a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Предметно- развивающая среда в соответствии с ФГОС

Автор: Николаева Лариса Леонидовна Опубликовано: 2017-02-01 21:06:25

Документы для скачивания

П редметно- развивающая среды в соответствии с ФГОС в подготовительной группе «Пчёлка» Подготовила воспитатель: Николаева Л. Л. Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно- пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно- пространственной разв ивающей среды. Мы стремились создать в группе условия, как для совместной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая особенности развития каждого дошкольника. На основе  интеграции  содержания и видов деятельности в группе организованы центры активности по следующим направлениям. Направление: Художественно- эстетическое развитие. Центр «Творческая мастерская».   В центре творчества для развития  детей подобраны различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу. В рабочей зоне находится материал и оборудование для художественно- творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации( бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салф етки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры  и т. п. ) . Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенный шкаф. По желанию ребенок мо жет воспользоваться необходимым для воплощения своих творческих замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ. Направление: Речевое развитие. Центр «Мир книги»  включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подб ора книг – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. В Центре  «Грамотности»   находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Направление: Познавательное развитие. Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа, т. е.  теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка.    Подобранный наглядно  дидактический материал должен давать детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех природных объектов. Центр «Науки и экологии»  включает в себя экологический уголок и зону экспериментальной деятельности. Данный уголок содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения.  Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. Так же, присутствуют различные инструменты по уходу за данными растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь приро ды и погоды. Оформлены  макеты леса, домашние животные. Все составляющие макета мобильны, . Дети по своему желанию наполняют содержанием макет. Работа с данным макетом способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.   Центр опытно- экспериментальной деятельности  представлен многообразием коллекций( грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д. ) . В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, компас, мензурки, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведём с детьми дневник н аблюдений, в которых фиксируем сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. В  Центре «Науки и экологии»  дети охотно   превращаться в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Центр «Математики»( игротека)  имеет важные развивающие функции. В данном центре ра сполагаются материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, счётные палочки, часы представлены различные виды мозаик, . Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр  «Математики»  решает следующие  задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. • воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. В  «Нравственно- патриотическом» Центре  помещена  государственная символика родного города, нашего посёлка и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно- прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и б ытом жителей Смоленщины. В уголок родного края входит  художественная литература по краеведению, оформлен  альбом  «Мой город», «Моя семья», «История ситца» и др. « Строительный»( конструктивный) Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка( конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно- конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. «Музыкально-  театрализованный» Цен тр  - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети- большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами( кукольный, , пальчиковый) . Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Направление: Социально- личностное развитие. Происходит  формирование у детей  основ  культуры  общения, закрепления знаний  об  окружающей   действительности  и  жизни  в   социуме,   через    решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ. В Центре «Сюжетно – ролевых игр »  оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игров ые замыслы детей 6- 7 лет весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно- ролевых игр. В подготовительной группе игровой материал помещается в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобную для них зону группы для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные( чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте) . Тематические наборы мелких фигурок- персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов( так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих) . Центр «Безопасности»  отражает безопасность дома, на улице( ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни. Направление: Физическое развитие. Центр «Если хочешь быть здоров! »   Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей- ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни.  Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Оставить комментарий: