a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Консультации для родителей

Автор: Иванова Ольга Фёдоровна Опубликовано: 2017-02-06 10:10:21

 

                             Консультация "Родителям о  навыке письма".

         К 6-7 годам в основном заканчивается  созревание полушарных зон головного мозга, отвечающих за развитие мелкой моторики.  Если ребёнок освоил эти движения не правильно, ему придётся  исправлять неправильно сформированные старые двигательные навыки.  Это даёт дополнительную нагрузку на нервную систему ребёнка. Поэтому

  • Неправильное положение карандаша.
  • Неправильное положение пальцев,
  • Неправильное положение кисти руки,
  • Жёсткая фиксация кисти руки, зависание кисти или локтя;
  • Слишком сильный или слишком слабый нажим,
  • Неправильное положение тела, ног
  • Неправильный двигательный навык /снизу-вверх, справа налево/ ребёнок создаёт неровные линии; у него возникают  трудности при выполнении мелких деталей.

Как определить, что ребёнок не правильно рисует:

  • Крутит лист, а не вращает кисть руки;
  • Рисует слишком мелко – жёсткая фиксация кисти руки;/попробуйте с малышом нарисовать круг диаметром 3 см по образцу/;

Формы  развития ручной умелости.

  1. Систематический /доброжелательный/ контроль. Для шестилеток – 15 - 20 минут работы, затем необходимо менять вид деятельности.
  2. На верхней фаланге можно поставить точку: «Вот здесь должен лежать карандаш».
  3. Обведение неотрывным движением крупную фигуру.
  4. Полезны разнообразные виды ручной деятельности: лепка, аппликация, вязание, конструирование, вышивание…
  5. Самостоятельность: застёгивание пуговиц, шнуровки, узелки…
  6. Помощь по дому: совместная уборка, приготовление салатов, пельменей, сервировка стола.

 

Часто бывает больной, ослабленный ребёнок во всех видах деятельности неловок. Наберитесь терпения, помогите ему поверить в себя.

Иногда  это неуравновешенный ребёнок, неусидчивый. Его надо заинтересовывать.

Родителям нужно правильно организовывать жизнь ребёнка на протяжении всего дошкольного детства.

Замечено, что дети, занимающиеся на домашнем мини стадионе – всегда хорошо владеют карандашом.

Систематические занятия физическими упражнениями, повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияет на эмоциональное состояние.

Особенно нужны они  неуравновешенным, возбудимым детям. По совету с врачом, необходимо решить каким  дополнительным видом спорта надо заняться такому ребёнку /кроме развития ручных умений/: бегом, плаванием, теннисом, бадминтоном, хореографией, лыжами, футболом.

Взаимодействие детского сада и семьи, контроль за формированием двигательного навыка  поможет быстрее достичь желаемых результатов.

                              Учим звуки, пишем буквы.

         Прописи  дуга. 2 период  

Звуки  с- сь. сани – санки -  саночки синие сани синенькие саночки

-   Вот так сани, едут сами. Едут сани с бубенцами.

 Звуки    з - зь                 Га – га – га - загнулась радуга - дуга.  

 Звуки З -Зь

зонт – зонтик               зелёный зонт  - зелёные зонты                                                                                  

0дин зелёный зонт.., три зелёных зонта, шесть зелёных  зонтов, семь зелёных зонтов.

 Звук Г.                   На  что похожа буква?     

 «Звуки слышим – буквы пишем».                                                                                          

 Ребёнок проговаривает  звук  «Г»  в словах: гвоздь – гвоздик -  гвозди

«Посчитай-ка» Один гвоздь, два гвоздя,         

Три гвоздя…,  пять гвоздей,  шесть гвоздей.

 Эскимо для эскимоса.

«Буква Э на С дивится, будто в зеркало глядится:                                                              

Сходство есть наверняка, только нету языка».  /А. Шибаев /    

Буква Л - лесной шалаш.   1,2,3, ….6. 7, 8 зелёных шалашей

 Буква Ш.          Твёрдый согласный звук Ш.             

«Три столба красиво в ряд,                                                                                                                                 Как солдатики стоят».

 Используемая литература

  1. Т. Орлова «Родителям о  навыке письма»                                                                               
  2. ВНИИ гигиены детей и подростков. Минздрав. Москва.

Консультация "Опорные звуки русского язык

Уважаемые родители!

Формирование речи идёт по одним и тем же законам. Сначала появляются гласные, затем согласные. Все родители слышат один звук: «Ребёнок не выговаривает звук «Р»». А другие звуки не слышат. В большинстве случаев этот звук формируется в последнюю очередь. Оказывается, существуют звуки, которые подготавливают артикуляционный аппарат к произношению этого звука. Их можно назвать опорные звуки. Чёткое произнесение именно этих звуков способствует подготовке к произношению более сложных звуков. Эти звуки помогают осуществлять подъём  широкого кончика языка на к  нёбу за верхние зубы.        

                Это твёрдые согласные звуки -  Т –  Д.

    Подойдите с малышом к зеркалу, откройте зубки пошире,  произносите так, чтобы ребёнок видел, что Ваш язык,  поднимается за верхние зубы и стучит,  «как  молоток» - «т – т -  т» или как «Дятел» - «д -  д -  д».

Затем закрепите произношение в слогах. Вам помогут чистоговорки.  Открываем рот на рот  на гласные звуки.

Произношение опорных звуков в чистоговорках подготавливает речевой аппарат   ребёнка к произношению более сложных звуков:                               Ш – Ж, Л – Р.                                                                                                                                          

          Глухие согласные  звуки   [Т] - [Т`].                      

                                     Молоток.

          Я стучу, стучу, стучу:       /Стучим  кулачком о кулачок/.

          Гвозди все заколочу: 

          Т-Т-Т,  Т-Т-Т            /Языком стучим по нёбу - глухо, без призвука Э/

Как идут часы?   

           Мы всегда шагаем так:  Тик – так, тик – так.

              Влево шаг, вправо шаг.  Тик – так – тик – так.

Как топает ежиха? 

                                    То__ п – то___п – то___п.

Как топает ежонок? Топ – топ – топ.

                 Поезд.       

Поезд едет и шипит,  и колёсами стучит:

Поезд едет, едет, едет   мимо елей и берёз.

Далеко уехал поезд – еле слышно стук колёс:  «Т - Т – Т»  /тихо/:

Поезд едет и стучит:    «Т - Т - Т – Т!»

«Я стучу, стучу, стучу.

Мигом всех вас дотащу:   Т - Т – Т – Т»

Чистоговорки

               Та – та – та – у нас дома чистота,         

               То – то – то – очень любим мы лото,        

               Та – та – та –убежали два кота,

                       Ту – ту – ту – завязали бант коту.

               Ты – ты – ты – сметану съели всю коты,   

                                Ти – ти – ти – кашу съели всю почти.

                                 Тя – тя – тя – стёкла моет Настя,

                                 Тё – тё – тё – отложили мы шитьё.

                                 Тю – тю – тю –  мы  купили  тюль.

                             ОТ – ОТ - ОТ – под столом сидит кот,

АТЬ – АТЬ – АТЬ – мы идем гулять.    

АТ - АТ – АТ –  у Вовы самокат.

                                               Игра «Подскажи словечко».

Для тепла себе на лапки

Заказала кошка…..               /тапки.

         Растянула ногу Юля

         И теперь сидит на…  /стуле.

Возле школы все ребята

Убирают снег… лопатой.

         Утром звонко во весь дух                    

         Кукарекает…              /петух.

                                                      Скороговорки.

        - Топчут телята лук и томаты.

-  Посадил Толя тополь за полем.

         По полю по полю шёл к тополю Толя.

       - От топота копыт пыль по полю летит.                     

                                 Согласные  звуки   [Д] - [ Д`].                                 

  Как звенит колокол:        Дон – дон - дон.

 Как звенит звонок:       Динь – динь – динь.

 Дятел.          На – НА – НА –

             Вот высокая сосна.

             «На сосне весёлый дятел – «Д – Д – Д,  Д – Д –  Д ».

             Белке домик конопатил» –       /С, Маршак/

                 «Д – Д – Д,  Д – Д –  Д ».

         Игра «Подскажи словечко».

- Здесь в колодце есть всегда очень чистая…      /вода.

-  И в уюте и в тепле живёт белочка в  ..              /дупле.

-  В цирке я устал немножко  – много хлопали в …  /ладошки.

                       Чистоговорки.

                         Да – да - да, в ручейке бежит вода.

                    Ду – ду - ду,  по воду  сейчас пойду.

                    Ды – ды - ды, принесу сейчас воды.     

                    Ди – ди - ди, осенью идут дожди.                                                           

                    Дя – дя - дя, зонтик нужен от  дождя.

                               Загадки.

-  Меня ждут, зовут, а  приду – прочь бегут.  / Дождик/

 - Принялась она за дело, завизжала и запела.

      Ела – ела дуб – дуб, поломала зуб – зуб.   /Пила/

-  Еду – еду, следу нету.                             /Утюг/

-  На сосне сидит – сосну долбит: «Д – Д – Д».

Но он её не калечит, он её лечит: «Д – Д – Д».  /Дятел/

                     Добрые слова.             О. Дриз

Добрые слова не лень

                             повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота

                             – всем, идущим на работу,

Кузнецу, врачу, ткачу:

                             «С добрым утром, я кричу!»

«Добрый день!» - кричу я вслед,

                             всем, спешащим на обед.

 «Добрый вечер!» - так встречаю,

                             всех, домой идущих к чаю.    

                   Друг.        В. Романов                                                                  

Друг – это слово большое.                                

          Друга нейти не легко.                                               

                   Друг – это значит второе                                           

                                  верное сердце твоё.    

                                 Пословицы.

   «Мы с тобой – друзья, друзья, но за ушки драть нельзя».

   «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

   «Без друга в жизни туго».

   «Нет лучше дружка, чем родная матушка». 

   «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью».        

   «Маленькое дело лучше большого безделья. 

   «Дерево дорого плодами, а человек делами».    

               Согласные  звуки  Л` - Л.                                                                                          

Мягкий согласный звук Л` -  произносим на улыбке.

Твёрдый согласный звук Л – помогает ребёнку видеть подъём  языка

         за верхние зубы у  взрослого, который с ним занимается или

         у себя,  если малыш  произносит  чистоговорки перед зеркалом.

            Поэтому:         -   рот надо открывать шире,

                                      - язык сделать широким, как лопатка;

                                      - поднимаем язык за верхние зубы.

Звук произносить чуть протяжнее,  чем в повседневной речи.

Песенка Колокольчика. – ль – ль – ль

Песенка мотора самолёта: Л____.

                   Колокольчик. 

                       Ли – ли – ли – милый колокольчик,

                                           леса гость осенний.

                       Как ты ласково звенишь, 

                       лето вспоминая: ли – ли – ли,

                          Осенью скучая,  зимой засыпая.

                                     «Моя семья»:             Самомассаж

                                 Я  дедулечку люблю – лю – лю – лю,

                                 Я бабулечку люблю – лю – лю – лю,

                                 И папулечку люблю -  лю – лю – лю,

                                 И  мамулечку люблю – лю – лю – лю.

                                 Это – я. Это – Я. – Это вся моя семья.

              Улитки.    

Гулять надумали улитки-                                                        

Ползли неделю до калитки.

  Веник.      Ал – ал – ал - ал  - веник пол подметал.                       

              Ал – ал – ал - ал  - веник очень устал.

              Ал – ал – ал – ал. Он зевнул, он чихнул        

              И тихонько лёг под стул.

                     Павел.       С. Коноваленко.

 Ал – ал – ал - ал  пенал на пол упал.

Ул – ул – ул -  пенал упал на стул.

Ыл – ыл – ыл –  Павел пенал забыл.

Ол – ол – ол – Павел играл в футбол.

Ол – ол – ол – Павел забил  гол.

                                        Загадка

Сидит дед в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает.   /Лук/.

                                        Мила.         

                      Ла – ла – ла, – ла – ла – ла –    Мила маме помогла.

                   А - ла – ла - ла, а - ла - ла – ла - Мила   Аллочку вела.

                   О - ло – ло – ло, ло – ло – ло -  светит солнышко тепло.   

                  Лу – лу – лу,  лу – лу – лу –    Милочка полола лук.

                   Лы – лы – лы, лы - лы – лы –   Мила вымыла полы. 

                  Ло – ло – ло, ло – ло – ло –           ловко вымыла стекло,

                   Лу – лу – лу,  лу – лу – лу-            Стул поставила в углу.

                                           Лиса.

     Лиса по лесу ходила  - ла – ла -  ла,    ла – ла -  ла.

     лиса голосом вопила   - ла – ла -  ла,    ла – ла -  ла.

     лиса лычки драла         - ла – ла -  ла,    ла – ла -  ла.

      лиса лапотки плела.

                        Мышка.   М.Шпак.

А - ла – ла - ла, а - ла - ла – ла –  мышка в домике жила                             

А - ла – ла - ла, а - ла - ла – ла –  на пуху в углу спала - 

А - ла – ла - ла, а - ла - ла – ла –  ела мышка хлеб и сало

А - ла – ла - ла, а - ла - ла – ла –  но всё мышке было мало.

                                Бабочка.

А - ла – ла - ла, а - ла - ла – ла –  бабочка летала

А - ла – ла - ла, а - ла - ла – ла –  на цветочек села

А - ла – ла - ла, а - ла - ла – ла –  села посидела - дальше полетела

                             Твёрдый согласный  звук  Ш.

                                 Чистоговорки:

     Ша -  ша -  ша    – мама моет малыша.

     Шо – шо – шо  - это очень хорошо.

     Шу – шу -  шу – я на помощь к ней спешу.

     Ши – ши – ши -  стали чище малыши.

     ШУ - ШУ - ШУ – я письмо пишу.

     АШ – АШ - АШ – ваш шалаш.

     АШ -  АШ -  АШ – это ваш, а этот наш.

     ОШ – ОШ - ОШ – ты домой идёшь?

ШО – ШУ – ША  - шёпот, шуба, и душа

ША – ШЕ – ШИ   -  шайба, шёпот, камыши

ШЕ – ШИ – ШУ    - шея, шина, напишу.

                            Белка – шалунишка.

Белка с ветки в свой домишко  перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,  прямо в мишку угодила.

Застонал, заохал Мишка -  на носу вскочила шишка!

                   Саша под душем.

Саша под душем моет шею и уши.

Даже шею, даже уши ты испачкал в тёмной туши.

Становись под тёплый  душ.

      Смой с ушей под душем тушь.

      Смой и с шеи тушь под душем.

      После душа суши уши.

      Шею суши, суши уши,

      И не пачкай больше уши.

                Игра  «Скажи наоборот».

гладкий   -  пушистый               маленький  -  большой

тишина  -  шум                                послушный  -  шалун

свежо  -  душно                               кричишь  -  молчишь

                        Скороговорки.

-  На окошке эту мошку ловко ловит лапой кошка.

- Кошка на окошке штанишки шьёт,

              а мышка в сапожках избушку метёт.

- Лёша, Клаша и Маша едят кашу.

     Лёша и Клаша едят пшённую кашу.

     Нашей Маше дали манной каши.

- Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

    А ваша  маленькая смешная кошка уходит с окошка.

- Маше каша надоела, Маша кашу не доела.

     Маша, кашу доедай, маме не надоедай!

- Купила Саша сушку? Купила Саша сушку. 

    Шла Саша по шоссе  и сосала сушку.

- Сшила Саша Сашеньке шапку,  Саша шапкой шишки сшиб.

     - У маленькой мышки большие штанишки.

     Большие штанишки у маленькой мышки.

- Плюшевому мишке Маша штопает штанишки.

     У  пушистого мишки пушистые штанишки.

 

                                 Загадки.

 -  Мягкие лапки, а в лапках царапки.                                     /Кошка/.

 -  Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык.

    Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода               /Шарф/.

   - Черна, а не ворон. Греет, а не печка.                             /Шуба/.

 

 

               Игра «Подскажи словечко».       И. Лопухина

Положили в плошку…  (каску).               Сладко спит в берлоге… (миска).    

Надевал пожарный … (кашку).              На столе с салатом …    (мишка).

Сочинял писатель…   (башню).                       В поле землю я…     (пасу).

Рисовал художник…   (басню).               На лугах коров …  (пашу).

На лицо надета…       (Машка)               Как нам хочется … (суметь)

Имя нашей кошки…    ( маска).                       Спать спокойно не…    (шуметь)

Спит  зимой в берлоге (мишка).                    В норке маленькая…   (мышка).

                          Игра  «Скажи наоборот».

Гладкий   -  пушистый.              Маленький  -  большой

Тишина  -  шум                           Послушный  -  шалун

Свежо  -  душно                          Кричишь  -  молчишь.

                                  ТВЁРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ  ЗВУК Ж.

                                        Звонкий, как колокольчик.

Артикуляционные упражнения  для губ, языка:

-  заборчик – дудочка.

-  ЧИСТИМ  ВЕРХНИЕ ЗУБЫ.

          Поднимаем язык за верхние зубы и, плотно прижимая,

          двигаем широким языком  вправо-влево.       

«Зубы нужно чистить дважды. 

Каждым утром, вечер каждый – Ж_____».

  • Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда ползу.

    Если в воздухе кружусь, то уж вдоволь нажужж

                                      Жук.                    

                             Жук, жук, не жужжи,

                            Без жужжания скажи:   - Как живётся?

                            - Не тужу!  Слышишь, весело жужжу:

                            Ж – Ж – Ж – жу – жу!

                       Жук – жучок – жучище 

ЧИСТОГОВОРКИ.

              ЖЖЖА – ЖА - ЖА, убежали 2 ежа.

              ЖЖЖО – ЖО – ЖОК – выйду на лужок.

              ЖЖЖУ – ЖУ – ЖУ –  ежу кофточку вяжу.

              ЖЖЖУ – ЖУ – ЖУ –  сбоку ленту повяжу.

              ЖЖЖИ – ЖИ – ЖИ – уползли уже ужи.

Консультация "Учимся говорить правильно, понятно, красив"о.             

                                   Учимся дышать.

- Просим  ребёнка освободить лёгкие от воздуха: выбрасываем воздух, произнося «ПФ»

- Вдох носом выполняем плавно, бесшумно и плавно – небольшой вдох: «Нюхаем цветок», затем выдыхаем плавно и спокойно, как бы «обогревая руки»

  1. Отрабатываем силу выдоха на гласныезвуки.
    • Освободили лёгкие от воздуха - /«ПФ»/.
    • Краткий вдох носом.
    • На одном выдохе произнести звук А... .
    • Закрыли рот.
  1. Затем в таком же порядке произнесли несколько гласных одновременно, с  усилением  голоса  на втором или третьем звуке:     АОУ,  АУ, АО. АОУИ... .
  2. Усложняем речевую дыхательную гимнастику на скороговорках – чисто произнося гласные звуки.
  • Освободились от воздуха - /«ПФ»/.
  • Вдохнули носом.
  • Произнесли: «Как на горке, на пригорке

                             Жили  тридцать три Егорки.

                             Раз Егорка, два Егорка, три Егорка». Постепенно прибавляя по  одному Егорке.

  1. Пословицы для гласных.

Их нужно  произносить медленно, чтобы чувствовать красоту гласных. Их открытость и силу голоса. Старайтесь выделить смысловое слово.

  • Добрые вести не лежат на месте.
  • Добрые вести не лежат на месте.

Старайтесь произносить пословицы в вопросительной и  утвердительной интонации.    

- Добрые вести не сидят на месте?

- Добрые вести не сидят на месте.

  • Кто людей веселит, за того весь мир стоит.
  • Радость не вечна, печальнее бесконечна.
  • У кого рубль плачет, а у меня копейка скачет.
  • И смех наводит на грех.
  • Кто весел, а кто нос повесил.
  • Кошке игрушки, а мышке слёзки.
  • Бери полтину, бери и холстину.
  • По которой воде плыть, ту воду и пить.
  • У нашей Пелагеи - свои затеи.
  • Много желать, добра не видать.
  • От корма кони не рыщут,
  • От добра - добра не ищут.
  • На хороший цветок летит и мотылёк.
  • Не дадут – просит, а дадут – бросит.
  • Пошло дело на лад, а сам делу не рад.
  • Ему замеси, да в рот поднеси.
  • Не до барыша, была бы слава хороша.
  • Наш Гришка не просит лишка.
  • Живи просто – проживёшь лет до ста.
  • Не всё с припасом, поживёшь и с квасом.

Консультация "Ум на кончиках пальцев".

        Уважаемые родители! Заучивать наизусть

всегда трудно. Главное, нет гарантии, что спустя

некоторое время выученное не вылетит из головы.

Можно  совместить эти два вида памяти.

Основным механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации, способствующий сохранению  и развитию  врожденного подражательного рефлекса, а так же живое эмоциональное общение взрослого с ребенком. Речь развивается в деятельности: учите стихи и играйте, учите и рисуйте!

        Превратите заучивание стихотворений в интересную и полезную для развития эмоциональной сферы ребёнка игру.Сопровождайте каждую строку движениями рук: сложить руки в «Замок», «Цветок», «Дом», «Козу», «Солнышко», вращаем ладошки,  переворачиваем, постукиваем ребром,  «пилим», «мнём тесто», ритмично сжимаем и выпрямляем пальцы, соединяем их и разводим, «Пальчики шагают, лежат на столе, летают как птички». 

        Игры в сочетании с движениями развивают общие речевые навыки, такие как дыхание, темп, ритм речи и  выразительность, повышают  интеллектуальный уровень ребёнка.  Развитие функций речи и руки идут параллельно. Совершенствование речевых реакции в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев.

        Пальчиковые игры  развивают творческую  и двигательную активность детей. Игрыв сопровождении стихов вводят  дошкольников в мир поэзии,воспитываютэмоциональную отзывчивость и любовь к прекрасному,расширяют представления детей об окружающем мире.

        Постоянное использование пальчиковых игр позволяет:                                                                      

- регулярно стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи;