a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

февраль 2017 г., Кантемирова О.С. ООД "Развитие речи старших дошкольников при помощи элементов ТРИЗ"

Опубликовано: 2017-02-12 09:59:47

Документы для скачивания

Конспект организованной образовательной деятельности «Развитие речи старших дошкольников при помощи элементов ТРИЗ» Подготовил: Кантемирова Ольга Сергеевна в оспитатель первой кв. категории 2017 год Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе. Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» Тема: «В гостях у сказки » Программные задачи: Образовательные задачи: Уметь строить полные выразительные ответы на вопросы, поставленные воспитателем. Учить узнавать знакомые сказки, происходящие в зимнее время по иллюстрациям. У чи ть самостоятельно, пересказывать сказк ус помощью мнемотаблиц. Совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать культуру речи. С пособствовать развитию всех видов памяти у  детей посредством обучения их пересказу. Повысить эффективность  пересказа  через схематизацию литературных текстов. Развивающие задачи: Развивать речь, внимание, воображение. Развивать мышление, эмоциональную отзывчивость, па мять. Развивать устойчивый интерес детей к театрализованной деятельности. Воспитательные задачи: Восп итывать доброжелательность, комм уникативность; Воспитывать инициативность и выдержку. Формировать интерес к сказкам, нравственное начало личности ребенка. Способствовать желанию детей участвовать в театрализованной деятельности. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Оборудование: - Иллюстрации к сказкам- Смайлики «Хорошо- плохо»; снежинки- Маски к сказке « Заюшкина избушка »- Мнемотаблицы- Ноутбук. Мультимедийное оборудование, презентация « Заюшкина избушка»- Магнитофон- Карандаши цветные     Интеграция: Образовательная область «Социализация»: игра «Хорошо,   плохо»( анализировать, мыслить)   Образовательная область « Музыка»: ( умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики)   Образовательная область «Художественное творчество»: ( развитие творчества, замысла, воплощать и отображать задуманное в рисунке)   Образовательная область «Физическая культура»: ( соотносить движения с тек стом)   Предварительная работа: Чтение сказок, инсценировка произведений, знакомство с играми «Хорошо – плохо», « Заюшкина избушка». Ход работы: 1. Мотивационно – ориентировочный этап «Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся». Ребята, с помощью рукопожатия мы передаем, друг другу свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня! Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их. Дети, давайте поиграем в игру. Кто самый внимательный!         - Мороз щиплет нос!         - Мороз морозит руки!         - Мороз щиплет щеки!         - Мороз морозит ноги! Молодцы, все внимательные, давайте поиграем. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково. Снег- снежок                 Сосулька- сосулечка Мороз- морозец            Дерево- деревце Ветер- ветерок            Горка- горочка Лёд- ледок                     Холод- холодок Зима- зимушка            Санки- саночки О каком времени года мы говорим? ( О зиме) Какой сейчас месяц? ( январь) А был перед январем? ( декабрь) А после января? ( февраль) Вы знаете ребята, нам прилетело письмо из царства Зимушки Зимы. В царстве проблема. Одна из зимних сказок потерялась. Поможем её найти? А как мы попадём в сказку? Какие волшебные способы вы знаете? ( ответы детей) 2. Поисковый этап: А сейчас, я загадаю вам загадку: « Дом ее на белой туче,   Но ей страшен солнца лучик.   Серебристая пушинка,   Шестигранная. . . » Дети: Снежинка. В: Подставьте свои ладошки, и я вам дам всем снежинки. Теперь у каждого из вас есть снежинка, а вот когда много- много снежинок падает с неба, что мы говорим? Дети: Снег идёт. В: Всё кругом белым бело, всюду снегом замело. А какой бывает снег? Дети: Белый, пушистый, серебристый, сверкающий, мягкий, твёрдый, колючий, мокрый, чистый, лёгкий. В: Молодцы! Теперь положите снежинки в волшебное ведерко, они превратились, в волшебный снежный комочек, он нам покажет дорогу в царство зимушки- зимы. 3. Практический этап: Комочек покатился и здесь остановился. Зачем ты нас сюда привёл? А- а, он хочет, чтобы мы выполнили вот это задание. ( Д остаёт снежинку, на которой написано задание и читает) Подбери родственные слова к слов у- зима. Дети: Зимний, зимняя, зимушка, зимник, зимовка, зимовье и т. д. В: М олодцы! Комочек опять покатился и здесь остановился. Ещё одно задание. Ребята, а вы знаете сказки зиме? В- ль: Подойдите ребята к столу, выберете иллюстрации сказок, где действие происходит зимой. ( Игра «Аукцион» ТРИЗ) Д ети выбирают, по ходу рассматривания задаются вопросы воспитателем. Кто герои? Что произошло? Что ты помнишь из этой сказки? Кто тебе из героев понравился? В- ль: ( обращает внимание на оставшуюся иллюстрацию) - Почему вы оставили эту картинку? Дети: - Потому что здесь изображено другое время года. В- ль: Но сказки все хороши, несмотря на то в какое время они происходят. Но сегодня говорить мы с вами будем о зиме.     ( Игра «Хорошо, плохо» ТРИЗ) О бращает внимание на таблички – настроения, снежинки. Что хорошо зимой, что плохо зимой.  Итак, я начну: Зимой плохо – потому что гололед К какому настроению я должна прикрепить снежинку? Дети: К грустному …( продолжение игры) Зимой хорошо – потому что…. . В- ль: Молодцы ребята, теперь мы выяснили, что нам нравится зимой, а что нет. Здесь спрятана сказка, а какая я предлагаю вам отгадать с помощью загадок( П оказ презентации) Что за сказка? « Заюшкина избушка» А кто написал эту сказку? ( народ) Как мы можем назвать сказку? ( народная) Воспитатель показывает презентацию к сказке « Заюшкина избушка» Вос питатель предлагает игру «Этюд»- Зашагали наши ножки,   Прямо по дорожке( ходьба друг за другом)   К Зайкиной избушке   На лесной опушке( имитация «Домика»)   Поскачем по дорожке   Меняя часто ножки( подскоки)   Ручками похлопаем( хлопают руками)   Ножками потопаем( топают ножками быстро, тихо) Сидит зайка на пенечке и громко плачет В- ль: ( одевает ребенку шапочку зайчика) Заинька, почему ты плачешь? Заяц отвечает: Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, весна пришла у лисы избушка растаяла, да и выгнала меня из своей избушки. В- ль: Ребята, из какой сказки зайка? Кто помог заиньке?  - Какая присказка лисы слышна в этой сказке? « Как выскачу, как выпрыгн у, пойдут клочки по закоулочкам»  - Как кричал петух? « Кукареку. Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах, хочу ле су посечи! Пошла, лиса, с печи! » А кто скажет, что означает лубяная избушка? ( деревянная) В- ль: Сядем рядком, да расск ажем сказку ладком( дети сели за столы) . ( Рассказывание сказки по м немотаблицам ТРИЗ)  - Молодцы ребята! Хорошо вы знаете сказку.   А сейчас давайте превратимся в героев этой  сказки; - Раз, два, три повернись и в ледяной домик превратись. Пришла весна, выглянуло солнышко, Ледяная  избушка таяла, таяла и растаяла.  ( Дети выполняют движения по тексту) - Раз, два, три повернись в петушка превратись. Петушок крыльями захлопал, ножками затопал, закричал: К укареку! - Раз, два, три повернись и в лису превратись. Покажите, как лиса испугалась и убежала. - Ребята, а что было бы, если бы зайка и лиса помирились и жили бы вместе?  ( ответы  детей) . Ребята, а  сказка  очень хочет, чтобы мы с вами её нарисовали, сделали книгу и показали родителям, я даже подготовила обложку для книги( дети рисуют, раскрашивают героев сказки) . 4. Рефлексивно – оценочный этап: Давайте встанем в большой круг. Вы, все ребята, сегодня были молодцы. Что вам сегодня больше всего понравилось? ( Давайте будем передавать друг другу снежный комочек и говорить, что понравилось) ( Игра «По кругу» ТРИЗ) А теперь пора нашему волшебному снежному комочку назад в ведерко. Посмотрите, в ведерке опять появились снежинки. С ейчас возьмите снежинку и прикрепите её у того смайлика, какое у вас настроение после занятия( крепят снежинку к смайлику) 5. Последующая работа: Нарисовать иллюстрации к сказке « Заюшкина избушка» и оформить книгу. Сделать выставку детских книг о зимнем времени года. Упражнять в пересказе сказок по мнемотаблицам. Упражнять в составлении рассказов о зимнем времени года по мнемотаблицам.

Оставить комментарий: