Консультация для родителей "Привитие навыков культурного поведения у детей младшего возраста", подготовила Тарасова О.В.
Умение всегда быть аккуратным, уважать других людей нужно начинать воспитывать как можно раньше. Иначе у ребенка могут закрепиться плохие привычки. А ведь хорошо известно, что воспитывать легче, чем перевоспитывать. Уже во второй группе раннего возраста мы начинаем прививать детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, воспитывать элементарные навыки культуры поведения:
- Учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения.
- Пользоваться личным полотенцем и своим горшком.
- Приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой.
- После еды говорить «спасибо», задвигать стул.
- Под контролем взрослого выполнять отдельные действия: снимать и одевать одежду перед сном и после сна в определенном порядке.
Приучать детей к опрятности и аккуратности.
- Пользоваться носовым платком.
- Приводить в порядок одежду.
- Учить бережно относиться к вещам.
Воспитывать элементарные навыки культуры поведения.
- Слушать взрослого, откликаться на его просьбы.
- Продолжать учить детей понимать слова «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их назначением.
- Продолжать учить свободно ориентироваться в группе, спальне, помнить свое место за столом, свою кровать, шкафчик.
Таким образом, наша задача не только выполнять правила поведения, но и прививать в них нравственное воспитание Воспитывать у детей доброе заботливое отношение к взрослым. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Учить детей здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого). Формировать у детей уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам.
Приучать ребенка выполнять правила гигиены – значит оградить его организм от многих инфекционных заболеваний.
Необходимо приучать детей сдержанно вести себя в общественных местах, Они не должны громко разговаривать, затевать возню, бегать. Нужно объяснить, что своим несдержанным поведением он может помешать окружающим, что необходимо считаться с людьми. Дети не должны злоупотреблять заботой и внимание, которыми окружают их взрослые. С малых лет нужно приучать ребенка сдерживать свои желания, если они идут в разрез с окружающими, а не говорить что он еще маленький. Но, воспитывая у ребенка уважение к другим, необходимо относиться с уважением и к нему самому.
Ребенка можно учить культуре деятельности, умению приготовить все необходимое, доводить начатое до конца, бережно относиться к вещам. Здесь огромную роль играют показ, разъяснение, пример взрослого. Нужно показывать ребенку, как, в какой последовательности следует выполнять то или иное дело. Поощрять желание ребенка принять участие в труде взрослых. Работая со взрослыми, дети перенимают у них рациональные приемы труда, его организации.
Для того, чтобы освоенное ребенком умение совершенствовалось, необходимы контроль и напоминание взрослых в доброжелательном, спокойном, но твердом тоне.
Наиболее трудно дети усваивают правила взаимоотношений. Поэтому необходимо чаще напоминать ребенку, что он должен здороваться первым, что нельзя входить в чужую комнату не постучавшись, не перебивать разговор взрослых.
Нам нужно помнить, что образовавшиеся привычки очень стойки, и нельзя упускать время, наиболее благоприятное для формирования положительных привычек.
Список используемой литературы:
- Нечаева В. Г., Маркова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду. М., 2000, с. 4.