a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект «Детский сад и семья – первый социум для ребенка»: «Семейная гостиная» Воспитатели: Наумова М.В., Тонких З.И.

Опубликовано: 2017-02-12 17:20:47

МБДОУ «Детский сад села Купино Шебекинского района» Проект Тема: « Детский сад и се мья – первый социум для ребенка » «Семейная гостиная » Разработчик и: Наумова М. В. , Тонких З. И. , в оспитатели М Б ДОУ «Детский сад села Купино» с. Купино 2016 Актуальность Первая школа воспитания растущего малыша – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка недолжно идти стихийным путем. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходиться нелегко из- з а нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, группы. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого – педагогическом плане. Развитие такого взаимодействие предлагает использовать различные формы сотрудничества. Одной из эффективных форм взаимодействия педагогов и сем ьи является организация клуба «Семейная гостиная ». Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, пе редаче опыта в воспитании детей. Тип проекта: Практико – ориентировочный, долгосрочный, открытый, коллективный. Участники проекта: Педагоги, дети, родители. Цель: Объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Задачи: Создать положительную эмоциональную среду общения между родителями и педагогом. В доступной форме раскрыть перед родителями актуальные вопросы воспитания детей. Методы для реализации поставленных задач: Индивидуальное или групповое консультировани е. Привлечение семьи к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности. Опрос. Беседы. Ознакомление родителей с информацией, подготовленной специалистами и педагогом. Решение вопросов, касающихся детей( отсутствие опыта в воспитании детей, организация режима дня, неумение адекватно реагировать на негативное поведение ребенка) . Принципы: Целенаправленность Вариативность форм и методов Сотрудничество Комплектность В соответствии с педаго гическими принципами представила сь возможность выдвижения гипотезы. Гипотеза: Если правильно организовать взаимодействие семьи и педагогов, формировать педагогическую компетентность родите ле й, то можно добить ся повышения эффективности воспи тательно – образовательного процесса, созданию доверительного и тесного сотрудничества между родителями, детьми и педагогом, оказание положительной педагогической поддержки по интересующему вопросу. Основные направления проекта: Просветительское( представление информации для повышения психолого – педагогической культуры родителей) . Практическое действенное( приобщение родителе й к участию в клубе «Семейная гостиная », создание условий для реализации идей родителей, полноценному общению: обмен мнениями, опыт семейного воспитания) . Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы. В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта: Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач: Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами. Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей. Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей. Повышать психолого- педагогическую культуру родителей. Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности. Обобщать опыт семейного воспитания. Проект реализуется в три этапа I этап – подготовительный: 1. Разработка положения о гостинной. ( П риложение 1) 2. Обсуждения общих вопросов, связанных с организацией семейного клуба. 3. Анкетирование родителей с целью выявления их запросов, интересов, проблем, трудностей. ( П риложение 2) 4. Составление перспективного плана работы. ( Приложение 3) II этап – основной: 1. Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребенка». ( Прил. 4) 2. Оформление приглашений на встречу. ( Приложение 5) 3. Выставка поделок из природного материала: «Дары осени». 4. Выставка рисунков: «Моя мама лучше всех». 5. Выставка работ: «Делаем вместе с мамой». 6. Практикум «Игры в адаптационный период ». 7. Консультации( Приложение 6) : « Капризы и упрямства детей », « Адаптация детей в д/ саду », « Влияние родительских установок », «Кризис 3х лет », «Гиперактивность ребенка », «Формирование культуры трапезы », «Игрушка в жизни детей », «Физическое воспитание ». 8. Родительские собрания: сообщения «Зачем ребёнку нужна мама? », «Обуче ние детей правилам поведения», «Патриотическое воспитание в семье». 9. Проведение занятий: «Что т акое хорошо и что такое плохо». 10. Игры: «Тёплая ладошка», «Ты- дрозд, я –д розд», «Мышата», «Семья», «Дом», «Здравствуй пальчик», «Весёлые человечки». III этап – заключительный: Встречи в «Семейной гостиной »: «Давайте познакомимся», «День матери», «Мир сказок», «Перелистаем семейный альбом», «Традиции чаепития». Ожидаемый результат: Увеличени е числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях « Семейной гостиной »; Повышение компетентности родители в вопрос ах обучения и образования детей; Обобщение опыта семейно го в оспитания; Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Литература: 1. Гуров В. Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 160 с. 2. Давыдова О. И. , Богославец Л. Г. , Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. –( Приложение к журналу «Управление ДОУ». 3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. 4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/ Авторы и составители: Т. П. Колодяжная, Р. М. и др. – Ростов- н/ Д, 2002. – 119 с. 5. О. Л. Князева Я_ Ты – Мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников. – М. , ; Мозаика 2003. 6. Козлова С. А. Я человек. Программа социального развития ребёнка. – М. ; Школьная пресса, 2004. 7. Пашкевич Т. Д. Расти счастливым. Программа социально – эмоционального развития детей дошкольного возраста. – Барнаул. ; 2003. 8. Маркова Т. А. Детский сад и семья. М. ; 1981. 9. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Т. Н. Доронова Дошкольное воспитание №1 №2 2000. 10. Т. Н. Доронова Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. М. ; 2003. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Положение о клубе «Семейная гостиная » для родителей детей первой младшей группы. «Семейная гостиная » является дополнительным компо нентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт. Работа осуществляется в соответствии с нормативн о- правовыми положениями в сфере образования в Российской Федерации, законами об обеспечен ии защиты прав и развития детей. Уч астниками являются воспитатели, медсестра, родители воспитанников, воспитанники. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для родителей – участников встречи в «Семейной гостиной » на тему: «Мнение родителей по ряду вопросов ». Удалось ли вам лучше узнать друг друга? а) да б) частично в) нет 2. Удалось ли вам лучше узнать своего ребенка? а) да б) частично в) нет 3. Насколько вы удовлетворены сегодняшней встречи? а) полностью удовлетворен б) частично в) не удовлетворе н( а) 4. Что произвело наибольшее впечатление? 5. Что не понравилось? 6. Считаете ли вы целесообразным проведение подобных встреч? а) да б) не знаю в) нет 7. Сохранилось ли у вас желание прин ять активное участие в следующе й встрече? а) да в) нет б) не знаю 8. Ваши предложения и пожелания ведущему: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Перспективный план организации мероприятий в семейной гостиной на 2016- 2017 уч. г од Тема Содержание Участники Сроки 1. Адаптация в д/ саду – родительское собрание Этапы адаптации, прогноз адаптации Педагог, ст. медсестра, родители Сентябрь 2. Влияние родительских установок- консультация Негативные, позитивные установки Педагог, родители 1. Игрушка в жизни ребенка – памятка для родителей Игрушка для детей – та среда, которая позво ляет исследова ть окружающий мир, формировать и реали зовывать творческие способности, выражать чувства. Родители, педагог Октябрь 2. Выставка поделок из природного материала: «Дары осени». Выставка поделок Родители, педагог 1. « Игры в адаптационный период» Практикум о проведении игр Родители, педагог Ноябрь 2. Выставка фотографий: «Моя мама лучше всех». Проведение выставки фото мам ко дню Матери Родители педагог 3. Консультация «Гиперактивность ребенка» Подготовка консультации для родителей. Причины гиперактивности детей. Полезные советы, предложенны е доктором Д. Реншоу педагог 1. «Кризис» трех лет» коллективная консультация Что необходимо знать роди телям об упрямстве и капризности. педагог, родители Декабрь 2. Капризы и упрямство – памятка Что могут сделать родители. Что такое упрямство? Проявление упрямства. Что такое капризы. Проявление капризов педагог, родители 3. «Обучение детей правилам поведения» встреча в гостиной Проведение встречи с родителями Педагоги, родители 1. Формирование культуры трапезы. На что надо обраща ть внимание во время еды. Как надо кормить ребенка. Педагог, родители январь 1. Игры: «Тёплая ладошка», «Ты- дрозд, я –д розд» Обучение родителей пальчиковым играм Родители, педагог Февраль 1. Проведение занятий: «Что такое хорошо и что такое плохо» По стихотворению Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо» Родители, дети, педагог март 1. Физическое воспитание консультирование 2. Родительское собрание « Патриотическое воспитание в семье» Соблюдение правиль ного режима, п риви вать правила личной гигиены, уделять внимание закалива нию и совершенство ванию двигательной деятельности педагог, родители Апрель Встреча в гостиной Закаливание « Босо хождение» Основные принципы закаливания. Как и когда лучше заняться босо хожде нием педагог, родители май ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Анкета «Знаете ли вы своего ребенка » Какие положительные черты присущи вашему ребенку? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Какие отрицательные черты присущи вашему ребенку? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Чем любит заниматься ваш ребенок? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ С кем больше всего любит общаться ваш ребенок? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Что, прежде всего, необходимо развивать у вашего ребенка? а) речь б) навыки общения с взрослыми в) навыки общения со сверстниками г) навыки самообслуживания д) физическое воспитание 6. Какие трудности испытываете при воспитании? Отсутствие опыта в воспитании. ДА НЕТ Организации режима. ДА НЕТ Неумение адекватно реагировать на негативное поведение ребенка. ДА НЕТ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Уважаемые родители! П риглашаем Вас на встречу в « Семейной гостиной » по теме: « Игра – не забава» В программе: Игрушка в жизни детей. Какие игрушки покупать малышу. Практикуем «Использова ние игр в адаптационный период». Встреча состоится « »_ _ _ _ _ _ _ _ _ 20_ _ _ г. в 18. 00 ч. в группе Будем очень рады видеть вас!

Оставить комментарий: