a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение «Приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»

Опубликовано: 2017-01-30 20:48:00

Документы для скачивания

Комитет по образованию Администрации города Подольска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 47

 

  

  

 

Сообщение

«Приобщение дошкольников

к традиционной праздничной культуре

русского народа»

 

 

 

  

Подготовила:

Воспитатель

Кузнецова Л.В.

 

 

 

Октябрь

2015года

Г.Подольск 

 

 

     Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность.

     В начале 90-х годов 20 века, в перестроечное время, яркой страницей в педагогике стали разработки многоступенчатого предмета «Народная культура», предложенные Татьяной Александровной Пигиловой и её сотрудниками.

    В течение нескольких лет мы используем в работе с детьми материалы по блокам из книг  Т.А.Пигиловой по народной культуре. Творческой группой коллектива нашего детского сада был разработан «Перспективный план по широкому ознакомлению дошкольников с родным краем», где одним из разделов были включены народные промыслы. А совсем недавно мы решили разработать блок «народные праздники». Начинали работу с того, что определили цель и задачи.

     Основная цель – развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей.

Воспитательно – образовательные задачи:

  • - знакомство детей с различными формами культуры;
  • - воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства;
  • - поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков;
  • - содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;
  • - формирование нравственно – патриотических чувств;
  • - развитие художественно – творческой активности детей.

В интегрированную работу по ознакомлению с русской праздничной культурой вошли:

  • Беседы по картинкам русских художников
  • Ознакомление с художественной литературой
  • Праздники и развлечения
  • Ознакомление с музыкальными произведениями
  • Занятия по ИЗО деятельности
  • Народная музыка на музыкальных занятиях
  • Занятия по развитию речи
  • Экскурсии в музеи
  • Работа по физической культуре
  • Работа с педагогами
  • Работа с родителями

    В 2013 году мне посчастливилось побывать на конференции, которая проводится ежегодно 25 января в Татьянин день фондом «Школы народной культуры имени Т.А.Пигиловой». Приезжают  на семинары – практикумы учителя, преподающие этот предмет, начинающие и опытные. На этой встрече я познакомилась с педагогами, которые увлечены народной культурой, узнала много интересного и познавательного для себя и для своей работы: как проводятся народные праздники, народные игры, какие поделки можно изготавливать с детьми: крестьянские куклы, обереги, женские украшения. Поняла, какую ценность в воспитательно-образовательной работе несут в себе народная культура и народные традиции и что надо очень внимательно подходить к подбору материала к занятиям.

     А в январе 2014 года я уже представляла свой опыт работы по народным праздникам в Академии образования в презентации «Приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа».

      Знакомство с народными праздниками – эта работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, проведение народных игр, обучение детей игре на народных музыкальных инструментах и проведение самих народных праздников в детском саду. Народные праздники проводятся с обрядами, хороводами, песнями и играми - это сильнейший и обильнейший источник к познанию народной жизни.

    Многие народные праздники - напрямую связаны с земледельческим циклом. Народ, не зная классической астрономии, тем не менее достаточно точно составил свой практический календарь, а основные даты закрепил в памяти в виде праздников. В свою работу мы включили не только привычные, широко известные праздники (Святки, Рождество, Масленица, Пасха), но и древние (Наум-грамотник, Петр и Павел Рябинники, Соловьиный праздник), о которых большинство людей знают лишь понаслышке. Нам хотелось оживить, возродить то, чем жили наши предки, чтобы дать возможность нашим воспитанникам почувствовать свою причастность к великому народу, который всегда умел трудиться, а потому умел и праздновать.

     Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к культуре, музыке, живописи, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка. Подойдя творчески к реализации программы, нами были разработаны конспекты занятий, праздников, развлечений, занятий с народными играми, элементами театрализации, фольклора, экскурсий в музеи и практической деятельности.

   Русские народные игры -  привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для  развития ребёнка. Игры развивают певческие навыки, различные танцевальные  движения. Разученные считалки, скороговорки, попевки, речитативы  делают процесс игры более интересным и увлекательным. Нами разработана картотека народных игр для детей по возрастам; план совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм.

     К участию в традиционных народных праздниках и развлечениях привлекаются родители: совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам; к театрализованным постановкам, исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми в домашней обстановке. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы: родительские собрания - посиделки, совместные экскурсии в музей на праздники, народные праздники и развлечения в детском саду. Например, очень запомнилась «Масленица» - праздник с участием родителей и жителей микрорайона; родительские собрания «Капустные посиделки» и «В гостях у Хозяюшки», родителям было предложено своими руками сделать книги о капусте, о ягодах, об осенних праздниках.   

      Результативность работы - за время работы по ознакомлению детей с народными календарными праздниками у детей появились знания о крестьянском быте, о народных праздниках и играх,  знают много народных сказок, мелодий, хороводов, песен. Дети с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, связанных с народной русской культурой; у них развивается интерес и желание заниматься музыкальной, речевой и изобразительной деятельностью, в которой они отражают интерес к жизни и быту русского народа.

     В октябре 2015 года в нашем городе был проведен семинар «Народная культура как средство формирования духовности и нравственности детей в процессе реализации образовательной программы». Семинар проходил в музее Профтехоборазования России, вместе с детьми мы показывали занятие «Покровские посиделки» с играми, хороводами, игрой на музыкальных народных инструментах; была представлена презентация и сообщение из опыта работы по народным праздникам нашего детского сада.

Оставить комментарий: