.  Она выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:

  • Часть какого – либо слова используется как целое слово. Например: Мы лепили, лепили и получилась лепь. Собака пригнула большим прыгом.
  • К корню одного слова прибавляется окончание другого слова. Например: Пурга кончилась, остались одни пурчинки.
  • Одно слово составляется из двух. Бананас (банан и ананас).

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе  подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Дети не создают абсолютно новые слова, а в арсенале  их языковых средств есть обязательно образец, по которому и построено  это слово. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда  строго соответствует законам языка и грамматики, всегда правильно – только сочетание неожиданно. Но это объясняется малым опытом детей и, следовательно, недостаточным запасом слов, почему и творят они новые слова.

Когда дети достигают пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. К этому времени малыши  уже прочно усвоили  те образцы речи, которые используют взрослые, теперь они точно выделяют различные грамматические формы и свободно ориентируются в том, какую из них и когда нужно применить.

В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждение проявления у детей  грамматических ошибок, особенно в трудных  случаях морфологии и словообразования, эффективное исправление ошибок, существующих в речи детей, совершенствование синтаксической стороны речи, развитие чуткости и интереса к своей речи; содействие грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

Формирование грамматической стороны речи ребенка  - постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психологическим основам  развития грамматического строя детской речи. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех, но и в процессе их повседневной жизни.

Неисправленная ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.  

Работа вне специальных занятий – это в основном исправление ошибок детей. При этом внимание ребенка  должно быть остановлено на правильной форме. Исправлять ошибку надо доброжелательно, тактично и не в момент  эмоционального состояния творческого подъема ребенка. Не следует повторять ошибку – лучше неоднократно произнести правильную форму.

Исправления на занятиях делается громко, чтобы слышали все дети. Иногда вместо подсказки достаточно бывает замечания, вопроса – напоминания, укоризненного взгляда или жеста.

Необходимо объяснить детям, что обижаться не надо, когда тебя направляют, ведь тебе хотят помочь говорить правильно.

Родители должны убедиться в правильности своих требований, объяснить сыну или дочери, что им в детстве не удалось правильно научиться говорить некоторые слова и теперь они будут вместе учить их и т.д.

 

 

 

 

Оставить комментарий: