a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

февраль 2017 г., Минаева С.В., доклад из опыта работы с презентацией "Использование технологии ТРИЗ для формирования творческих, познавательных способностей старших дошкольников"

Опубликовано: 2017-02-12 10:07:45

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Вознесеновская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» структурное подразделение «Детский сад» Доклад к постоянно действующему семинару воспитателей старшего дошкольного возраста Подготовил: Минаева С. В. , старший воспитатель структурного подразделения «Детский сад» МБОУ « Вознесеновская СОШ» 2017 год( Сл. №2) «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, что бы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»( Г. С. Альтшуллер) Анализ современного состояния образования в России, в особенности его начального звена – дошкольного и младшего школьного возраста, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью( социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний, умений, навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. Многие педагоги уже понимают, что необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал развитым воображением и творческим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни. ( Сл. №3) Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях,  согласно вступившему в силу ФГОС ДО- воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.    Дошкольный возраст уникален и от того, как сформируется ребёнок, будет зависеть его дальнейшая жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен и это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. О дним из современных и интереснейших методов обучения является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ( Сл. №4) Придумал ее более 70 лет назад Генрих Саулович Альтшуллер — изобретатель и писатель- фантаст из Баку. Альтшуллер считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи. Главная цель ТРИЗА – формирование творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи. В детский сад ТРИЗ- технология пришла осенью 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу. Это недоразумение подсказало тризовцам, что с дошкольниками можно и нужно заниматься тризовскими приемами.       И хотя технология ТРИЗ в детские сады пришла в 80- х годах. Но, несмотря на это, и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём». С 2000 года ТРИЗ- педагогика включена Министерством образования России и Академией российского образования в структуру современной педагогики. ( Сл. №5)    Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. ( Сл. №6) Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. ( Сл. № 7) В использовании технологии ТРИЗ выделяют следующие этапы работы:   Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? И др.   Цель второго этапа – учить ребенка фантазировать, изобретать. Например, придумать новый стул, удобный и красивый. Или как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачкой? И др.   Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.   На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации. ТРИЗ для дошкольников: - это система коллективных игр и занятий, призванн ая не изменяя основную программу, а максимально увеличить её эффективность; - это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель данной теории Г. С. Альтшуллер.     При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего- то, что потом выразится в различных видах детской деятельности.     Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.    Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям  возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. ТРИЗ – технология, является универсальным инструментари ем, её можно использовать практически во всех видах деятельности( образовательной, игровой, режимных моментах) . Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению. ( Сл. № 8) В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие функции: Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач. Обучение самостоятельной работе. Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы. Обучение эффективной работе в группах. Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр. При этом все пункты выполняются с учетом личностно- ориентированного подхода в обучении, который дает возможность достучаться решительно до любого ребенка. ( Сл. №9) В итоге, у малышей: Формируется своя точка зрения на различные вещи. Появляется свое мнение и смелость для е го выражения. Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы. Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей. Развивается творческое и образное, причинно- следственное, эвристическое мышление, фантазия. Появляется смелость общения. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. Становление данной отрасли педагогики продолжается, поскольку методы и приемы ТРИЗ- технологии е ще полностью не сложились как возможные для работы с детьми дошкольного возраста, поэтому у педагог ов возникают две дополнительные функции: – э кспериментальная( апробирование и коррекция отечественного и зарубежного опыта использования методов и приемов ТРИЗ) ; – и сследовательская( изучение общей теории решения изобретательских задач и методов развития творческого воображения у детей дошкольного возраста) для п остроение на этой основе собственной педагогической системы. Сложность состоит в том, что практически отсутствует учебная литература. Наработанные методики печатаются образовательными учреждениями в очень небольшом количестве. Но это в свою очередь дает возможность педагогам проявить свои творческие способности, раскрыть педагогический потенциал, продемонстрировать свой профессионализм. От педагога требуется самостоятельное построение целей, задач, гипотез, планов экспериментальной работы, проверка гипотез, формулировка выводов и внедрение их в практику дошкольного воспитания и обучения. ( Сл. №10)     В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы и приемы ТРИЗ- технологии: - метод «мозгового штурма»; - метод «моделирования маленькими человечками»; - метод « Системный оператор »; - метод каталога или метод фокальных объектов( МФО) ; - метод ассоциаций; - метод синектики( эмпатии) ; - метод нахождения и разрешение противоречий и сходства; - метод проб и ошибок; - метод фантазирования( ТПФ) ; - кольца Луллия. ( Сл. №11) Метод «Мозговой штурм» Метод мозгового штурма разработал в США совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Осборн в конце 1930- х годов. Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, и нет реального выхода. Благодаря мозговому штурму дети учатся понимать, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Например: - Как спасти колобка от лисы? - Как выгнать лису из зайкиной избушки? - На чем рисовать, если нет бумаги? Ответы детей могут быть самыми невероятными, самыми фантастическими, самыми непредсказуемыми, но благодаря этому у них формируются основы рационального мышления.   Данный метод был продемонстрирован на занятии детей старшей группы воспитателем Кантемировой О. С. ( Сл. №12) Метод «Моделирование маленькими человечками» А втор ом этого метода является основоположник ТРИЗа   Генрих Альтшуллер, а до него английский физик Максвелл( маленькие гномики) .   М оделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами( твердое – жидкое – газообразное) . Суть данного метода заключается в том, чтобы заменять некие сложные системы группами человечков, действующих конкретным образом — в соответствии со свойствами данной системы. Например, если говорить про агрегатные состояния вещества, то их можно выразить следующим образом:  Твердое. Это группа человечков, которые стоят близко друг к другу и крепко держатся за руки.  Жидкое. Это группа человечков, которые всегда стоят близко друг к другу, но при этом за руки не держатся.  Газообразное. Человечки достаточно удалены друг от друга и за руки не держатся. Применение данного метода на занятии с детьми подготовительной группы был о продемонстрирован о воспитателем Горбачевой Г. А. ( С л. №13) 3. Метод « Системный оператор » В детском саду этот прием получил название   «Волшебный экран»  ( у некоторых авторов – «Волшебный телевизор») . Автором данного метода является Генрих Альтшуллер. Система  – это и есть наш рассматриваемый объект. Нужно понимать, что  любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: обязательно состоит из частей и само является частью чего- то, обязательно каким- то образом функционирует( имеет свою  функцию) . При этом у каждой системы существует прошлое и будущее. Подсистема  – это часть системы, или элементы, составляющие ее( например,   система: Машина,   подсистема: колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и др. ;   система: Дождь,   подсистема:  туча, капли воды;   система: Дерево,   подсистема: корень, ствол, листья) . Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может( е сли засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет цвести и плодоносить и т. д. ) Подсистема тоже состоит из частей или элементов( например, Лист состоит из черенка, листовой пластины, прожилок и т. п. ) , но в дошкольном возрасте на этот уровень можно не выходить.    Надсистема  – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть  родовой ( дерево может относиться к родовой классификации «растение») или  по месту расположения( дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т. п. ) Система – лисенок Подсистема – лапы, хвост, уши, туловище, голова Надсистема – дикие животные( Сл. № 14) Каждый  экран  отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее. Пример: ( луковица – проросший лук – блюда из лука) ( Сл. №15) Метод каталога или метод фокальных объектов( МФО) ; Одним из методов активизации мышления является м етод фокальных объектов( МФО)   – это  метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе установления ассоциативных связей со случайными объектами или их признаками. Метод фокальных объектов впервые был предложен в 1926 г. немецким профессором Ф. Кунце, который назвал его «методом каталога». Впоследствии этими исследованиями заинтересовался Ч. Вайтинг, американский ученый, который в 1958г. применил термин «фокальные объекты». Название происходит от слова «фокус», так как совершенствуемый объект лежит в фокусе внимания. ( Сл. №16) Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов даем им описание, а з атем “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться. Например: " Левообезьян ”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева. . . М етод   каталога помогает детям составить сказку из слов, выбранных наугад. Для этого зада ем вопросы, на основе которых и будет строиться сюжет новой сказки. Предлагаемый ход сказки изобретательский, творческий: - Жил – был …- И был он какой …- Умел делать что …- Делал он это потому что, и т. д. Дети очень любят составленные таким образом сказки, т. к. сюжеты получаются интересными, благодаря неожиданным характеристикам и сравнениям. ( Сл. №17) Метод синектики( эмпатии) С инектик а- «совмещение разнородных элементов» — методика исследования, основанная на социально- психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная У ильямом Гордоном в 50- е годы 20 века. Является развитием и совершенствованием   метода мозгового штурма.   Метод « синектики » предлагает поставить себя на место кого( чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающи й представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа.   Например: дети собрались мыть руки, спрашиваем их, о чём сейчас думает мыло, боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т. д. ( Сл. №18) Метод нахождения и разрешение противоречий и сходства Самая распространенная игра для решения задач с недостатком данных – игра « Да- нет- ка ». Чтобы решать такие задачи, необходимо научить детей выбирать из всей известной информации ту, которая нужна для решения, т. е. научить детей сужать поле поиска решения. Данную игру можно использовать, играя с детьми в «Чудо сундучок»( или угадай, что у меня в сундучке? ) Д ети задают наводящие вопросы, а воспитатель отвечает на них только односложное" да" или" нет" , пока не будет получен правильный ответ. А такая игра как « Х орошо- п лохо » помогает детям   разбираться в нравственных ситуациях, развивает речь, фантазию и творческое воображение. Пример: Дождь Это хорошо, т. к. растениям нужна вода. Плохо, т. к. сильный дождь может смыть урожай с полей. ( обе эти игры использовал и сь в ООД Кантемировой О. С. и Горбачёвой Г. А. ) ( Сл. №19) 7. Метод ассоциаций Метод ассоциаций — это первый и   основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и   является составной частью большинства методов эффективного запоминания.   Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр. Что же такое ассоциация?   Ассоциирование   — это в широком смысле   связывание чего- то с чем- то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями, при которой   одно из них влечет за собой появление другого.  А ссоциации у разных людей очень отличаются друг от друга. Если попросить нескольких людей ответить первым пришедшим в голову словом на слово" красный" ( иначе говоря, спросить, с каким словом   ассоциируется   у него слово" красный" ) , можно получить такие ответы: " мак" , " флаг" , " помидор" , " перец"   и т. д. В детском саду метод ассоциации тесным образом связан с м немотехнически ми прием ами работ ы с детьми путем перехода информации в образы. Такие у пражнения способствуют развитию памяти,  интеллекта, внимательности и речи у дошкольников. Приемы мнемотехники в детск ом сад у осваиваются постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические квадраты, затем переходят к освоению мнемодорожек, а потом к сложным упражнениям- мнемотаблицам. Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам, составлять рассказы. К роме речи и памяти, развива ется воображение, что актуально для учебы в школе. Пример использования мнемотаблиц Кантемировой О. С. , схем – Горбачёвой Г. А. ( «Волшебные окошки») ( Сл. № 20) Метод проб и ошибок «А что, если. . . »   — эта фраза очень часто звучит у детей, когда они хотят что- то решить, т. е. идёт подбор вариантов решения – одни варианты более успешные, другие менее. Это и есть метод проб и ошибок.  ( МПиО) . Примеры: П ростенькая задачка: приведите примеры, когда количество букв в названии числа равно самому числу. Начали перебирать: один, два, ТРИ На столе стоят опрокинутыми пять одинаковых фарфоровых чашек. Известно, что под одной из них- орех. Определите, под какой чашкой орех? Ясно, чтобы надежно определить, под какой чашкой орех, надо поднять 4 чашки. Но, может, и повезет, и орех окажется под первой же поднятой чашкой.  ( Сл. №21) Метод фантазирования или типовой приём фантазирования( ТПФ) Чтобы у ребёнка развить фантазию ему в качестве помощников приглашают шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение- уменьшение, деление- объединение, преобразование признаков времени, оживление- окаменение, специализация- универсализация, наоборот. Пример: Увеличение- уменьшение. Этот самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик- с- пальчик, Гулливер, лилипуты, гномы, карлики, великаны. Увеличивать и уменьшать можно практически все. Приведем пример игры- беседы для освоения приема" увеличение- уменьшение" . 1. Ребенку говорят: " Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить? " - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. - Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. 2. Усложните эту игру дополнительными вопросами: " И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать? " - Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из- за стола, выключить телевизор. - Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы. - Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы. 3. Что будет, если у нас удлинится на время нос? - Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи; - Это хорошо, а что в этом плохого? - Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа. Предложите ребенку сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что- то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нравственный анализ ситуации. ( Сл. №22) Кольца или круги Луллия Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которая называется   « Кольца Луллия ».   Основоположником этого метода был Раймунд Луллий  ( 1235- 1315 гг. )   — поэт, философ, миссионер. ( Сл. № 23) Логическая машина Луллия состоит из нескольких кругов. Эти круги очень несложно сделать самим. Из картона или плотной бумаги вырезаются несколько кругов разного диаметра, например, четыре. Все круги делятся на 6 секторов  ( количество секторов может меняться, но на всех кругах их количество должно быть одинаковым) . В соответствии с поставленной задачей, например, придумать новые виды курток, заполняются сектора на каждом круге. На самом большом круге каждый сектор обозначает определенный цвет: белый, черный, зеленый, розовый, синий, желтый. На втором круге, поменьше, также по секторам обозначается назначение куртки: рабочая, спортивная, для прогулок, выходная, девичья, мальчиковая. На третьем круге, еще меньшем, проставляется в каждом секторе величина, размер, форма куртки: широкая, длинная, узкая, короткая, тонкая, толстая. На четвертом круге, самом маленьком, обозначается материал, из которого можно сшить куртку: хлопок, мех, болонья, клеенка, брезент, капрон. Круги нанизываются на стержень  ( булавку, гвоздик) . Для удобства пользования на эту же ось наглухо крепится стрелка – указатель. Круги поворачиваются вокруг оси поочередно, начиная либо с самого большого, либо с самого маленького. Стрелка указывает на возможные варианты. «Кольца Луллия »   можно использовать в любой организованной совместной деятельности педагога с детьми, интегрируя с другими областями. Например: образовательная область   «Коммуникация»   — используются круги с изображением звуков и предметов с этими же звуками  ( в конце, середине, начале слов) . Область   «Познание»   — круги для игр с экологическим содержанием  ( животное и его жилище, животные и их детёныши, птицы и их хвосты, деревья и их листья, плоды и т. д. ) , а также круги с изображением предметов разных размеров  ( больше – меньше и т. д. ) , с цифрами  ( состав числа) . Область   «Чтение художественной литературы»   — круги с изображением сказочных героев и их жилищ или предметов. ( Сл. № 24) Как один из нестандартных приёмов в технологии ТРИЗ можно использовать ДРУДЛЫ. Друдлы- это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать.   Смысл головоломки в том, чтобы подобрать как можно больше версий и интерпретаций. Стоит помнить, что правильного ответа в друдлах нет. ( Сл. №25) А вот кляксы дадут возможность детям развить свою фантазию и раскрыть свои творческие способности. ( Сл. № 26) Развитие детей невозможно без целостной, многофункциональной, насыщенной среды. Развивающая среда в группе обеспечивает разные виды деятельности дошкольников и становится основой для их самостоятельной активности. ( Сл. № 27) В целях пополнения развивающей предметно- пространственной среды для ТРИЗ- технологии педагогам детского сада приходится самостоятельно изготавливать методические пособия и наглядно- демонстрационный материал. ТРИЗ – это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Это система приемов, методов и алгоритмов целенаправленного управления процессом поиска решений задач. Ее современное название «прикладная диалектика» она решает задачи: ( Сл. № 2 8) В познавательном развитии: - Расширение кругозора- Формулировать и разрешать противоречия- Уметь классифицировать, обобщать, делать выводы- Систематизировать знания по математике, экологическому воспитанию, окружающей действительности. ( Сл. № 2 9) В р ечевом развитии: - Формирование и активизация словаря- Развитие связной речи- Активизация общения, развитие диалогической речи- Формировать умение задавать вопросы- Словотворчество и сочинительство- Подготовка к обучению грамоте( Сл. № 30) В художественно- эстетическом развитии: - Умение предлагать нестандартные решения- Находить выход из противоречивой ситуации- Не боятся давать ответы на вопросы, строить предположения, отстаивать свою точку зрения- Уметь сужать поле   деятельности   для решения поставленной задачи- Проявлять творчество в разных видах   деятельности( Сл. № 3 1) Принципы построения   ТРИЗ- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. - Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм. - Системный подход( все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии) . - Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия- Обязательная активизация творческого воображения. - Дать возможность проявить себя. - Стремление получать новую информацию об окружающем мире. - Развивать потребность в познавательной   деятельности. - Дать возможность созидать, творить. - Способствовать развитию аналитических способностей. - Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Порой мы очень хотим решить какую- либо проблему, используем, как нам кажется, многие способы, но ответа не достигаем. Все дело в том, что мы привыкли к стереотипам, к которым нас приучили с детства. Если ель, то обязательно зеленая, если дом, то обязатель но с крышей, с трубой, если газета, то бумажная. . . А почему елка не может быть голубой, цветной? Дом можно изоб разить в виде норки для животного, а газета может быть телевизи онной или лесной. Это в нас срабатывает психологическая инерция, и человек идет по стандартному, наиболее привычному для него пути. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. ТРИЗ учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. ( Сл. № 32) Таким образом, м ожно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие психических процессов и личности в целом. Вместо з аключени я( Сл. № 3 3) В одно окно смотрели двое.                             Один увидел дождь и грязь.                             Другой — листвы зелёной вязь,                             Весну и небо голубое.                             В одно окно смотрели двое. . .                                                   Омар Хайям Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти н а работу как на празд ник, если вам нравится, когда глаза детей блестят, если вы хоти те получать от каждого занятия максимум удовольствия, если вы желаете общаться с умными, думающими детьми, если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом! ( Сл. № 34)

Оставить комментарий: