a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Работа над текстом на занятиях по РРС (развитию речевого слуха).

Автор: Зубкова Елена Васильевна Опубликовано: 2017-02-09 17:19:13

Документы для скачивания

Работа с текстами на занятиях по РСВ с глухими уч- ся. Развитие речевого слуха осуществляется в процессе длительной, интенсивной слуховой трени ровки и включает в себя 3 этапа: I этап – 1 класс, первоначальный период; II этап – 2- 5 класс, основной период; III этап – 6- 10 класс, период интенсивного развития слухозрительного восприятия речи с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Задача работы с текстами – это использование и развитие потенциального слухового резерва, существующего у глухих детей. Работа над текстом начинается со второго полугодия 1- го класса. После прохождения определённой темы, например «Столовая», предлагается текст с уже знакомым речевым материалом. Во 2- м классе эта тема продолжается. После прохождения темы предлагается ряд текстов так же со знакомым речевым материалом. Широко используется картинный материал. С 3- го класса работа усложняется. От картинок предлагается переходи т ь к таким видам работ, как составление аппликаций, макетов, театрализация текста. Эти виды работы применяются при закреплении уже отработанных текстов. Работа над текстом в 1 – 5 класс ах( глухих учащихся) . Каждый новый текст, предлагается сразу на слух в целом( не более 2х раз) . Это необходимо для того, чтобы приучать детей вслушиваться в образец, стараться, опираясь только на слух, опознать отдельные слова. Как правило, ученик может услышать отдельные знакомые по звучанию слова и порой в ответ на вопрос «Что ты слышал? »- начинает фантазировать, основываясь на нескольких словах. Учитель следит за внятностью произношения. Т екст предлагается для опознания на слух по фразам. Ученик повторяет услышанное. Учитель за экраном уточняет предложение, исправляет ошибки. Ученик повторяет исп равленное, учитель по табличке « рассыпного » текста прочитывает фразу, давая образец. Учащийся следит за чтением учителя, затем прочитывает фразу сам. Если фраза не воспринята учеником на слух, учитель предъявляет её слухозрительно, затем снова на слух. Учитель заменяет «рассыпной» текст карточкой с текстом. Ученик прочитывает его по карточке. Затем предлагаются для различения на слух словосочетания, слова( можно с опорой на карточку) . Ученик выполняет ряд заданий по тексту, воспринимаемых сразу на слух. При выполнении заданий в помощь ученику используются аппликации, картинки, макеты. Учитель снова предъявляет на слух текст целиком, убрав карточку с текстом. Ученик самостоятельно пересказывает текст. При работе над текстом- диалогом после первого же предъявления текста на слух учитель даёт ученику фигурки – «действующие лица». Ученик инсценирует текст при самостоятельном пересказе. В школе глухих работа над текстом продолжается не менее чем на 2- 3 занятиях. Слабым учащимся текст нужно облегчать. Виды работы над текстами, рекомендованные Е. П. Кузьмичёвой. Работа по открытой картине. На слух предъявляются ученику слова – названия изображённых на картинке предметов, действий, состояний. Иногда слухо- зрительно или на слух даются целые фразы. Ребёнок повторяет услышанное, показывает на картинке. Работа по закрытой картине. Ученику на слух даются фразы, передающие краткое содержание картины. Картина показывается, и проводится работа по её закреплению: ученик либо повторяет услышанное и показывает соответствующее сказанному действие, либо отвечает на предъявленные на слух вопросы по предлагаемой картинке. Работа по серии сюжетных картин. Ученик рассматривает первую картинку. На слух узнаёт персонажей картинки, имена детей. Затем учитель коротко рассказывает, что изображено на картинке( иногда записывает) . Потом ребёнок получает вторую картинку. На слух даётся продолжение рассказа. Перед показом третьей картинки задаются вопросы, помогающие раскрыть содержание третьей картинки. Затем из знакомых уже предложений составляется связный рассказ. Организация диалога по тексту. Например, 3 класс. Отрабатываются фразы, слова, словосочетания по теме «Здоровье». На отработанном материале предлагается текст: Девочка заболела. Девочке нездоровится. У неё болит голова. У неё насморк и кашель. Мама поставила девочке градусник. Мама посмотрела на градусник и увидела, что у девочки повышенная температура. Мама вызвала врача. …. . Далее по тексту организуется диалог. - Кто заболел? - Что болит у девочки? - Что сделала мама? - Что сказал врач? - Что дала мама девочке? - Кто поправился? - Что дал врач девочке? Включение новых фраз в текст. Текст целиком предлагается на слух. Ученик приблизительно воспроизводит его. Затем текст предъявляется слухо зрительно. Потом предлагается новая фраза, она отрабатывается на слух. Если ученик не воспр инимает фразу, она даётся слухо зрительно и затем снова на слух. В беседе на тему текста используются фразы с изменённым порядком слов. Например: Скоро будут летние каникулы? Каникулы скоро будут? Куда ты поедешь? На дачу ты поедешь? Можно дать не воспринимаемые ранее названия грибов, цветов, ягод( подосиновик, черника, земляника) и наряду с уже отработанными фразами текста ввести новые: Любишь ли ты собирать землянику? Ты собираешь ромашки? Работа над текстом в 6 – 10 класс ах( глухих учащихся) . Текст предъявляется в целом слухозрительно( 2 раза) , выясняется содержание после каждого предъявления. Восприятие и воспроизведение небольшими частями или по фразам( слухозрительно) . Восприятие слов и словосочетаний на слух, воспроизведение. Работа над базовым словарём( на слух) . Уточнение значений слов, выражений, подбор синонимов. Чтение текста( чтение по фразам, по образцу, сопряжено, самостоятельно) . Работа над содержанием текста( выполнение заданий по тексту, ответы на вопросы, деление на части, составление плана) слухозрительно, затем на слух. Восприятие и воспроизведение фраз из данной темы и из других( слухозрительно или на слух) . Повторное целостное восприятие текста( с/ з) и воспроизведение точно или близко к оригиналу. Составление диалога к повествовательному тексту или составление из диалога повествовательного текста. Текст, считается усвоенным, если ученик воспринимает на слух фразы, данные вразбивку, слова и словосочетания из т екста, а также выполняет задания по тексту, предложенные на слух или слухозрительно. Развитие слухового восприятия текстами в школе слабослышащих. Задачей работы по восприятию текстов в школе слабослышащих является формирование прочной слухо- зрительной основы восприятия обращённой речи. Программой предусматривается использование текстов с 1- го класса. В ходе работы используются как знакомые, так и незнакомые тексты. При восприятии текстов используются наглядные средства: картинки, серии картинок, таблички с предложениями, конструктивные картины, несколько похожих картинок. При восприятии связ ных текстов можно использовать такие виды работы, как составление рассказа из деформированного текста, выборочное чтение, восприятие на слух текста по частям и озаглавливание, составление плана и пересказ текста по плану. Для работы с деформированным текстом можно подбирать такие тексты, в которых ученику самостоятельно трудно установить логическую последовательность. Деформированные тексты целесообразно использовать в 1 – 3- х классах, иногда и в старших классах, при работе над большим по объёму или сложным по содержанию текстом. Выборочное чтение проводится по объёмному и достаточно сложному для восприятия на слух тексту. Составление плана и пересказ по плану следует использовать, начиная с 3- го класса. Этапы работы над текстом со слабослышащими учащимися. 1 этап. Восприятие текста учеником с индивидуальным аппаратом на рабочем расстоянии. Цель этой работы – выяснение понимания текста при восприятии его целостно. Прослушав текст, ученик кратко передаёт его содержание. Если не справляется с заданием, текст, предъявляется повторно. 2 этап. Восприятие и воспроизведение текста по фразам. На этом этапе ставится цель – развитие качественного слухового восприятия, воспитание тонких слуховых дифференцировок, уточнение и расширение словаря, развитие памяти и внимания. Ученики, владеющие связной речью, даже при неполном восприятии фразы на слух восстанавливают её, используя логику, догадку и контекст. Слово, не воспринятое учеником, даётся в начальной форме или в словосочетании, которое облегчит его восприятие на слух. 3 этап. Работа над осмыслением содержания текста. На данном этапе учитель читает текст повторно, ученик воспринимает его целостно. Затем педагог выясняет у ученика понимание содержания текста, основных событий, причинно- следственных связей между событиями и отношений между персонажами с помощью вопросов и выполнения следующих видов работ: выборочное восприятие, выборочный пересказ, словесное рисование, деление текста на части и подбор заглавия к ним, составление плана. В тех случаях, когда ученик затрудняется в восприятии текста и в ходе работы над ним, следует провести несколько занятий по тексту. Например, занятие с учащимися 3 класса с 3 степенью тугоухости. 1 занятие. Чтение текста учителем( без экрана) / ученик следит за чтением по тексту. Выяснение понимания содержания( по 2 – 3 вопросам) . Повторное чтение текста учителем( за экраном) . Определение последовательности картинок в серии с опорой на текст. Ответы на вопросы учителя по тексту( вопросы задаются за экраном) . 2 занятие. Чтение текста учителем( за экраном) . Выборочное чтение учителем частей текста к соответствующим картинкам( за экраном) . Ученик подбирает к картинкам таблички с соответствующим текстом и читает их. Различение учеником отдельных слов, предложений и словосочетаний из текста. Беседа( на тему текста, например, о добрых делах) . 3 занятие. Чтение текста учителем( за экраном) . Чтение текста учителем по частям( за экраном) , озаглавливание этих частей текста учеником. Пересказ текста по полученному плану. Восприятие части текста учеником на слух с последующим повторением этой части по предложениям. Беседа. Выбор видов работы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, сложности речевого материала. Литература. Л. П. Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. Под редакцией В. И. Селиверстова. Москва, Владос, 2001( стр. 200- 215) . Белущенко В. А. , Наумова А. Е. , Седова М. Ю. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха. Методическое пособие для учителя- дефектолога. Под редакцией О. А. Красильниковой. Издательство КАРО, Санкт- Петербург 2006( стр. 31- 34) .

Оставить комментарий: