a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей "Игры по развитию мелкой и общей моторики для детей с ФФНр".

Автор: Иванова Ольга Фёдоровна Опубликовано: 2017-02-06 09:42:25

Документы для скачивания

 

Цель создания: коррекция и развитие мелкой и общей моторики, фонетического восприятия у детей с нарушениями  речевого развития.

Задачи:              

  1. Интенсивное развитие чёткой дикции и слуховой памяти;
  2. Подготовка к овладению мелкой и общей моторикой;
  3. Автоматизация поставленных звуков;
  4. Развитие грамматического оформления речи путем овладения детьми согласованием слов, ритмом, рифмой, речевым дыханием;
  5. Развитие слухового восприятия и тактильной памяти;
  6. Развитие словесно – логического мышления;
  7. Развитие мотивационной сферы детей;
  8. Воспитание внимания, самостоятельности, эмоциональности.

Овладение языком, точной, правильной устной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Эта задача стоит и перед учителем - логопедом, и перед родителями и перед воспитателями.

Только в тесном сотрудничестве можно её решить. Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребёнка имеются нарушения устной речи.

Игры позволяют учитывать особенности обучения детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи (ФФНр).

Под указанным  видом недоразвития понимается недостаточное развитие  фонетической стороны речи, включая фонематические процессы.

Методика использования игр.

            Данные материалы могут применяться в работе учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, а также родителями при условии дополнительного  логопедического консультирования.

            Игры могут быть использованы как для индивидуальной, так и для групповой работы со старшими дошкольниками.

Принципы использование игровых приёмов  у дошкольников.

Коррекционная направленность игр и свободной деятельности детей.

Максимальное выявление и использование резервов психического развития дошкольников.

Развитие интереса, познавательной активности в игре и самостоятельности.

Индивидуальный темп освоения детьми произношения стихов, чёткое выполнение движений и эффект положительной оценки – это  достижение успеха.

Разучивание при троекратном повторении в течении недели, затем перерыв на разучивание новой игры.

 Первая, знакомая игра проводится на закрепление правил  через день - два. В эти 2 - 3 дня  знакомим детей с новой игрой.

Автоматизация навыков в игре достигается при разучивании  в течении 8 раз.

     И только затем ребёнок будет играть самостоятельно (можно планировать самостоятельность в разученной игре).

Таблица последовательности разучивания игр.

И            Недели                                                                                         Игры

1

2

3

4

5

6

7

8

1  игра  -Ознакомление и разучивание игры - 3 раза в течении первой недели.

+++ - +

 

-+ - + -

 

 

+- - +-

 

 

- +- - +

 

 

- - - -+   

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

       +

2  игра

-  - +++

 

-+-+-

 

+ - -+ -

 

 

- - +- -

 

 

+- -+-

 

 

 

 - - -+

 

 

 

+

 

 

 

 +

3 игра

 

+++ - +

 

-+ - + -

 

 

+- - +-

 

 

- +- - +

 

 

- - - -+  

 

 

 

+

 

 

 

+

4 игра

 

и т.д.

 

-  - +++

 

-+-+-

 

+ - -+ -

 

 

- - +- -

 

 

+- -+-

 

 

 

 - - -+

 

 

 

+

 

Как играть в игры по развитию моторики.

Игры по развитию  мелкой моторики.                                                                                              Разучивать слова, правильно проговаривая поставленные звуки, затем выполнять движения одной рукой в ритм стихов.

По мере запоминания  подключаем в игру обе руки.

Игры по развитию общей моторики проводятся стоя. В групповой игре  выполняем  ходьбу, прыжки и  бег по кругу. Сначала  по типу включаем звукоподражания, затем: «подскажи с словечко» и, наконец, стихи повторяются полностью.

Функция основного контроля остается за педагогом (взрослым членом семьи).

На 1 этапе представлены игры  с использованием лексических тем: осень, грибы, насекомые, деревья, дружба, фрукты, овощи.

На 2 этапе транспорт, зима, профессии, зимующие птицы, животные зимой, детёныши животных, домашние животные, Родина, Армия.

На 3 этапе: мама, весна, огород, насекомые, День Победы, лето.                                           Важным условием при выполнении всех игр  является обязательное проговаривание ребенком слов, звукоподражаний, ведь главным условием является  коррекция и формирование лексико-грамматических средств речи.

В тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно формирование готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению.

 

Недели. Звуки.

Сентябрь 

1 неделя

 Я в ладоши хлопаю.                                                               Я в ладоши хлопаю              

И ногами топаю.                  

Ручки разотру,

Тепло сохраню.                

Ладошки, ладошки,

Утюжки - недотрожки.    

Вы погладьте ручки

Чтоб играли лучше.     

Вы погладьте ножки,

Чтоб бежали по дорожке.

Хлопки в ладоши Потопать ногами Потереть ладонь о ладонь

Ладонью погладить от пальцев к плечу,                                         противоположной руки.                                               

Погладить голень и бедро ладонями обеих рук. Постучать носками по полу

 

               Дождик.                                                                                                                                                   К нам на длинной тонкой ножке Скачет дождик по дорожке.В лужице: смотри, смотри!  Он пускает пузыри.Стали мокрыми кусты,                                                                     Стали мокрыми цветы.                                                           Мокрый серый воробей                                                Сушит перышки скорей.

 

Прыжки на одной ноге по  кругу.                                  Ритмичные приседания.                                                                 Руки вверх, потряхивания кистями                                                                                                                        

Наклон, руки вниз, потряхивания кистями Выпрямиться, руки вдоль тела, потряхивания кистями

 

За грибами.      Игра подвижная 

Все зверушки на опушке                                           

Ищут грузди и волнушки

Белочки скакали,                                               Рыжики срывали.

Лисичка бежала  - лисички собирала.               Скакали зайчатки     - искали опятки.                Медведь приходил  - мухомор раздавил.     

                                                                                                Дети идут  по кругу                               Скачут вприсядку, срывают грибы                                    

 Бегут, собирают грибы                                         Скачут стоя, «срывают» грибы                               Идут вразвалку, топают  ногой

Звук У.

                   Ветер.

Н. Нищева.                                                             Ветер по лесу летал: У______, У______                                                        Ветер листики считал:                                                             Вот дубовый,                                                                                                 Вот кленовый, вот рябиновый, резной,                                                                                       Вот с берёзки – золотой.                                                         Вот последний лист с осинки –                                                ветер бросил на тропинку: У____, У_____.

Плавные движения ладонями.

Загибаем пальчики по одному на обеих руках.

 

Спокойно укладываем ладони на стол.

2 неделя

            Осень.       (Хороводная игра)                                                                                                               Мы вокруг берёзки весело пойдём.                                                                                                                                                               Разные листочки вместе подберём.                                                                                                                                                                    Руки вверх поднимем,                                              покружимся слегка.                                                                                                                                                                                                          И подбросим листья вверх под облака,                                                           пусть летят как бабочки!

                                                                                                                    Дети идут по кругу, взявшись за руки.                                                    Наклоны «собирают листочки» ,                               Руки вверх,  кружатся                                                    Взмахи рук снизу вверх                                                                    Показать руками бабочек.                                     

Звук А.

       Лягушонок.         Е. АлябьеваЛисточек с берёзки тихонько упал:                                                А – а - а.                                                         Его лягушонок-малютка поднял.                                                                              Он листик, как зонтик                                                      Поднял над собой:  ой – ой – ой!                                                      Ответьте скорее был зонтик, какой?

 

Разводим  кисти рук приседаем

Ладошки на коленки.

/Улыбаемся, как Лягушонок/   встаём

Руки над головой

Руки в стороны

( берёзовый, жёлтый, золотой, осенний)

 

Летела муха.

Летела муха около уха и пела:                                                                                                                                        Ж _____________________.                                                        Летела оса около носа и пела:                                                                  С___________________.

Летел комар и звенел:                                                                                            З______________________.

Сел на лоб, а мы его …                                                                      «хлоп»,  и поймали. А он  звенит:                                                                                            З_______________ .

Пусть летит!  Фу – у – у!

 

жестом показываем около уха и                                жужжим

Вращаем рукой вокруг носа и                                                               свистим                                                                                       

Рукой над головой.                                                                   Пальчиком  указали на лоб

Поднесли кулачок к уху и слушаем

 

Открываем ладошку и сдуваем комара/.

 

Моя семья.            Самомассаж                             Я  дедулечку люблю – лю – лю – лю, Я бабулечку люблю – лю – лю – лю,И папулечку люблю -  лю – лю – лю,И  мамулечку люблю – лю – лю – лю.Это – я. Это – Я. – Это вся моя семья.

Поглаживание пальцев противоположной рукой от ногтевой пластинки к ладошке. Большой, указательный,                                                  средний,                                                                   безымянный,                                                                            мизинец. Выпрямляем ритмично кулачки.

3 неделя

      Мы учимся письму.    Е. Алябьева                                                                                                                                                                                               Мы учимся письму.

Для чего и почему?

                                                            Из крючков, из крючков,                                                                                                                                                                        из кружочков, из кружков                                                                                                                                                              Сможем буквы написать.                                                        Если будем мы стараться.                                              Буквы будут получаться:                                                                А -  У- И.                                                                                                                                               Пальцы наши потрудились.                                                                                                                                                                     И немножко утомились.                                                  Дружно мы их встряхнём                                                                                                                                                                                  И опять писать начнём

Пальчики шагают по столу,                                     ладошки вверх, ладошки вниз. Выполняем пальцами  крючки                                                            колечки,                                                                                          пишем в воздухе изучаемую букву                                                                                Руки в стороны, колесом,  вверх, в стороны, вниз.                                                                Пальчики  «здороваются»,                                                                                       Встряхиваем.

 

          Утром мы  во двор идём.                                                                                  Утром мы  во двор идём –                                                    Листья сыплются дождём.                                                                                             Под ногами шелестят – Ш__ш___ш___.                                  И летят, летят, летят.                                                                         Лис-–то – пад, лис –то – пад                                                                                             под ногами целый клад.                                                                                                                                                             Падают с ветки – золотые монетки.                                                 К нам осень пришла – ла – ла  -ла.                                               Ветерок подул – ул – ул – ул.                                          Листья с веток сдул: у_____.

Дети идут друг за другом,                                 Взмахи рук сверху вниз.                                                                                                                               Взмахи рук вправо – влево.                                                                                                                                           Руки вверх, взмахи рук вправо – влево.                                          Взмахи рук сверху вниз.                                     Выполняем пальцами  колечки

Шагаем                                                                    Взмахи рук в стороны над головой                                                                                                                                                                                                     Дуем на ладошку.                                                                                             &am

Оставить комментарий: